Сегодня мы будем говорить на тему недельной главы Торы, которая называется Бамидбар.
Что сразу приходит на ум, когда мы читаем или размышляем над недельной главой Бамидбар? Наверное, ни для кого не секрет, что название главы Бамидбар переводится как «в пустыне». Когда мы начинаем читать первую главу этой книги, мы видим перечисление всех колен Израиля, которые вышли из Египта и идут в Землю Обетованную. Это перечисление многим кажется ненужным. Зачем все это опять? В этом, казалось бы, нет никакого смысла, никакого поучения… зачем все это Богу?
Для некоторых, возможно, это и не имеет особого смысла, и не стоит акцентироваться на этом. Но для тех, кто желает разобраться и действительно желает читать Тору не поверхностно, не просто лишь находя там известные всем вещи, какие-то правила — «делай» или «не делай», «кушай» или «не кушай» — но что-то более глубокое, то конечно же, можно и в этой недельной главе найти много интересных вещей.
Многие, наверняка, задаются вопросом — что мы можем найти в этих перечислениях? Устраивая это исчисление сынов Израилевых, всех взрослых мужчин, шедших по пустыне, Господь тем самым показывает, что Ему дорог каждый человек. Нет ни одного человека, который был бы забыт или не нужен. У Бога все на счету. Как мы читаем во всём Писании, что у Бога сочтены даже все волосы на голове человека, то есть, Он знает абсолютно всё и каждого. И в этом перечислении Он показывает, что для каждого человека, как и для каждого рода и колена в целом, есть своё определенное место.
Когда это было? Если от сегодняшнего дня отсчитывать, то более, чем 3300 лет назад. Тем не менее, эти цифры, эти отдельные имена — вся эта скрупулёзность при записывании показывает нам, что Господу всё это дорого. Если Ему дороги люди были тогда, сейчас Ему так же дороги все. Он видит каждого из нас, каждую общину, каждую домашнюю группу и каждого человека, который, может быть, даже только появился, вообще, как верующий.
Это может служить даже ободрением для тех верующих, которые недавно пришли к Богу, или которые думают, что они находятся где-то на периферии, незаметны, в отличии от великих «звёзд» духовной жизни, всем известных служителей — может быть, им кажется, в такой, оставшейся от мира, отверженности, что им нет места на этом «празднике жизни», в этой общине и что каждый занимает какое-то своё место или позицию, а о них забыли, или их не любят. Так вот, на самом деле, Бог в этой главе Бамидбар показывает, что Ему дорог каждый человек, и мы сегодня можем нисколько в этом не сомневаться. Потому что наш Бог «вчера, сегодня и вовеки тот же», Бог, Который не меняется в характере, принципы Которого одинаковы для всех, потому что совершенны.
Бамидбар — «в пустыне.» Всё это происходило в пустыне. Далее по тексту мы читаем, что Всевышний повелевает сынам Израиля во время стоянок располагаться определенным образом, не хаотично. Не так что, пришли, если облако остановилось, как-нибудь там, бросьте пожитки, выбирайте кто какое думает себе место, как вам это нравится... Нет, Он говорит: тут Скиния, вот здесь так, тут эти племена, там те... Каждое племя, в принципе, получает место рядом с Мишканом на равном удалении от него. В этом отношении, никто не выделен. Колено Иуды, как мы помним — 74 тысячи человек, колено Менаше — 32 тысячи. Но, тем не менее, и это самое маленькое колено Израиля, и самое большое, получают место на равном расстоянии от Мишкана. Как бы показано, что все мы близки к Богу, вне зависимости от того, где нас больше и где меньше.
Мысль эта также очень интересна, если сравнивать ее с тем, как принято в окружающем нас мире — если нас больше, мы сильнее, мы сейчас тут всем всё расскажем... Или принцип современной, якобы, демократии, который, на самом деле, просто есть власть голосов большинства — если бы колено Иуды собралось и решило, что «мы должны быть ближе всех к Мишкану, потому что нас больше, а колено Менаше — ну, извините, вы где-нибудь там, подальше...» Присутствует принцип равенства, в хорошем смысле этого слова.
Теперь о порядке. Хочется здесь добавить вот что: действительно интересно, что Господь говорит Моисею и Аарону, чтобы они передали всему Израилю Его слова о том, где каждое колено должно находиться в стане, где его место. На востоке, юге, западе или севере от Скинии. По мнению некоторых, возможно, Бог должен был бы сказать что-то вроде, «Ребята, вы уж там как-то разберитесь... Это мелкий вопрос. Может быть, вам хочется наблюдать закат постоянно — так вы станьте так, чтоб вам на него смотреть. А вот вам — наоборот...»
На самом деле, это можно перенести и в наши современные дни. Когда некоторые люди говорят, что «не имеет значения какой-то порядок в служении, в организации, порядок проведения собрания — всё совершенно должно быть беспорядочно, и как кому захочется...» Так глава Бамидбар, судя по всему, немного о другом нам говорит.
Мы читаем, что «Бог есть Бог мира, устройства и порядка». Как же многим людям нужен мир, шалом! Многие люди просто, действительно, пусты и живут в тревоге, хотели бы миру. Но, не все согласны с тем, что шалом Божий напрямую увязан с порядком Божьим, с устройством и порядком. И вообще, само по себе то, что Бамидбар — «в пустыне» — наша жизнь, как пустыня, как путь Исхода из греха в Землю Обетования, в тот город, художником и строителем которого будет Бог — это жизнь, похожая на жизнь Израиля там. И вот чтобы прийти туда, нужно научиться порядку здесь. Они были не готовы ко входу в Землю Обетования до тех пор, пока не научились бы выступать стройно, останавливаться стройно, быстро собираться, быстро раскладываться, готовить Мишкан, чтобы начать поклоняться, чтобы не было этих «человеческих пауз», основанных на лени, на плоти, на желаниях, относящихся лишь к тому, что нужно будет в земной период нашей жизни.
Как сегодня понимать это нам, верующим? Сегодня точно так же Господь приучает нас к порядку, Господь учит нас тому, что должно быть устройство, что есть определенные принципы, есть созданные Богом сосуды для высшего и низшего употребления, для одного и другого типов служения... Хороший пример — колено Левия, назначенное в служение вспоможения. Мы видим, что колену Левия был назначен старший:
Начальник над начальниками левитов Елеазар, сын Аарона священника; под его надзором те, которым вверено хранение святилища. (Чис.3:32)
Здесь наблюдается определенная Божья иерархия. Но не для того, чтобы, опять же, начальника вознести, в том смысле, что он — начальник. Но чтобы, опять же, был какой-то порядок. Чтобы были ответственные и чтобы были те, кто смотрит над ответственными, насколько они исполняют свою ответственность. Нет ничего зазорного в том, что есть кто-то, кто контролирует твоё служение. Не для того, чтобы тебя связать в твоей такой свободе, а для того, чтобы ты еще более эффективно исполнял свои функции и находил радость от, как говорится, хорошо сделанной работы.
Про левитов можно много говорить, конечно. И уже даже то, что Бог выделил колено Левия среди остальных колен, которые, все остальные, находились на равном расстоянии от Мишкана, по своим сторонам, — точно так же и колено Левия имело свое место. Кому-то, возможно, и сегодня кажется, что Бог как-то больше любит колено Левия, если оно ближе... Но, на самом деле, это не так. Просто, у каждого есть свое служение и предназначение. И вообще эта тема касается евреев и неевреев в рамках призвания, в рамках Брит Хадаша, Нового Завета. Это очень давний вопрос, который многие христиане задают себе, смотря на мессианские служения — чем евреи лучше? «Вы себя превозносите! Вы себя как-то выделяете...» Но, на деле же, это очень похоже на ситуацию с коленом Левия — это просто от Бога определённое призвание, назначение в служении.
Вообще, в церковной, христианской среде левитами зачастую называют музыкантов. Некоторые говорят, «наше левитское служение... вот это служения прославления — это то, чем занимались левиты при Скинии, потом при Храме.» И когда мы читаем здесь, чем же занимались левиты — мы в этой главе Бамидбар ничего не видим о пении и музицировании. Мы здесь больше находим сообщения о том, что они носили с места на место разные части Скинии, священные предметы и так далее. В общем, больше похоже на группу порядка, на каких-то грузчиков, при священниках. И тогда становится ясным начало 4-й главы, где написано:
от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания. (Чис.4:3)
Таковые из сынов Левия и отбирались. Очевидно, что работа была тяжелой. Эти двадцать лет служения — это потому, что работа была тяжелой. Но, ничего нет про пение. Думается, что все те, кто служит Господу сейчас в самом, как им кажется, мелком и неважном служении, могут с уверенностью, радостно считать себя левитами Божьими.
Михаил Самсонов и Алекс Фишман
777 секунд Торы. Бамидбар (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!