Разделение людей на категории – дело неблагодарное. Но оценить, кто именно тот человек, что вещает прихожанам с кафедры, полезно. Итак, читаем – извлекаем пользу.
Знаю, что тема эта противоречива. Есть те, кто за, есть те, кто против. Поэтому, постараюсь не углубляться в занудные рассуждения о типах темпераментов, и просто расскажу о различных проявлениях характера в контексте проповеди.
Перед тем, как мы окунемся в это неутомительное обсуждение характерных черт людей, давайте определимся с главным правилом: если вы проповедник – вы проповедуете. Как бы вы ни молились перед проповедью: «Господь, пусть люди не видят меня, пусть они видят Тебя», давайте признаем, люди вас тоже увидят.
И ваша проповедь будет нести на себе ваши следы не только в виде физического присутствия. Качества вашего характера будут тем ситом, через которое проповеди будут просеиваться как во время подготовки, так и при донесении до слушателя.
Итак, начнем:
1. Послушный проповедник
Некоторые люди зациклены на чувстве долга. Они серьезны и старательны, ответственны и надежны.
Им свойственно говорить о традиции, труде упорном и постоянном. Я подозреваю, что эти люди к проповеди готовятся со всем вниманием (что мне, учителю проповедников, не может не нравится). Этот человек найдет столько часов для подготовки проповеди, сколько нужно. Что, надо сказать, свойственно не всем типам темпераментов.
Я часто говорю о пользе должной подготовки к проповеди. Но надо признать, что картина тут не такая уж и радужная. У такого проповедника может быть тенденция напирать на тему долга, ставя исполнение долга во главу приоритетов. Такой проповедник, возможно, будет предполагать, что у других есть схожая с ним мотивация. Поэтому вся энергия может быть потрачена на объяснение того, что следует делать, без объяснения, почему, зачем. При этом наш проповедник может упустить понимание, почему некоторые кажутся нам, как бы это так сказать – безответственными. Когда Евангелие проникает в сердца людей в общине, община меняется к лучшему. Но всегда есть опасность для многих типов людей, что они увидят цель в достижении «хорошести» общины. А прямой путь к ней – исполнение. Нельзя забывать, что должны меняться и сердца.
2. Механический проповедник
Этому человеку интересно, как все работает. Он практичен в своих навыках. И в жизни он тоже практик. Им нравится несложное в жизни, но они способны постигать сложное с помощью других людей. Цель для них оправдывает средства, если только найдено практичное решение. Такой человек будет проповедовать с завидной долей практического применения. Вот решение для этой задачи. Идите, применяйте. Людям понравится, что им дают шаги для послушания, а не просто ожидают от них определенного поведения.
Однако, есть тут и определенное ограничение. Люди ведь не машины. Легко проповедовать, если считать, что они – механизмы. Когда у вас это, то делайте так, думайте так, помните вот это, и все будет хорошо. Дело в том, что жизнь проживается не в виде логических и практических шагов. В мотивации каждого конкретного человека все гораздо сложнее. Во взаимоотношениях людей с Богом и друг другом много разных взаимозависимых связей. Проповедники, налегающие на практическую часть в проповеди – это благословение для церкви. Особенно, если они не ведут себя с людьми, как с машинами.
3. Проповедник–воспитатель
Этот человек добр и заботлив. Он чувствует людей и готов отдать себя за тех, кого любит.
Думаю, что этому типу проповедников удается достучаться до людей гораздо быстрее, чем остальным. Хотя быстрота эта – без учета огромного количества времени, потраченного на заботу, выслушивание и молитву. Такая заботливая нежность – благословение для тех, кто ею окружен. Мы многому можем научиться на примере того, как этим люди заботятся и любят окружающих (но не для того, чтобы подражать, а для того, чтобы научиться это делать искренне).
Те, кто умеет читать людей, нужно также удостовериться, что они умеют внимательно читать текст и проповедовать его честно. Есть опасность, что забота о других может повлиять на субъективное, слегка искаженное восприятие Писания, и проповедник будет стремиться больше помочь, чем передать заложенный в тексте Писания смысл. А если текст Писания правильно понят, то нам нужна смелость доносить это до людей. Иногда, из страха кого-нибудь обидеть, наш проповедник-воспитатель будет что-нибудь умалчивать, не договаривать и смягчать. Заботьтесь о людях, настолько, чтобы применять Божье Слово в жизнь церкви. Возможно, следует добавить еще одну категорию проповедников – проповедников, боящихся конфликтов. Но тогда мне просто придется слово в слово повторить все, сказанное для проповедника-воспитателя.
4. Изобретательный проповедник
У него развито эстетическое восприятие, он чувствует красоту, его привлекает все новое и поразительное.
У этого типа проповедника, как и у остальных, есть сильные и слабые стороны. Новый и изобретательный способ проповеди Слова, возможно, поможет создать запоминаемые и эффективные презентации. Но могут быть и ошибки. Другие тоже, конечно, ошибаются. Но в служении новое и неизведанное – всегда риск. Старайтесь использовать свою креативную энергию (вполне себе благочестивое качество) так, чтобы хорошо отражать Бога и Его Слово.
Продолжим наши размышления о многогранной сложности нашего внутреннего мира. Как качества вашего характера влияют на проповедь?
5. Проповедник-писатель
Он хорошо умеет выражать своих мысли на бумаге, талантливо и ясно. Проповедник-писатель не представляет себе жизни в век, когда не было литературы. Он не может жить без книг.
И здесь тоже есть и положительное, и отрицательное. Проповедь – это процесс донесения информации. Поэтому способность ясно выражаться очень важна. Однако, писать и говорить – это два разных вида коммуникации. Хорошо написанный текст может совсем не привлечь слушателей. Надо уметь писать проповеди на разговорном языке, а не литературном. Лучше вообще проповеди не записывать, а лишь составлять план тезисов для последующей «озвучки» того, что между строчками этого плана. Эта мысль, кстати, покоробит не только писателей, но и другие типы темпераментов.
6. Проповедник-профессор
Это человек любит информацию и буквально является ее хранителем. Он читает, запоминает, анализирует. В его голове тонны библейских, богословских и исторических данных.
Это явное преимущество для проповеди. Способность связывать воедино множество текстов, держать эти все связи в голове и вытаскивать их на свет в случае необходимости – это очень круто.
Есть, правда, и ложка дегтя. Информация может оказаться неуместной. Проповедь – это ведь не выгрузка базы данных в мозг слушателя. Слушателям может быть трудно следить за всеми этими связями. Они могут устать от объема информации и просто «перегрузиться». Так что нашему проповедник-профессору стоит научиться укорачивать и подвергать редакции все свои тексты. Проповедникам, в принципе, тяжело в достаточной мере упрощать свои проповеди. А уж проповеднику-профессору – тяжело вдвойне. А слушателям хотелось бы не только знать своего проповедника в качестве компьютера, но и человека в нем разузнать тоже.
7. Пастор – душа компании
Умение общаться с людьми – это навык, которые стоит приобрести. Повезло же тем, у кого этот навык – врожденный. Они могут знакомиться, общаться, чувствуют себя комфортно среди людей, с радостью рассказывают истории и могут показывать свои чувства на публике.
В большинстве своем проповедники – интроверты, поэтому преимущества уединенного изучения Писания могут быть сведены на нет трудностями в коммуникации (или просто, как правило, в общении после проповеди). Общительный пастор может запросто встать и рассказать алфавит так, что все будут чувствовать тепло и комфортно. И да, есть и положительное, и отрицательное во всем этом.
8. Властный проповедник
Он любит за все отвечать. В какой бы группе людей они ни оказались, они становятся лидерами. Они всегда ищут способы влияния на окружающих.
В определенных условиях проповедь – самое правильное решение для них. Ведь между проповедью и ведением за собой – прямая связь. Но есть также и прямая связь между нашим посланием и немирским понятием лидера-слуги. Наш проповедник легко сможет объяснить видение и цели, и люди естественным образом за ним последуют.
Но очень важно, чтобы люди следовали за Богом, а не за проповедником. Конечно, к какому бы типу проповедника ни относился служитель, ему нужно проверять свои мотивы в проповеди. Но именно данному типу нужно уделять этому особое внимание.
9. Проповедник-актер
Еще один ориентированный на общение тип. Экстраверт и ходячая радость. Он обладает естественным энтузиазмом и в потенциале способен собирать вокруг себя толпы людей. В социальных ситуациях их приятно быть центром внимания. У таких проповедников всегда много энергии во время проповеди. В них радость и энтузиазм. В этих проповедях столько эмоций, сколько у проповедников других типов темперамента можно увидеть только в мечтах. Некоторые посетители церкви сочтут это слишком навязчивым, завсегдатаи богослужений же найдут оправдание и будут наслаждаться.
Однако, представителям этого типа проповедников нужно знать, что их личные качества могут кого-то напрячь. Их энергия будет раздражать. Эмоции могут счесть фальшивыми. А излишняя навязчивость эмоций в проповеди будет восприниматься как попытка скомпенсировать отсутствие должного содержания. Для некоторых ситуаций такой тип проповедников – просто находка. Но в каждой ситуации следует особое внимание уделить содержанию проповеди, которое подается в такой энергичной упаковке. Иначе ворчуны будут правы.
10. Вдохновляющий проповедник
Еще один тип естественного «рассказчика», который может доступно объяснить и применить библейские истины в проповеди. Этого человека будут считать отличным проповедником независимо от глубины содержания его проповеди. Люди просто будут ходить под впечатлением от проповеди.
Однако, у многих это впечатление будет связано с талантом человека к публичным выступлениям, а не силой сказанного. Такой проповедник должен потратить на изучение и подготовку не меньше энергии, чем он потом потратит на донесение проповеди до людей. Ему следует помнить, что некоторые люди обладают иммунитетом к его талантам и им будет тяжело слушать проповедь.
11. Проповедник-визионер
Будучи интеллектуалом, он предвидит будущее в большинстве случаев, рассказываю о нем и мягко, и мощно одновременно. У них хватает сил на креативное планирование, но на важные, но нудные дела личной и церковной жизни им тяжело находить время. Люди в церквях, где нет явного видения и направления, могут чувствовать недостаток руководящей составляющей. Для таких церквей такой проповедник – выгодное приобретение.
Однако, ни одно видение не возможно воплотить только слушая проповеди. Такому проповеднику нужно особое внимание уделять насущной рутине церковной жизни, а не только смотреть в лучшее будущее и постоянно говорить о нем. Люди ценят видение и направление, но им не нравится быть постоянно объектом критики и негативных оценок.
Питер Мид / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!