Традиционная еврейская шаббатняя молитва звучит так: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать шаббатние свечи». Но у человека возник следующий вопрос. Ведь в Торе нет такой заповеди зажигать свечи в честь субботы. И насколько я знаю, даже есть заповедь противоположная, о том, чтобы не делать этого — не делать никакой работы и, в частности, зажигать свет. Так почему же евреи по всему миру используют эту молитву? И какой молитвой правильно и корректно молиться в данном случае?
Во-первых, мы знаем, что те иудеи, которые считают для себя это заповедью, они зажигают свечи (и обычно это делает хозяйка дома) перед наступлением Шаббата.
Второе, безусловно, такой заповеди в Торе нет и близко. И в книгах пророков мы не видим такой заповеди.
На самом деле, как мы можем судить, это было такое практическое постановление в древнем Израиле для того, чтобы можно было в наступившем Шаббате не сидеть в темноте. Вот и всё. Но, как и многие другие обычаи (в данном случае это такой практический обычай), потом оно было превращено сначала в постановление мудрецов, так называемых хазаль, а затем это постановление было приравнено к заповеди.
И сейчас, когда многие ортодоксальные иудеи, консервативные иудеи и примкнувшие к ним зажигают свечи, хозяйка молится, говорит браху, благословляя Господа, якобы повелевшего это делать. Конечно, Господь никогда такого повеления не давал.
И здесь яркий пример того, как духовные вожди Израиля, применяясь к обстоятельствам, брали обычай, этот обычай постепенно вводили в правило, затем этому правилу придавали законодательную силу.
Так вот, когда так называемые мудрецы Израиля превратили правила в закон, а потом закону стали придавать силу заповеди и ввели специальную браху, специальную молитву, где так и говорилось: «Благословен Ты, Господь, Царь Вселенной, заповедавший нам делать то-то и то-то (в данном случае, зажигать шаббатние свечи)», они по сути приравняли своё постановление, которое первоначально имело практический смысл, к Слову Божьему, к Божьей Заповеди, понимая, что в таком случае его будут повсеместно выполнять. И так и получилось.
Что происходит сейчас? Эта заповедь стала чисто ритуальным действием, не имеющим в обычных условиях никакого отношения к практической пользе, даже для празднования Шаббата, потому что сейчас почти везде есть электричество. Тем более, зажигание двух свечей, особенно если это большой дом, вообще ничего не добавляет. И мы можем проследить эти этапы, которые, на самом деле, для кого-то выглядят трогательной национальной историей, для кого-то выглядят чем-то освящённым, великой традицией, а для кого-то выглядят определённым курьёзом. И в зависимости от того, как люди относятся, они так и исполняют.
Значит ли это, что мы не можем зажигать эти свечи? Конечно, не значит. Потому что само по себе зажигание этих свечей никак ни противоречит Торе, никак ни противоречит всему Писанию.
Но молитва, в которой говорится, что это заповедал Господь, явно неправильная. Чем её можно заменять? Например, молитвой, где говорится, что Машиах — это свет миру, и Он освещает наш дом.
Не является ли это грехом (и если является, то какой тяжести?) для мудрецов, раввинов и людей, которые берут на себя ответственность, приравнивать такие человеческие постановления к Божьей заповеди? Насколько это серьёзно? Насколько это опасно? И насколько это влияет сегодня на еврейский народ?
Я считаю, что это вопрос крайне важный для всякого верующего в Бога Израиля, всякого искренне верующего в единого Бога. Действительно, согласно Писанию, нельзя прибавлять к Слову Божьему и нельзя убавлять. И даже есть предупреждение о том, что будет с людьми, которые будут практиковаться в этом. Поэтому вот такие духовные упражнения, которые приравнивают к Божьему Слову то, что в нём никогда не было и быть не может, они опасны.
И мы видим не только из истории Израиля, мы видим и из истории христианства, что получается, когда духовные вожди либо еврейского народа, либо Церкви, либо того или иного народа, который назывался или называется христианским, в этом практикуются. Это угашает святой Дух и, конечно же, огорчает нашего Господа, и приводит к искажению взгляда Божьего народа на Слово Божье, искажению воли Божьей и практики верующих.
Подписывайтесь на наш канал в Youtube
Последнее: 26.07. Спасибо!