Диагностируя эгоистичную гордость.
В корне многих наших грехов лежит предположение, что мы — исключительны. Я не имею в виду «исключительны» как исключительно одарённые, такой смысл подразумевается в выражении «она исключительно способна в математике». Я имею в виду такую исключительность, как то, что применимо к большинству людей, не применимо ко мне.
Что-то из нижеперечисленного звучит знакомо?
- Я опаздываю, и я не хочу, чтобы обо мне думали как о неорганизованном или безответственном человеке, поэтому я делаю себя исключением для ограничения скорости, которое установлено для безопасности всех остальных (если только я не увижу полицейскую машину).
- Хотя я знаю Золотое Правило (Евангелие от Матфея, 7:12), что мы должны быть медленны на гнев (Послание Иакова, 1:19), и должны отвечать кротко (Притчи, 15:1), прямо сейчас я гневаюсь, поэтому я буду говорить грубо (и сделаю себя исключением). Вы не обижайтесь, поймите: просто такой уж я есть (но если вы будете грубо говорить ко мне, я определённо обижусь).
- Я знаю, что члены малой группы или группы взаимной подотчётности должны исповедовать свои грехи друг перед другом, чтобы бороться с будущим грехом и ходить в смирении. Но этот грех слишком постыден, чтобы его перед кем-то исповедовать, и это выставит меня в очень неприглядном виде. Поэтому я сделаю себя исключением и просто попытаюсь приложить больше сил самостоятельно. Возможно, я исповедаю его тогда, когда я смогу говорить о нём как о чём-то, над чем у меня есть победа.
- Я знаю, что в моём возрасте закон запрещает мне выпивать, но я уже совершеннолетний. Я считаю, что это дурацкий закон, и я не собираюсь напиваться: я просто хочу повеселиться с моими друзьями. Поэтому я сделаю себя исключением.
- Я знаю, Библия говорит, что мы не должны пренебрегать тем, чтобы собираться вместе (Послание к Евреям, 10:25), но воскресенье — это мой единственный день, когда я могу отоспаться и просто расслабиться (и вообще, это ведь Шаббат, верно?) Я не так уж много получаю от пения и проповеди в любом случае. Кроме того, у ранней церкви не было записей поклонения и проповедей в Интернете. Поэтому я сделаю себя исключением для необходимости регулярно быть активной частью тела Христа в поместной церкви (1-е Послание к Коринфянам, 12:27).
- Порнография может вызывать опасное привыкание у некоторых людей, повреждать то, как они воспринимают других людей, разрушать их служения, а также способствовать росту рабства и секс-торговли, и я знаю, что Иисус говорит, что похоть — это грех (Евангелие от Матфея, 5:28). Но я сделаю себя исключением для этих предупреждений, так как я не позволю ничему из этого случиться со мной. Ещё один потакающий взгляд не повлияет на сек-торговлю, а Иисус простит меня, как Он всегда это делает.
Мы могли бы продолжать и продолжать, верно? Мы могли бы написать целые книги, и, возможно, стоило бы это сделать. Написание таких книг и их прочтение помогает обличать эти исключительные предположения, показывая, чем они являются на самом деле: эгоистичной гордостью.
Гордость в наших предположениях
За каждым намеренным грехом, за каждым сознательным поступком непослушания Богу стоит предположение, что слова Бога или Его законной власти (правительство, школа, работодатель или родители), которые говорят о том, что является самым лучшим для масс людей вокруг нас, не должны применяться к нам. Мы рождены с верой в то, что мы — самые лучшие судьи праведности и справедливости для нас самих, и что мы наиболее надёжно определяем, что такое любовь, почтение и уважение, и правильнее всего их применяем.
Мы любим питать себя такой чепухой. Но это — гораздо хуже, чем чепуха: это старинная, родившаяся ещё в Эдемском саду греховная и эгоистичная гордость.
Мы знаем об этом, так как мы можем ясно видеть это в других, особенно, когда их самонадеянная чепуха непосредственно влияет на нас. Нам не нравится, когда кто-то опрометчиво обгоняет и подрезает нас на дороге или грубо говорит с нами, или не искренен в нашей малой группе. Мы несчастливы, когда наши дети начинают выпивать раньше, чем достигнут разрешённого возраста, когда кто-то в нашей церкви пренебрегает всеми остальными, или когда кто-то, кого мы знаем, смотрит порнографию. Когда другие ведут себя так, мы способны быстро назвать это именно тем, чем оно является: это эгоизм, и именно так себя ведёт гордость.
Как иронично, что мы испытываем возмущение из-за эгоизма других, однако потворствуем ему в нас самих, верно?
Но почему наш эгоизм не кажется нам настолько же плохим? Это потому, что гордость искажает наше самовосприятие. Если у нас нет безжалостной целеустремлённости при оценке наших собственных мотивов и действий, мы будем смотреть на себя через розовые очки заблуждающейся гордости.
Быстрая диагностическая проверка
Гордость такого рода отягощает нас (Послание к Евреям, 12:1) сильнее, чем мы осознаём, потому что такое отношение широко открыто для греха. Оно открывает двери нашего сердца для бесчисленных грехов, оправдывая их тем, что они, на самом деле, не повлияют на нас или не причинят сильного вреда.
Тем временем с ещё одной сигаретой, с ещё одним куском торта или с ещё одним переходом по наполненной похотью ссылке груз становится чуть тяжелее, наши духовные чувства чуть притупляются, наша способность любить сокращается, а наша терпимость к вещам, которые препятствуют нашим эгоистичным пожеланиям, становится меньше. Мы не успеваем оглянуться, как оказываемся в духовном кризисе, и мы удивляемся, почему такое происходит.
Если вы хотите пройти быструю диагностическую проверку, вот несколько общих симптомов серьёзной исключительной гордости:
- Недостаток настоящей благодарности (иначе говоря: Конечно же, я обязан был получить эти блага).
- Горечь (Я не обязан сносить трудности, конфликты, страдания, боль, разочарования или скорбь).
- Зависть (Это меня должны почитать и мной должны восхищаться таким образом).
- Нетерпение (Я не обязан терпеть слабости или грехи этого человека).
- Раздражительность (Я не обязан переносить такие неудобства).
- Жадность (У меня обязательно должно быть то, что может быть у них).
- Вседозволенность (Я должен иметь возможность получить то, чего я так страстно желаю).
Отложите в сторону ношу исключительности
Как наследники первородного греха, мы все подхватываем эти прилипчивые грехи и ноши, и поэтому нам нужно научиться откладывать их в сторону так быстро, как это только возможно (Послание к Евреям, 12:1). Мы подхватываем их, потому что они выглядят как ключи к свободе самопровозглашённой независимости. Но, в конце концов, они оказываются тяжёлыми оковами потакания своим желаниям, высасывающими истинную радость, приходящую только тогда, когда мы отдаём другим (Деяния Апостолов, 20:35), служим другим (Евангелие от Марка, 10:43–45), почитаем других (Послание к Римлянам, 12:10) и любим других как самих себя (Евангелие от Матфея, 22:39).
Иисус пришёл, чтобы освободить нас от исключительной гордости, чтобы мы могли жить в славной, смиренной, здравой свободе детей Божьих (Послание к Римлянам, 8:21).
Мы начинаем откладывать в сторону эту гордость, искренне исповедуя её перед Богом и раскаиваясь в тех её проявлениях, которые мы видим, прося Святого Духа обнажить те проявления, которые мы не видим. Чем больше мы кривимся, молясь такой молитвой, тем больше нам нужно молиться ею.
Но на этом мы не останавливаемся. Бог уже обеспечил нас помощью в виде наших духовных братьев и сестёр в нашей церкви и семье. Так как наша гордость очень искажает наше восприятие нас самих, нам необходимы их объективные наблюдения в качестве зеркал, чтобы помочь нам увидеть наши «слепые зоны». Часто они будут нерешительны в том, чтобы предложить нам это добровольно. Поэтому нам нужно смиренно просить их об этом и обеспечивать их безопасность, чтобы они отвечали искренне.
Мы не исключительны. Но это — очень хорошая новость, потому что исключительность такого рода приводит к близорукому несчастью поглощённости самим собой. Те, кто освобождены от тяжести мышления, ставящего их над законом любви или законами земли, осознают, что они не заслуживают ничего, кроме гнева, и они находят, что во Христе всё является только благодатью. Благодатью, которая делает всякое благо даром, а всякое бремя — лёгким. Они находят славную открытую дверь в неограниченную, полную чудес, радостную жизнь смирения. И там они обнаруживают, почему Иисус называет кротких благословенными (Евангелие от Матфея, 5:5).
Автор — Джон Блум / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Блум (@Bloom_Jon) является автором, членом совета и соучредителем веб-сайта Desiring God. Он написал три книги , «Не видением», «Невидимые вещи» и «Не следуй за своим сердцем». Вместе со своей женой и пятью детьми он живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол).
Последнее: 26.07. Спасибо!