Спектр иудаизма
Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.
Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.
Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.
Верования и практика
Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).
Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.
В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.
Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.
Ветвь ортодоксального иудаизма
До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.
Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.
Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.
Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).
Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.
Два течения в ортодоксальном иудаизме
Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.
Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.
Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек. Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности. Основной язык в повседневной жизни — идиш.
Хасидизм
Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим). Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси. Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.
Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения. В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди. Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.
Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами [1]. В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой [2].
Ветвь реформистского иудаизма
Реформистский иудаизм — это продукт современности. Просвещение 18-го века в Европе принесло, среди прочего, переворот традиционных религиозных убеждений. Путём к истине стал считаться разум, а не откровение. В этом новом климате реформистский иудаизм родился в 19-м веке в Германии. Многие “современные” евреи отбросили авторитет и галахи, и Библии, хотя последняя почитается из-за этики пророков и рассматривается как имеющая историческую ценность.
Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению. Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями. Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены. Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.
Немецкие евреи, а также прочие западноевропейские евреи пытались ассимилироваться в обществе, полагая, что это обеспечит им доступ к равным правам. Их национальностью было «англичанин», «француз» или «немец», а иудаизм был их религией. Потому служение в синагоге проводилось уже не на иврите, а на местном языке, различные обычаи были заимствованы из христианских церковных служений, включая даже собрание в воскресенье вместо еврейского Шаббата.
Реформистский иудаизм распространился по Западной Европе и в Северной Америке (в Восточной Европе, где Просвещение не имело аналогичных масштабов, евреи остались либо традиционными, либо полностью заменили иудаизм другой идеологией, например, социализмом). Мораль была гораздо важнее церемонии, и это означает, что для реформистских евреев библейский акцент делается на книгах Пророков с их постоянным призывом к правосудию и справедливости, а не на Торе, которая больше фокусируется на обрядах и религиозных обязанностях, и в том числе на морали. Этот акцент на морали также привёл реформистский иудаизм к большему взаимодействию с нееврейским обществом и участию в социальной сфере.
Первоначально реформистский иудаизм отвергал идею сионизма, веря в то, что евреи должны чувствовать себя дома, будучи гражданами любой страны, в какой бы они не оказались. Этот взгляд претерпел радикальные изменения, особенно в 20-м веке, вследствие погромов в Российской Империи и Холокоста. Американский реформистский иудаизм после этого стал горячо сионистским.
С развитием реформистского иудаизма он становился все менее радикальным. В последнее время наблюдается восстановление многих аспектов традиций, но скорее как следствие национальной идентичности или личного выбора, чем религиозных требований. Реформистские евреи, как правило, принимают все аспекты иудаизма, которые они находят удобными для себя; человек имеет право жить согласно своим собственным убеждениям. В результате, повседневный образ жизни реформистских евреев может практически не отличаться от образа жизни неевреев.
В Европе реформистский иудаизм часто проходит под названием “либеральный иудаизм” или “прогрессивный иудаизм”, а в Венгрии его называют “неологическим иудаизмом”. Но сердцем реформистского иудаизма остаётся Северная Америка.
В 2013-ом году 35% американских евреев идентифицировали себя как реформистские [3]. Хотя подобной статистики по Европе нет, в 2010-ом году в Европе было 150 реформистских (либеральных, прогрессивных) общин, из них 80 — в Великобритании [4].
Ветвь консервативного иудаизма
Также известный за пределами Северной Америки как масорти (“традиционный”) иудаизм, консервативный иудаизм развился в 19-м веке в Германии, но стал преимущественно американской ветвью. Он занимает промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом. Название “консервативный” — это не политический ярлык, оно показывает интерес этого движения к сохранению еврейских традиций.
Для консервативного иудаизма галаха остаётся обязательной, но она подверглась большим переменам и развитию, чем в ортодоксальном. В отличие от последователей реформистского иудаизма, где решения отдельной личности являются первостепенными, консервативные евреи считают определяющим голос всего еврейского народа. Девиз “традиция и перемены” показывает баланс, который пытается найти это промежуточное течение. Попытка удержаться посредине создала некоторую двусмысленность вокруг определённых теологических идей. Что касается образа жизни, официальная приверженность традиционному еврейскому стилю жизни не всегда отражается в жизни членов консервативной общины.
Примерами промежуточного подхода к определённым практикам являются: совместное сидение мужчин и женщин в синагоге (установлено в 1940-х годах), разрешение на использование электричества в Шаббат (установлено в 1950-м году), разрешение поездки за рулём автомобиля в синагогу в Шаббат (также установлено в 1950-м) [5]. Всё это до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме, в то время как в реформистском иудаизме нет необходимости в официальном урегулировании подобных ограничений.
Консервативный иудаизм в последние годы
Хотя эта ветвь иудаизма доминировала в Америке после Второй Мировой Войны (41% американских евреев были консервативными в 1970-х годах [6]), число тех, кто идентифицирует себя с ним, значительно уменьшилось. В 2013-ом году около 18% американских евреев причисляло себя к консервативным. Для объяснения спада этого движения были предложены разнообразные причины, такие, как акцентирование на ожиданиях галахи без особого внимания на ожиданиях членов общины (таких, как удовлетворение насущных потребностей) [7].
В Европе аналогичная ветвь носит название масортим. Масорти означает “традиционный” и, фактически, эти общины более традиционны, чем их американские собратья. В официальном списке насчитывается 30 общин масортим: 12 в Великобритании, 6 во Франции и остальные разбросаны по другим странам. Несмотря на спад консервативного иудаизма в Северной Америке, общины масортим сейчас составляют наиболее растущую ветвь иудаизма в Европе [8].
Реконструктивистский иудаизм
Реконструктивистский иудаизм является ответвлением консервативного иудаизма. Это по большей части произведение одного человека, Мордехая Каплана, который видел иудаизм как эволюционирующую религиозную цивилизацию. Каплан начинал как ортодоксальный раввин, став консервативным непосредственно до основания реконструктивизма. Реконструктивистский иудаизм более положительно относится к традиции и принятию решений общиной, чем реформистский иудаизм, хотя и существует значительная свобода в вопросах поведения и верований.
В 1922-м году Каплан провёл бат-мицву для девочек, среди которых была его собственная дочь Юдит, и после этого данная церемония вошла в еврейский мейнстрим. Хотя в 19-м веке и были одиночные примеры проведения бат-мицвы, именно Каплан сделал этот обряд нормой для широкого еврейского сообщества. Ранее нормой было проведение обряда только для мальчиков. (Бар- и бат-мицва — это обряды вступления в совершеннолетие, первый проводится для мальчиков в 13 лет, второй — для девочек в 12 или 13 лет. Во время этих церемоний мальчик или девочка публично берут на себя обязанность жить по-еврейски и принимать участие в жизни еврейской общины.)
Это движение также сыграло важную роль в продвижении хавуры, или малых групп, объединяющих евреев-единомышленников. Хавурот (множ. число) часто функционируют как альтернатива более устоявшимся еврейским институтам. Их члены встречаются в Шаббат и праздники, проводя обряды, связанные с циклом жизни по еврейскому календарю и/или для обучения и молитвы.
На 2013-й год только 1% американских евреев причисляли себя к реконструктивистскому иудаизму [9]. Тем не менее, с их установлением обряда бат-мицвы и содействием движению хавура, реконструктивистский иудаизм сыграл свою довольно значимую роль.
Заключение
Вне зависимости от размера, каждая ветвь иудаизма и отражала, и формировала мышление и поведение еврейского народа по всему миру. Каждая занимает своё место в этом широком спектре от ультра-ортодоксального до ультра-либерального иудаизма. И этот спектр полностью включает в себя 30% американских евреев, которые не причисляют себя ни к одной ветви иудаизма, тем не менее продолжая считать себя евреями. [10]. И хотя в иудаизме есть существенное единство, он постоянно продолжает демонстрировать своё разнообразие.
Этот текст был адаптирован из более ранней статьи миссии Евреи за Иисуса, опубликованной 1 февраля 1990-го года.
Ссылки
[1] Pew Research Center, Survey of U.S. Jews, Feb. 20–June 13, 2013. Figures may not sum to 100% due to rounding. Based on the net Jewish population (both Jews by religion and Jews of no religion). http://www.pewforum.org/2013/10/01/jewish-american-beliefs-attitudes-culture-survey/
[2] Fishkoff, Sue. “Europe’s Conservative movement enjoying popularity boom.” Jewish News of Northern California, October 1, 2010. https://www.jweekly.com/2010/10/01/europes-conservative-movement-enjoying-popularity-boom/.
[3] Pew Research Center, там же
[4] Fishkoff, там же
[5] https://en.wikipedia.org/wiki/Conservative_Judaism
[6] Daniel Gordis, “Conservative Judaism: A Requiem,” Jewish Review of Books (Winter 2014), https://jewishreviewofbooks.com/articles/566/requiem-for-a-movement/
[7] там же
[8] там же
[9] Pew Research Center, там же
[10] там же
Источник — jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!