Женщины в основе раскола

Девочки, накладывающие тфилин, женщины-раввины, смешанные песнопения и танцы в синагоге, к которым порой присоединяются христиане. Наиболее богатое и влиятельное в США направление иудаизма, называемое модерн-ортодокс, переживает глубокий кризис. Раскол между либералами и консерваторами настолько велик, что современная ортодоксия в США грозит расколоться на мелкие и маловлиятельные группы.

Это уже стало традицией. Ежегодно в январе, в День Мартина Лютера Кинга, чернокожий хор баптистской церкви во главе с пастором Роджером Хамбриком, состоящий из мужчин и женщин, дает концерт в еврейском ортодоксальном Институте Ривердейла в Бронксе. Несколько лет назад хор начал выступать в институте без перегородки, разделяющей его на мужскую и женскую половины, как это принято в ортодоксальной синагоге. В ходе концерта к баптистскому коллективу присоединяется детский еврейский хор из соседних школ, в котором мальчики и девочки также стоят и поют все вместе. В январе 2015 года символическое значение совместного концерта возросло: в Нью-Йорке произошли беспорядки на расовой почве, вызванные тем, что чернокожий убил двух полицейских в Бруклине, после чего сам застрелился. Евреи, придерживающиеся либеральных взглядов, тогда выступали за то, чтобы полицейские, окружившие чернокожего после преступления и тем самым, вероятно, вынудившие его совершить самоубийство, были арестованы. В акции протеста приняли участие даже несколько раввинов, которые были задержаны полицией. В состоявшемся вскоре после тех событий концерте приняли участие более 200 ортодоксальных евреев, исполнивших вместе с черным баптистским хором символическую композицию We Shall Overcome («Мы возьмем вверх»).

Хотя организаторы называют свое мероприятие концертом, а не молитвой, именно такие мероприятия провоцируют разлом между различными течениями современной ортодоксии. Традиционалисты не приемлют смешения мужского и женского коллективов внутри синагоги, женского пения и самого присутствия в доме молитвы христианского духовенства. Либералы же рассматривают совместное выступление иудеев и чернокожих христиан как выполнение пророчества Исайи: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов».

Институт Ривердейла, известный также как The Bayit, имеет репутацию центрального учреждения либерального крыла традиционного иудаизма, получившего название «открытая ортодоксия». Это течение, желая соответствовать духу времени, зачастую переходит рамки галахических законов. Еще в 80-х годах прошлого века стали появляться ортодоксальные учреждения, где женщины, вопреки сложившейся до этого времени традиции, получили возможность изучать Талмуд и еврейское религиозное право. Сегодня подобные учебные заведения уже не редкость как в США, так и в Израиле, но тогда они произвели своеобразную революцию в ортодоксальном мире.

Перед началом совместного концерта к собравшимся всегда обращается руководство синагоги. Первой выступает Сара Гурвиц, занимающая в иерархии The Bayit второе место. Сара Гурвиц называет себя «первой женщиной, получившей сан ортодоксального раввина». Она выполняет обязанности, которые в ортодоксальном сообществе всегда считались мужской прерогативой: руководит общиной соблюдающих евреев и выносит раввинские постановления. Она также называет себя «раба» (женская форма от «раввин»). После нее появились и другие ортодоксальные женщины, сдавшие экзамены на раввинскую смиху, но они предпочитают не называть себя раба, чтобы их не приняли за реформисток.

Вопрос о рукоположении женщин в раввины поставил современную ортодоксию в США на грань раскола. В настоящее время в этом течении выделяются два лагеря. Оплотом противников такого решения стал знаменитый Yeshiva University, основанный более века назад. Им противостоят либералы, группирующиеся как раз вокруг Института Ривердейла и других подобных учреждений.

«Открытая ортодоксия», зародившаяся 40 лет назад, сегодня превратилась во влиятельное направление с солидной экономической базой. У ее приверженцев есть свои иешивы для женщин (Yeshivat Maharat и Chovevei Torah), синагоги, школы, раввинская ассоциация, предлагающая альтернативу давно существующему ортодоксальному Раввинскому совету Америки. Недавно появился базирующийся в Нью-Йорке Международный раввинский суд, занимающийся, в первую очередь, вопросом разводов для женщин, чьи мужья куда-либо исчезли или просто отказываются дать своим половинам разводное письмо.

В настоящее время противоречия между двумя направлениями современной ортодоксии дошли до критической стадии и угрожают вылиться в официальный «развод». Конфликт усугубился в начале 2014 года, когда двум ученицам школы, принадлежащей течению «открытой ортодоксии», разрешили накладывать тфилин во время молитвы. Ведущий историк американского еврейства Джонатан Сарна из Университета Брандейса полагает, что раскол современной ортодоксии неизбежен: «Если у одного течения появились два вида учебных заведений и разные молитвенники, то “развод”, очевидно, не за горами».

Стоит понимать, что современная ортодоксия – сравнительно немногочисленное, но очень влиятельное течение, занимающее в американском иудаизме центральное положение между ультраортодоксами, с одной стороны, и реформистами и консерваторами – с другой. Современная ортодоксия отличается заметным плюрализмом взглядов среди своих приверженцев. К этому течению принадлежат как и ортодоксальные раввины, отличающиеся от ультраортодоксальных лишь тем, что стремятся дать своим детям современную светское образование и профессию, так и убежденные либералы. Хотя число современных ортодоксов сравнительно невысоко, они – самая состоятельная и образованная еврейская группа в США. Приверженцы этого течения активно представлены в американском истеблишменте. Достаточно вспомнить бывшего сенатора и кандидата в вице-президенты Джо Либермана и нынешнего министра финансов Джека Лью. Если это течение расколется на несколько либеральных и консервативных групп, то уровень его влиятельности неизбежно упадет.

Материал подготовил Роберт Берг / jewish.ru

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!