Существует субботняя молитва о зажигании свечей. И вот я слышала, что она некорректная, поскольку якобы Всевышний не заповедал зажигать свечи в шаббат. Хочу узнать ваше мнение — стоит ли ее использовать, и откуда вообще взялась эта традиция? (Алина)
Отвечает Дмитрий Ю., мессианский учитель:
Попробуем ответить относительно того, что заповедал Всевышний в шаббат.
Есть пять мицвот (заповедей), которые предписаны по традиции еврею. Две позитивные и три запрещающие.
Отдых в субботу. «А в седьмой день отдыхай» (Шмот, 23:12)
Делать шабат святым. «Помни день субботний, чтобы его освящать» (Шмот, 20:8).
Ну, понятно, что тут есть повод для творчества — как именно освящать и как именно отдыхать.
Думаю, гораздо больший повод для творчества, это следующие заповеди:
Запрещено работать в субботу. «Не делай никакой работы в шабат» (Шмот, 20:10).
Ну, на тему — что есть работа, а что таковой не является — тут те, кто ее создают, нашу традицию, не устают трудиться до сегодняшнего дня и продолжают выносить решения, что является работой, а что нет.
Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. Шмот 16:29 «Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день»
Опять таки, мы были в пустыне, а не в городе, ну и понятно, что дистанция субботнего пути была не указана, и 2000 локтей, так сказать, это творчество мудрецов.
Ну вот собственно мы и добрались до огня.
В субботу запрещено зажигать огонь. Шмот, 35:3 «Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу»
Итак, мы можем видеть запрет на зажигание огня.
Шмот, 16:23 И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра
Ну, понятно, и приготовление пищи, так как оно было связанно с разжиганием огня. Итак, пять основных, на этом все не заканчивается.
Итак, где же мы можем видеть заповедь зажигать, когда мы видим заповедь не зажигать и откуда взялась традиция зажигать, когда есть запрет не зажигать? :)
Думаю, что все достаточно просто. Вся семья собирается на праздничный ужин, который предстоит провести в темноте, из-за запрета зажигать огонь. Не проще ли приготовиться к этому и зажечь огонь, когда это еще можно делать до наступления шаббата? Так что, традиция зажигать свечи субботы, чтобы не кушать в темноте, думаю, возникла из запрета зажигать огонь в шаббат.
Вернемся еще к одной из заповедей святить шаббат. Святить, отделить его от всех остальных дней — отсюда и появилась традиция отделения (освящения), когда мы встречаем и провожаем шаббат. Перед наступлением шаббата мы зажигаем свечи и молимся, после того как шаббат подошел к концу, мы также молимся и зажигаем свечи.
Таким образом, мы не только встречаем субботу, но и провожаем ее, отделяя ее с двух сторон от всей недели.
Люди слыхали о встрече субботы, но большинство не слыхали про авдалу (проводы).
Так что, если вы разделяете дни для Господа, можете читать молитву в начале субботы и в ее конце, ну для того, чтобы отделить шаббат.
Можно так же молиться каждое утро и каждый вечер, — тоже, как мне кажется, неплохая практика :), может при этом не сопровождаться зажиганием свечей.
Ну, если понравиться — можете зажигать.
Итак, мы живем в Новом Завете и нам верующим Нового Завета сказано:
Рим.14:6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
Так что, если вы решите зажигать свечи в шаббат и молиться — не согрешите, если этого делать не будете, тоже не согрешите, поступайте по удостоверению своего ума.
В общем, как я понимаю, Всевышнему доставляет удовольствие, когда вся семья собирается за праздничным столом, благодарит Его за то, что Он дал, благословляют Творца, отец благословляет детей и жену. Лично я ничего плохого в этом не вижу — семья вместе, дети видят правильный порядок вещей в доме. Как мне кажется, неплохая традиция.
Так что, думаю, что если кто-то считает такую традицию некорректной, мне она лично нравится и моим домашним тоже. Если кто-то считает иначе — может этого не делать.
Лично я не вижу ничего некорректного, если моя семья и мои друзья, или просто гости, сядут в конце недели за стол, зажгут свечи (ну, хотя бы для романтики), и скажем все вместе спасибо Творцу за то, что ОН провел эту неделю с нами, и попросим Его благословить эти выходные и быть в месте с нами.
Надеюсь, что в этом ответе вы таки найдете то, что искали для себя.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо, Дмитрий, за чудесный ответ!! ;) Хочу немного добавить, что существует такая еврейская молитва: «Барух Ата Адонай Элоhэйну Мэлэх аолам ашэр кидшану бэмицвотав вэцивану лэhадлик нэр шэль Шаббат», которую произносит женщина во время зажигания свечей. И я считаю, что вот именно она не совсем корректная, т.к. в ней говорится, что Всевышний заповедал зажигать свечи Шаббата, хотя такой заповеди, как мы уже увидели из ответа выше, нет.
Взамен этой молитвы я например произношу другую чудесную молитву: «Барух Ата Адонай Элоhэйну Мэлэх аолам ашер кидшану бэИешуа аМашиах Ор аолам вэАдон Шаббат», которая переводится так: «Благословен Ты Господь Бог наш Царь вселенной освятивший нас в Иешуа Мессии Который есть Свет миру и Господин Шаббата».