Недельная глава Торы Мишпатим или «суды и законы».
Многие люди, говоря или вспоминая о Торе, естественно ассоциируют для себя Тору, или Закон, как принято говорить, скорее — Учение, с множеством постановлений, которые регламентировали все стороны жизни древних людей. И мы сегодня об этом чуть-чуть поговорим больше, но для исторической справки — вообще, в древнем мире… мы не говорим сейчас об Израиле, а говорим, например, о древнем Египте, древнем Вавилоне… по свидетельству археологов, по свидетельству ученых жизнь древнего человека была пропитана сверхъестественными вещами. Люди садились кушать всей семьей — им нужно было принести в жертву что-то домашним богам, нужно было сделать какое-то домашнее возлияние.
И вот это пересечение с духовным миром идолов, демоническим духовным миром, было повсеместным в древнем мире. И нужно понимать, что люди, вообще, по своей природе прагматичны. Если что-то не работает — люди не делают это. И в древнем мире люди знали, что они могут получать необходимую им помощь, решение вопросов, если они обращались к идолам. Потому что это не просто были изображения каких-то там богов или символы, но за ними стояли силы, которые помогали…
И вот представьте себе, друзья, Израиль выходит из египетского рабства… Всё, что они знали на протяжении более чем двухсот лет в своем прошлом, в рабском Египте — они знали только лишь идольскую, языческую культуру. Они знали, как жили египтяне, других образцов у них не было. У Израиля не было Слова, у них не было своих укладов, своих определенных обычаев, потому что они были рабами. И вот наступает момент — Бог дарует Тору Своему народу и в ней есть масса законов и постановлений. И вот как раз за эти законы и постановления сегодня многие люди осуждают еврейский народ, осуждают Древний Израиль, осуждают Тору и говорят, что это всё, вообще-то, никому не нужно.
Может быть вы слышали о том, что в представлении многих людей самым ярким выражением закона Моше является такие строки:
глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. (Исх.21:24,25)
И так далее...
Множество людей говорит, что всё это — иллюстрация жестокого закона Израиля, и жестокого Израиля, естественно... И некоторые идут дальше, и говорят: «...и жестокого Бога, который отличается от Бога Нового Завета.» Теология двух Богов! Где Демиург — злой бог того, ветхого завета, и совершенно новый Бог, Бог любви.
Люди, когда читают эти стихи, не понимают некоторых вещей. Эти законы и постановления были даны Израилю не для сведения личных счетов, не для вендетты, не для того, чтобы производить самосуд в случае нарушения каких-то норм морали или закона. Эти постановления были нужны Израилю и использовались как уголовное право, как экономическое право. Мы читаем с вами строки, на основании которых судьи Израиля разбирали дела. Вы должны знать, что эти строки даны для того, чтобы судьи выносили какой-то приговор. Не было так, что если один человек случайно или специально принес вред другому человеку, второй тут же отвечал ему тем же: отрезал руку или выбивал глаз. Так это не работало. Нужно было идти со свидетелем к судье, который бы разбирал это дело и выносил свое решение не просто на основании своих эмоций, плохого или хорошего настроения, кумовства. А выносил бы решение на основании кодекса, который не позволял ему зайти дальше чем нужно, и не позволял сделать меньше чем нужно.
Надеемся, что сегодня хотя бы эта мысль поможет вам по-новому посмотреть на то, что мы читаем в Торе, и то, что мы уже отметили ранее. Множество разных деталей. Если читать всю эту главу, мы можем прочитать здесь о самых, казалось бы, небольших вопросах:
Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар. (Исх.22:6)
То есть, странно... С одной стороны, Тора — это очень духовный документ, который руководит отношениями между Богом и человеком. С другой стороны, Тора «опускается» до таких вопросов, как решение повседневных вопросов и нужд между людьми в самых мельчайших деталях. Впрочем, вот мы, живущие в современном мире люди, знаем, что есть уголовный кодекс, есть гражданский кодекс. Есть какие-то духовные книги, есть детские сказки, есть что угодно. В свое время, всё что нужно было знать Израилю, на чем им нужно было переучиваться жить — было записано в Торе. Здесь об отношениях с Богом и об отношениях в семье, здесь о добрачных отношениях и о семейных отношениях, об отношениях с детьми. Здесь о соседских отношениях, здесь об отношениях священников и, вот, народа. Здесь обо всем.
Поэтому, если кто-то думает, что Тора пишет лишь о том, как поклоняться в Храме — такие люди просто не читали эту книгу. Для них это может показаться удивительным.
Бог переучивает Израиль жить, Он переделывает им, своего рода, то основание, на котором строится вся их жизнь. Потому что Тора и есть основание, законы и правила — и есть основание. И вот здесь мы находим то, что отличало Тору от законов, имевших хождение тогда. Мы уже говорили, что у других народов были законы, которые тоже предупреждали не совершать преступления под страхом наказания. Но здесь, в Торе, мы видим что-то, что как бы предопределяет эти грядущие будущие отношения любви между народом... среди народа Божьего. Например, читаем:
Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд. (Исх.22:21,22,26,27)
Здесь Бог учит народ милосердию. Это — новое, это — заповеди любви. Это то, что, может быть, по злому сердцу не интересно делать. Но это должно изменить злое сердце, сделать его добрым.
Тора, вот как ее понимают? Вы слышали, наверное, что есть добрая часть Библии, называемая Новый Завет, и злая — опять же, мы уже говорили об этом — та, которая называется Ветхий Завет. И мы, конечно, предложили бы тем, кто так заявляет, самим прочитать Тору, и внимательно... Потому что многое из того, что там написано, будет удивлять людей. А заповеди любви к ближнему записаны в книге Левит, которую мы будем разбирать позже. Люди просто об этом не знают.
Вернемся к тому, что мы прочитали из Торы. «Бог милосердный» — это как раз противоречит тому мнению, когда люди говорят, что Бог Ветхого Завета — Он злой. Нет. Давая постановления о разных аспектах жизни человека, Бог подчеркивает, «Я — Бог милосердный». Отсюда и проистекают вот эти законы, эти малейшие детали, малейшие постановления и заповеди, которые были даны здесь. Они были направлены на то, чтобы полностью сформировать новое мышление в Израиле, новый взгляд, который бы полностью отличался от виденного ими ранее, от египетских, от аморейских богов и всего остального. Заповеди формировали полностью новый подход, новое мышление, новое сердце и в основании этого лежало милосердие Бога.
Возвращаясь опять к вопросу того, что первая часть Библии — это какие-то злые вещи, а потом — сплошная любовь. Помнится, однажды один верующий человек, не еврей, сказал: «Ну, действительно, вот в Новом Завете сплошная любовь, а там вот — глаз за глаз...» Что можно против этого возразить? «Вот, Иисус призывает прощать, а там есть призывы к кровной мести». А ему отвечают: «Вы вот признаете правильность присутствия судов, уголовных судов в настоящее время?» Он ответил: «Конечно же, потому что если бы не было судов и если бы люди не боялись наказания за преступления, то всё... просто, преступность поглотила бы мир и человечество самоуничтожилось бы...». А ведь вот то же самое написано в Торе! Что это было средство против разгула, средство предупреждения преступности. В конце концов, если мы вспомним о том, что существует ад у милосердного Бога... Само по себе знание об этом уже послужит ответом на данный вопрос.
Согласитесь, несколько отрезвляет. Конечно же, каждая из заповедей возлагает на нас определенную ответственность за нашу жизнь, за слова, за действия, за поступки, за взаимоотношения. Бог является участником всей нашей жизни. И в древнее время так было, и в Новозаветные времена — Бог везде свидетельствует: «Я хочу быть во всём участником», «Я вижу всё», «Я вижу это не для того, чтобы осуждать, но для того, чтобы исправить, наладить, воспитать... Чтобы научить вас дружить, научить помогать, научить прощать, потому что всё это, говорящее о милосердии — это то, что потом выстраивает отношения, взаимоскрепляющие отношения любви, добрососедские отношения. Потому что, где нет прощения, нет и добрососедских отношений.» В конце этой главы стих:
И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. (Исх.24:3)
Мы не видим в этой части Торы, что народ уже так повально слушает Моисея по первому слову. Они протестуют против него, и после это также встречается. Они уже и хотели уходить назад в Египет, но услышав законы, они увидели, что это настолько справедливо, настолько интересно — в один голос сказали, «Сделаем.» Это вдохновило их. Слово Божье, оно действительно вдохновляет, когда мы читаем его.
Читайте Слово и делайте это внимательно. Мы желаем вам читать Слово без тех, возможных, очков и тех, условно говоря, купюр, к которым кто-нибудь привык, может быть, раньше.
Михаил Самсонов и Шимон Поздырка
777 секунд Торы. Мишпатим (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!