Что такое антисемитизм и как его определить? В своём полномасштабном исследовании «Определение антисемитизма» Кеннет Л. Маркус объяснил:
«Антисемитизм — это негативное отношение к еврейскому народу, индивидуальное или коллективное; поведение, отражающее эти взгляды; и идеологии, которые их поддерживают. Другими словами, это враждебность к евреям, включая мысли, которые не реализуются, и действия, которые не до конца продуманы. Как совокупность установок он варьируется от лёгкого пренебрежения до яростной ненависти. Как форма поведения он охватывает враждебность по отношению к отдельным евреям, еврейским институтам и еврейскому обществу. Как идеология он предлагает осмыслить весь мир и всю историю, а не только относительно небольшую территорию, как захваченную потомками Иакова».
Вы уловили суть? Для антисемита единственный способ разобраться в мировой истории и единственный способ разобраться в современной политике — это понять «евреев». Они каким-то образом дергают за ниточки главных событий, происходящих в мире, особенно плохих. «Это всё эти гадкие евреи! Они за всем этим стоят!» Итак, будь то мировые войны или мировые банки, теракт 11 сентября или ИГИЛ, именно «евреи» каким-то образом контролируют результат и направляют ход мира. Это всегда «евреи!»
«Превращение евреев в искажённое представление о «евреях»»
Маркус продолжает:
«Идеологию антисемитизма можно формулировать по-разному. Иногда она понимается как противовес предполагаемой еврейской “религии”, а иногда — воображаемой еврейской “расы”. В конечном счёте, антисемитизм — это не о расе или религии. Скорее, это процесс создания из евреев искажённого образа “евреев”. Заимствован ли этот образ из расовых или религиозных идей, в конечном счёте не имеет значения. Тем не менее, следует отметить, что антисемитизм характерным способом конструирует образ «еврея», который обычно отличается, по крайней мере в своих крайних формах, соответствующими явлениями демонизации и бестиализации».
Итак, существует огромная разница между справедливой и честной критикой отдельных евреев (или групп) и антисемитизмом, точно так же, как существует огромная разница между, скажем, справедливой и честной критикой отдельных лиц (или групп) афроамериканцев и расизмом в отношении чернокожих. Итак, когда речь заходит об американских евреях, справедливо спросить: «Почему так много американских евреев поддерживают аборты и однополые “браки”, если Тора является частью их наследия?» В этом нет ничего антисемитского, равно как нет ничего расистского в вопросе: «Почему так много христиан-афроамериканцев голосуют за демократов, если демократы поддерживают множество антибиблейских ценностей?» Но действительно является антисемитизмом, когда говорят: «Евреев не волнует библейская мораль», так же как было бы расизмом сказать: «Афроамериканцев не волнует библейская мораль».
Роль Божественного суда
Я также хотел бы подчеркнуть, что утверждение о том, что некоторые исторические страдания еврейского народа являются результатом божественного суда, не является антисемитским, каким бы непопулярным они ни было. С точки зрения Ветхого Завета, разрушение Первого Храма и изгнание еврейского народа в Вавилон были результатом отвержения нашим народом Закона и Пророков. С точки зрения Нового Завета, разрушение Второго Храма и последовавшее за этим изгнание были результатом нашего национального неприятия Мессии Иисуса.
Конечно, если бы мы, евреи, находились в полном послушании Богу и в полной мере наслаждались Его заветными благословениями, мы бы не были рассеяны по миру и не перенесли бы столько боли и душевных страданий. И говорить так — это не антисемитизм. В то же время, с библейской точки зрения, народы мира последовательно выходят далеко за рамки назначенного Израилю наказания, стремясь стереть этот народ с лица земли. И очевидно, что сатана хочет уничтожить еврейский народ из-за его важной роли в Божьем плане искупления. Ещё раз, вопрос в том, чтобы быть справедливым, сбалансированным и точным в выражении критики и беспокойства. Антисемиты таковыми не являются.
Антисемитизм растёт
А как насчёт обвинения в том, что евреи иногда используют слово «антисемитизм» как оружие против всякой критики? Это правда? Да, я считаю, что в некоторых случаях это правда. Когда критика выдвигается против американских евреев или израильских евреев, некоторые евреи восклицают: «Антисемитизм!» Но то, что некоторые люди слишком часто используют это слово (точно так же, как можно злоупотреблять и термином «расизм»), не умаляет и не отрицает вполне реальное присутствие антисемитизма в сегодняшнем мире. Это явление растёт и его нельзя отрицать, оно проявляется не только на словах, но и на деле: преступления на почве ненависти против еврейского народа в Америке и других странах возрастают до угрожающих масштабов, включая хладнокровные убийства евреев в Европе, Америке и на Ближнем Востоке.
Профессор-еврейка делится своими опасениями
Дебора Э. Липштадт — профессор современной еврейской истории и исследований Холокоста в Университете Эмори в Атланте, штат Джорджия, и автор нескольких книг, в которых она противостоит отрицателям Холокоста. Но её имя известно за пределами академических кругов благодаря фильму «Отрицание», в котором рассказывается история её победы в британском суде над отрицателем Холокоста Дэвидом Ирвингом.
В своей книге 2019 года «Antisemitism: Here and Now» (Антисемитизм: здесь и сейчас) профессор Липштадт говорит следующее:
«Каким бы ужасным ни был Холокост, он навсегда остался в прошлом. Когда я пишу об этом, я пишу о том, что было. Хотя я по-прежнему в ужасе от того, что произошло, это уже история. Современный антисемитизм — другой случай. Речь идёт о настоящем. Это то, что многие люди делают, говорят и с чем сталкиваются сейчас. Это придаёт этой теме актуальность, которой не обладает ни один исторический акт».
Да, то, что произошло в истории, ужасно. Но то, что происходит на наших глазах сегодня — не вчера, а сегодня — очень беспокоит. Она продолжает:
«Что нас должно тревожить, так это то, что люди продолжают верить в заговор, который демонизирует евреев и считает их ответственными за зло. Антисемиты продолжают оживлять эту особую разновидность вековой ненависти. Они оправдывают её и действия, совершенные во имя неё. Исторические последствия этой гнусной одержимости были настолько катастрофическими, что игнорировать её современные проявления было бы безответственно».
Но это не просто антисемиты в целом распространяют теории заговора, демонизируют евреев и возлагают на них ответственность практически за всё зло на планете. Именно христиане-антисемиты поддерживают и распространяют эту ложь. И они используют Библию для обоснования своей точки зрения. Насколько это опасно?
Липштадт также делает важное наблюдение:
«Подобно пожару, устроенному поджигателем, страстная ненависть и теории заговора выходят далеко за пределы намеченной цели. Они не сдерживаются рационально. Но даже если бы антисемиты ограничили свой яд в отношении евреев, существование ненависти к евреям внутри общества является показателем того, что что-то не так во всём обществе. Ни в одном здоровом обществе не должно быть широкого распространённого антисемитизма или какой-либо другой формы ненависти».
И ни одна здоровая церковь — или здоровый христианин — не может питать антисемитизм.
(Адаптированная выдержка из книги Майкла Л. Брауна «Christian Antisemitism: Confronting the Lies in Today’s Church» / «Христианский антисемитизм: борьба с ложью в сегодняшней Церкви»).
Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо брату Майклу: своим отточенным пером, взвешенными оценками и акцентированием на самых важных нюансах ему удается сформировать действительно христианский взгляд на проблему.
P.S. Спасибо за перевод, но «бестиализацию» я бы заменил на «расчеловечивание».