За последние 2000 лет в традиционном иудаизме появилось огромное море литературы, начиная с Мишны (кодифицированной в начале 3-го века н.э.) и Гемары (середина 5-го века н.э.). (Примечание: Новый Завет был записан к концу первого века н.э., следовательно он более ранний, чем эти талмудические писания.)
Поскольку талмудическая литература очень обширна и разнообразна, мы должны избегать чрезмерно упрощённых оценок. Однако стоит иметь некий максимально простой базовый подход. Вот мой взгляд:
1. Писания
Танах (Еврейские Писания: Закон, Пророки и Писания) и Новый Завет (Евангелия и Послания) — это единственный авторитетный и богодухновенный стандарт истины.
2. Религиозная литература
Вся остальная литература как в еврейской, так и в христианской традиции, обладают различной степенью истины — большей или меньшей. Всю её можно изучать в образовательных целях, если есть различение, чтобы принимать хорошее и отвергать плохое.
3. Три направления
В период Танаха выделяются три направления интерпретации:
- смесь веры с окружающей языческой культурой;
- ритуализм, который превратил символы завета в фокус поклонения;
- духовно-моральный взгляд, включающий мессианские пророчества.
Мы верим, что правильным является третье направление, и этот способ толкования отображён в Новом Завете.
Языческую смесь можно увидеть в нееврейской культуре, завезённой в Израиль во время ассирийского плена (4 Цар. 17:41). Религиозный ритуализм проявился в служении Медному Змею (Нехуштану), уничтоженному Иезекией (4 Цар. 17:41). Эти два вида ошибок можно найти сегодня в различных течениях иудаизма и христианства.
Духовный взгляд можно увидеть в словах Моисея об обрезании сердца (Втор. 30:6), словах Исаии о Торе в сердце (Ис. 51:7), словах Иеремии о новом завете (Иер. 31:31) и словах Иезекииля о новом духе (Иез. 36:26). Этот метод интерпретации достиг полноты в учениях Иешуа. Он универсализировал заповедь о любви к ближнему (Лев. 10) в Своём учении о Добром Самарянине (Лук. 10). Он учил о том, что любовь и доброта более важны в Торе, чем религиозные ритуалы (Мк. 12).
4. Ритуальный закон (Галаха)
Галаха стандартизирует обычаи и ритуалы иудаизма. По действию суверенной Божьей руки, большая часть Галахи указывает на Иешуа, даже несмотря на то, что большинство соблюдающих её не верят в Него (Пасхальный седер, воды миквы, ханукальная менора и т.д.). Иешуа подтверждал авторитет раввинов как продолжение левитского священства, сказав, что “на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи” (Мф. 23:3). С другой стороны, Иешуа резко критиковал фарисеев за их лицемерие и предостерегал нас от их трактований (Мф. 23:4-33). Фундаментальная концепция религиозного ритуализма ошибочна. Чрезмерный акцент на омовении рук, покрытии головы, разделении посуды, зажигании свечей и т.д. упускает саму цель, для которой даны Закон и Пророки.
5. Мистицизм (Каббала)
Каббала содержит духовность и символику, подобные книге Откровения. Однако участие в мистических переживаниях без господства Иешуа (1 Ин. 4:2) и без ясного духовного водительства может привести к оккультизму, превращению в культ и духовному заблуждению. По этой причине Каббала критикуется сегодня даже в других течениях иудаизма.
6. Библейские комментарии
Раввинистические комментарии могут быть полезными в понимании еврейского текста и исторического контекста Библии. В раввинистической литературе мы видим такие концепции, как царь Мессия, история еврейского народа, лингвистический анализ слов и заветы Израиля, что часто упускается в христианской литературе. С другой стороны, еврейские комментарии (включая Раши) были написаны намного позже первого века, многие из них намеренно или подсознательно были реакцией на веру в Иешуа. Например, в них утверждается, что тексты о страдающем Мессии говорят об Израиле как народе, явления Бога в человеческом обличье отвергаются, положительное предназначение других народов преуменьшается и т.д.
7. Баланс
Подводя итог, можно сказать, что в раввинистической литературе есть позитивные элементы, благодаря её вере в заветы наших праотцов. Если бы мы совсем отбросили раввинистическую литературу, то упустили бы ключевые еврейские представления о Царстве Божьем, которые были утеряны в христианстве из-за религиозной гордости и предубеждений. С другой стороны, отвержение Иешуа в раввинистических писаниях помешало миллионам наших дорогих еврейских родственников обрести искупление и вечную жизнь через Иешуа (Рим. 11:28). Отсутствие предосторожности относительно духа антихриста в раввинистической литературе у читающих её также привело к некоторым заблуждениям, неверию и религиозности в мессианском иудаизме.
Примечание: мои исследования раввинистической литературы включают степень магистра в Балтиморском Еврейском Университете и несколько лет обучения у ультраортодоксальных раввинов в Иерусалиме. Однако, поскольку я сделал своим приоритетом проповедь Евангелия и изучение Библии, мои познания в раввинистической литературе ограничены.
Автор — Ашер Интрейтер / tikkun.tv
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!