Еврейский взгляд на двойную природу Мессии: тайна Бога Мессии

Еврейский взгляд на двойную природу Мессии: тайна Бога Мессии

В предыдущей статье мы увидели, что Мессия, прежде всего, считался великим Сыном Давида, который должен восстановить Царство Израиля (Деян. 1:6). Затем мы увидели, что Исаия пророчествовал о том, что мессианское царство расширится на всю землю, на более высоком духовном уровне.

Мессианский ребе

За последние сто лет хасидское течение ортодоксального иудаизма выработало понимание своего главного раввина (называемого “ребе”) как мессианской фигуры со сверхъестественным помазанием. Ребе — это больше, чем просто раввинистический лидер. Он цадик — настолько святой и праведный человек, что часть его святости и праведности передаётся его последователям, которые ассоциируют и идентифицируют себя с ним. Он рассматривается как своего рода лестница, соединяющая человека и Бога.

В некоторых литературных источниках Любавического движения подразумевается, что Ребе Шнеерсон имел помазание из Ис. 11:2, и потому был не просто обычным смертным человеком. В Бреслевском движении заявляют про искупительную и сверхъестественную силу в повторении имени их ребе, Нахмана, снова и снова в мантроподобной фразе “На Нах Нахман Мэуман“.

Любавические и Бреслевские хасиды рассматривают своих ребе как потомков Царя Давида и таким образом как Мессий Бэхазака (“с силой Мессии”). Этот титул относится к кому-то на позиции Мессии, кто является потенциальным Мессией: Мессией в стадии становления. (Любавическое движение даже заявляло, что 53 глава книги Исаии говорит об их ребе, когда он болел перед своей смертью.)

То есть идея о том, что Мессия является сыном Давида, и более, чем сыном Давида, не чужда ни для еврейского мира, ни для пророков, ни даже для некоторых течений раввинистического иудаизма. Это то, о чём говорил Иешуа, спросив: “Как Мессия может быть одновременно и сыном Давида, и Господом Давида?” (см. Мф. 22:42-45; Лк. 20:41-44). Это противоречие между идеями о том, что Мессия является одновременно и человеком, и больше, чем человеком (сыном Давида и больше, чем сыном Давида) было серьёзным вопросом, который оставался нерешённым до конца периода Закона и Пророков.

Видение Исаии о Мессии было серьёзным шагом вперёд в пророческом откровении о Царстве Давида. Понимание Мессии в Новом Завете — это следующий скачок вперёд в том же пророческом потоке. Здесь раскрывается полнота сверхъестественной и божественной природы Мессии.

dual-messiah-b2

Очень интересно то, что даже новозаветнее откровение о божественной природе Мессии объясняется через указание на личность из Закона и Пророков — не Царя Давида, а личности, известной под именем “Ангел Господень”. Вот несколько примеров:

  • В Быт. 18 Авраама посещает небесный муж, и с одной стороны он называется ангелом Божьим, а с другой, Самим Яхвэ.
  • В Быт. 32 ангел, который борется всю ночь с Иаковом называется и человеком, и Богом (Эль Шаддай).
  • В Исх. 3 тот, кто был внутри горящего куста и говорил с Моисеем, называется ангелом, но также и Самим Богом Яхвэ.
  • В Исх. 14 тот же самый Бог/Ангел появляется внутри огненного и облачного столпа и ведёт детей Израиля через Красное море и в их странствованиях по пустыне.
  • В Исх. 24 Моисей и Аарон вместе с семьюдесятью старейшинами Израиля видят Бога Израиля в образе человека на горе и едят с Ним.
  • В Нав. 5 та же личность, что была в горящем кусте, встречает Иисуса Навина перед Иерихонской битвой. Он называется вождём воинства Господня, тем не менее Иисус Навин падает на колени и поклоняется Ему, снимая свою обувь, как Моисей перед горящим кустом.
  • В Иез. 1 в видении Иезекииля над сводом огня славы был трон с сидящим на нём “как бы человеком”. И снова, это откровение о Боге, который является людям в образе человека.
  • В Зах. 2-3 этот ангел Господень появляется перед Первосвященником Иисусом. В Зах. 2:10 Он говорит, что Он — Яхвэ, а в 11 стихе, что Яхвэ послал его.
  • В Дан. 7 этот Божественный Мессия предстал пред Ветхим Днями. Ему дана вечная власть над всеми народами, и эти народы поклоняются Ему.
  • В Дан. 10 Божественный ангел Господень появляется в огне и свете и рассказывает Даниилу, что произойдёт в последнее время.

Примечание: на иврите подобная форма фразы “ангел Господень” называется смихут. Это слово состоит из двух существительных, подобно тому, как в английском образуются слова наподобие bookend, campfire. Буквально это звучит как “Ангел-Господь” без предлогов (передающих падежи, которые в русском образуются с помощью изменения окончания слова — прим. пер.), как и в английском в таких же словах. И это может значить и “ангел Господень”, и “Иегова Ангел”.

dual-messiah-b3

Тайна Мессии

Как эта личность может одновременно быть и Божьим посланником, и в то же время называться Самим Яхвэ? Эта тайна безусловно мучила раввинов. Их мнения разделились. Талмуд (трактат Шавуот 35:72) говорит, что имя этих личностей было Кодеш (святой), что значит, что они были Божественны. С другой стороны, Мидраш, согласно Раши, говорит, что все они были Холь (не святые), что значит, что они были просто людьми или ангелами. Эта тайна не была раскрыта ни в Законе и Пророках, ни в раввинистической литературе.

Новый Завет начинается в Евангелии от Матфея с описания Иешуа как Сына Давида. А заканчивается в Откровении, описывая Иешуа как Божественного Ангела Господня (Откр. 1:8; 1:11-17). Это описание Иешуа практически идентично описанию ангела Яхвэ в Дан. 10.

Иешуа — Божественный Ангел Господень, который являлся всем праотцам. Мы реагируем на божественность Мессии Иешуа так же, как наши патриархи и пророки реагировали на божественность Ангела Яхвэ. Наши праотцы поклонялись Ему и заключали с Ним завет. Он одновременно и посланник Бога, и проявление Бога.

Две тысячи лет назад этот Божественный Ангел родился среди людей как сын Давида, обрезанный на восьмой день. Таким образом исполнилось пророчество о чудесном рождении Эммануила (Иммануэль — с нами Бог) из Ис. 7:14.

Полное откровение о Мессии соединяет в себе одновременно два различных образа из Закона и Пророков — Царя из рода Давида и Божественного Ангела. (На иврите слово “царь” — это мэлэх, а “ангел” — малах.) Ключевое слово здесь — “одновременно”.

Итак, Бог вначале дал фундаментальное управление царством Давиду. Затем через Исаию Бог даёт пророчества о дополнительных, духовных измерениях этого Царства и его Царя, великого Сына Давида.

Многие из загадок Библии решаются через понимание того факта, что Бог совмещает две различные, кажущиеся противоречащими друг другу, вещи: брак мужчины и женщины (Быт. 2; Еф. 5), примирение Израиля и Церкви (Иез. 37; Рим. 11), отдавание кесарю кесаревого и Богу Божьего (Мф. 22:21), объединение небес и земли (Быт, 1; Еф. 1:10).

В случае Мессии Иешуа у нас есть великая тайна (1 Тим. 3:16) человека и Бога одновременно. В Быт. 1:26-28 утверждается, что человек был создан по образу и подобию Бога. Только в Иешуа мы видим человека, который полностью стал образом Бога, и Бога, который полностью вошёл в образ человека.

Автор — Ашер Интрейтер / tikkun.tv
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!