29 сентября отмечается 75-я годовщина трагедии, ставшей символом Холокоста на территории Советского Союза. Ровно три четверти века назад оккупационная германская администрация предписала «жидам города Киева» собраться на углу Мельниковской и Дегтяревской улиц (возле кладбища).
Всего было вывешено около 2.000 подобных объявлений – на украинском и русском языках. Согласно тексту, евреев ждало переселение – иначе зачем брать с собой теплую одежду, деньги и ценности? Отдельно подчеркивалось, что как евреи, попытавшиеся скрыться, так и местные мародеры будут расстреляны.
Однако вместо теплушек киевских евреев ждала зондеркоманда 4А штандартенфюрера СС Пауля Блобеля и подразделения украинской вспомогательной полиции. Привлечены к участию в акции были и солдаты Шестой пехотной армии Вермахта (вскоре она полностью погибнет под Сталинградом).
29-30 сентября во рвах Бабьего Яра был расстрелян 33.771 человек. Во время второй акции, в начале октября были убиты еще около 17.000 евреев. При этом, как отмечает Электронная еврейская энциклопедия, пресса на украинском языке призывала киевлян выдать властям укрывающихся евреев.
Бабий Яр также использовался как место казни цыган, военнопленных, душевнобольных. Как напоминает BBC, здесь был расстрелян 621 член Организации украинских националистов, а также участвовавшие в «матче смерти» футболисты киевского «Динамо» Николай Трусевич, Иван Кузьменко и Алексей Клименко.
В общей сложности в Бабьем Яру похоронено, по разным данным, от 70.000 до 150.000 жертв нацистов.
Во время Второй Мировой войны сталинский режим использовал трагедию Бабьего Яра для мобилизации поддержки за рубежом. Однако во второй половине сороковых годов, с нарастанием кампании государственного антисемитизма, вместо евреев начали говорить об абстрактных «советских гражданах». Эта политика продолжилась в последующие десятилетия, найдя отражение и в мемориале, возведенном в семидесятые годы на месте массовых расстрелов.
В пятидесятые возник план построить на месте оврага стадион. Против этого в 1959 году выступил писатель Виктор Некрасов, нарушивший заговор молчания. В 1961 году «Литературная газета» опубликовала стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр», ставшее событием в общественной жизни страны. Пять лет спустя журнал «Юность» публикует документальный роман Анатолия Кузнецова с тем же названием.
Эти публикации, вместе с триумфом Израиля в Шестидневной войне, стали первостепенным фактором в пробуждении национального самосознания евреев СССР. В Бабьем яру начали проводить нелегальные памятные церемонии, в которых принимала участие и украинская интеллигенция.
После распада СССР церемонии в Бабьем Яру стали официальными. Однако и через 25 лет после провозглашения независимости Украины вопрос об участии украинцев в расправах над евреями продолжает осложнять двусторонние отношения между Израилем и Украиной – страной, на территории которой нацисты и их сообщники убили полтора миллиона евреев.
Последнее: 26.07. Спасибо!