Недельная глава Торы, которая называется Тецавэ.
Глава эта насыщенна новыми пластами постановлений. Хотелось бы кое-что прочитать сейчас и, оттолкнувшись от этого в наших размышлениях, двигаться дальше. Итак, книга Шмот (или Исход), 29-я глава, с 42-го стиха:
«Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится [место сие] славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их» (Исход 29:42-46).
Здесь можно видеть то, что мы обсуждали на прошлой неделе, рассуждая над предыдущей недельной главой Торы. Здесь ещё раз обозначается желание Бога быть с народом, открываться, и для этого используется Скиния. Снова в основании идея о том, что Бог хочет открывать Себя людям, быть с людьми. И, кстати, это выраженное в Торе желание противоречит некоторым работам известных еврейских мудрецов, которые говорили, что «Бог, Он так отдалён, Он непознаваем, и Он ничего общего с этим миром, образно говоря, иметь не хочет». Но в Торе написано совсем другое… так что, мудрецы остаются несколько в стороне.
Но вот о чём бы хотелось поговорить сегодня. Друзья, мы должны с вами понимать достаточно ясно интересную вещь: в условиях служения Богу существовали некоторые духовные конструкции. Бог хотел обитать со своим народом. Это вершина, это пик всего. Вся жизнь человека должна была направляться к Богу. Это главная идея, главная цель. Зачем из Египта вышли? Зачем Бог Храм заповедал создать? Чтобы быть с людьми.
Ключевая идея — Бог желает быть с нами, открывать Себя. И Он даёт инструменты, через которые это происходит. Первое — это Скиния, то есть тот самый Храм. Следующий момент – это Тора, то есть учение, в котором раскрываются особенности того, как это должно происходить. Учение описывало в себе условия того, как это происходит, описывало, как стоит жить и как не стоит жить, что есть грех, что не является грехом, что делать, если нарушен закон Моше, как поступать. И третий важный камень этой вот духовной конструкции — это священство. Левитское священство.
Итак, повторим, ради раскрытия Божественного присутствия Бог учредил Храм, дал Закон и поставил левитское священство. Это единая система, если бы мы убрали хотя бы одну из этих составляющих, Божественное присутствие не посещало бы Израиля.
То есть, без Храма — негде, без Торы — не знаешь как, без священства — некому исполнять, некому быть посредником и некому принести жертву и т.д. На самом деле, сама эта идея актуальна и до сего дня.
Если не вникать в подробности, то действительно — приближение к Богу на сегодняшний день осуществляется посредством Храма, посредством священства и посредством Слова Божьего. Заметьте, друзья, мы говорим о Храме, о священстве и о Писании, о законе.
Можем частично вспомнить то, о чём говорили в предыдущей главе. Несмотря на наличие данной конструкции, позволяющей приближаться к Богу или возвращаться к Нему, если кто от Него отдалился, нарушил, согрешил, тем не менее — Всевышний даёт пророчество о том, что наступит изменение закона, будет новый договор. У Йирмеягу (Иеремии) мы читаем об этом, у Йешаягу (Исаии) мы читаем о том, что появится Тот, Кто будет носить Имя, показывающее, что присутствие Бога в народе будет более полным, — Иммануэль. То есть, конструкция дана Богом, но она не носит совершенный характер... Ожидается, что в определённое время произойдет некий апгрейд, скажем так, перезагрузка или улучшение. Что же произойдет со старой конструкцией?
Это хороший вопрос для размышления. Когда говорится о перемене, упразднении закона, некоторые думают, что упразднена Тора. Но «Тора» не переводится как «закон». Ведь известно, почему Новый Завет называет «законом» зачастую то, что называлось Торой в так называемом Ветхом Завете. Потому что мы знаем, что при переводе на греческий язык не было слова, которое могло бы перевести адекватно Тору, и появилось слово номос, которое означало «закон». Но здесь не говорится об отмене Торы, здесь говорится об отмене, изменении или упразднении закона, прописанного в Торе, прописанного в этом общем учении, несущем в себе массу разных законов, в том числе и закон, согласно которому люди получали прощение и приближение к Богу и который был завязан на левитском священстве.
Можем прочесть некоторые места из Священного Писания, которые были обращены к нашим предкам, знающим эту конструкцию.
«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евреям 7:11-12).
Мы видим здесь интересные вещи. «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства...» Видно, что народ не мог достичь совершенства через служение левитского священства. Иначе говоря, конструкция Скинии, священники из рода Аарона и закон, который регламентировал все эти нормы, — всё это не доводило человека до совершенства.
Можно сделать предположение, что в условиях завета Моше это священство — оно и не требовалось. То есть нужно было двигаться в таком русле, и на тот момент этого было достаточно. Этого было достаточно до определенного времени. Для этого мало нескольких лет, для этого нужно несколько столетий. Интересно, что отдельно взятый человек развивается быстрее, чем всё человечество в принципе, в целом. Другими словами, никто не говорит, что знание «2+2» — это знание всей математики — это не совершенное знание математики, это начатки. Но для того, чтобы узнать, выучить её в совершенстве, нужно когда-то узнать «2+2» и так далее, и дойти до университетских «талмудов», собственно. То же самое с человечеством. Бог начинал приучать к познанию о Себе, помогал понять пути приближения к Себе через закон, который изначально не был, по сути, полным выражением воли Бога, через конструкцию, которая не давала совершенный доступ к Богу.
«Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства ... Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей... Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евреям 7:13-14,16,19).
Заметьте, друзья, послание пишется людям, разбирающимся в этих сложностях, которые, как говорится, с самого своего глубокого детства знали, как нужно приходить к Богу, и знали, что что-то здесь не так. Здесь автор послания, движимый Руах hа-Кодеш объясняет, где был сбой, где и почему не получалось. 18-й стих говорит что:
«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности» (Евреям 7:18).
В этом же послании, в другом месте, сказано, что жертвы животных не могли сделать совершенными в совести приносящих, тех, которые их приносили. То есть, не меняли человеческую природу, а потому были бесполезными.
Итак, мы понимаем, что конструкция, вот эта идея о Законе, священстве и Храме — она необходима в это время так же, как и тогда, но всё-таки есть серьезные изменения, связанные с тем, что закон, руководящий тогда этими процессами, был кардинально изменен. Священство было кардинально изменено и Храм теперь также изменён — теперь этот Храм есть община Божия.
Что же теперь Храм? Что же теперь священство? Что же теперь законы?
Храм... раби Шауль пишет, что Храм — это мы, служащие Богу духом, так ведь? Священство это, опять же, верующие Господу, послушные Ему, отделившие себя на служение Ему. И Слово – это заповеди, это всё то, Божье, это сам Господь Иешуа. Это те принципы, которые были отражены и в учении Моше, которые актуальны и сегодня. То есть, в самом учении Моше, в Торе, присутствуют универсальные принципы, которые неизменны, они были раскрыты для Израиля на тот момент, в определенном виде, но на данный момент это выглядит немножечко иначе. В полноте это отображено в книгах Брит Хадаша.
Это очень непростая тема, но в ней следует разобраться, потому что здесь — суть. Желающие возвратиться к практике древнего Израиля, к служебной практике и таким образом приближаться к Богу — ведь эти заповеди уже отменены, этот путь просто закрыт. Считающие, что нового пути не существует... Ну, послушайте, если отрицать путь, данный Богом, то другого просто нет. Если кто-то думает, что старый путь лучше нового — разве это вообще сравнимо? Сказано о пути новом, как о пути новом и живом, с чем, собственно, можно поздравить всех наших соплеменников, всех, кто верит в Господа Машиаха Иешуа.
Михаил Самсонов и Шимон Поздырка
777 секунд Торы. Тецавэ (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!