Пора комментировать главу Шмот, которая переводится как «Вот имена», и мы переходим к книге Исход, в русской транскрипции она звучит именно так.
Недельный раздел Шмот достаточно богат разными событиями, и мы хотели бы сконцентрировать наше внимание на определенных стихах. Это книга Шмот, или Исход, 3 глава. Мы прочитаем с вами с 13 по 15 стих включительно:
«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:13-15)
Хотелось бы больше говорить именно об этом отрывке. Что интересно здесь — Бог говорит Своё Имя Моше, и когда мы читаем это по-русски — для человека, который не знает иврит, который не читает на языке оригинала, вот это имя «Сущий» — что значит само слово «Сущий»? Бог желает что-то показать Моисею, Он желает открыть какую-то сторону Своей личности.
Наверное, большинству верующих известно, что имена передают определённый характер или главную характерную черту личности или же какого-то места. То есть всегда имя в Писании говорит нам достаточно важную, ключевую деталь о чем-либо. И вообще вся эта книга называется «Шмот», или «Вот имена», где вначале говорится об именах сынов Израилевых, которые пришли в Египет. Но посреди этой недельной главы говорится ещё и о раскрытии имени Бога. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» — буквально на иврите эта фраза звучит: «Йигье ашер Йигье». И её обычно переводят: «Я есть тот, кто Я есть». Но есть ещё варианты перевода. Например, дословно «Я буду так, как я буду», либо «Сущий, который пребывает вечно». Здесь есть определенный акцент на будущем — «Я буду тот, который Я буду». Может быть, странно немного звучит для непривычного уха. Но это выражение вечности, которая говорит о будущем.
Моисей знал концепцию египетской теологии — он вырос в ней, ей учился. Известно, что имя Бога не было раскрыто народу Израиля, тому начатку Израиля, который в количестве 70 человек заселился в Египет, а потом расширялся и умножался. Моисей знал о египетских богах то же, что знали все египтяне. Что эти боги в разные периоды времени имеют разную силу. Есть боги более сильные, более слабые. Есть боги, которые в данный момент сильны, а потом ослабевают. Есть боги, которые вообще исчезают из пантеона, из поклонения. И Бог здесь говорит Моше, что, во-первых: «Я есть такой, какой Я есть». С другой стороны Он говорит, что Он «Бог тех твоих предков, которые жили до тебя, за сотни лет», то есть, «Я не исчез, я остался. Каким Я был тогда, таким остаюсь и сейчас».
Это не один из таких же богов, как боги египтян, которые сменяли друг друга на исторической сцене либо отвечали за какие-то сегменты жизни человека. Он говорит о том, что Он Бог отцов и тот, которым Он был, Он есть и сейчас, и Он будет дальше. Он будет бессменный, Его природа совершенно другая. И в 15 стихе мы видим то, что подтверждает эту интересную мысль:
«И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:15)
Здесь слово «Господь» — это четырехбуквенное имя Бога. Его принято передавать таким созвучием, как Яхве. Интересно, что оно упоминается в Писании до этого, но Бог это имя не раскрывал людям или сынам Израилевым до этого момента. Это первый случай, где Бог раскрывает имя Яхве человеку. До этого они знали его как Элохим, то есть Всевышний Бог, Всемогущий Бог. Но здесь Он открывает особенную черту своей природы.
Почему это важно нам знать? Что в этом ценного?
Давайте продолжим говорить о раскрытии имени Яхве, потому что потом в Писании оно очень часто употребляется уже разными пророками, упоминается священниками очень обильно. Если не вдаваться очень глубоко в лингвистические изыскания, то само имя это можно перевести не только как «непрекращающееся бытие», что тоже иногда переводится именем Сущий, Бог, который есть вчера, сегодня и вовеки. Некоторая такая статика. Обычно люди представляют, когда говорят Сущий, определённую статику: «Да, Бог вчера, сегодня и вовеки, Он неизменен». Да и аминь. Но Его имя можно было бы перевести ещё как Становление. Потому что сама языковая модель в данном случае означает как бы переход к будущему, или «осуществляющий», «дающий новое бытие», «обновляющий», то есть Бог, устремлённый вперед. Да, Бог, который вчера и вовеки тот же, но и тот, у которого есть план, цель, определённая динамика.
Физический мир, в котором мы живем, который мы видим своими глазами, вот он таков. Второй закон термодинамики говорит о том, что всё существующее без поддержки разрушается, приходит в состояние разложения. И если нет Того, кто поддерживает существование или обновляет, то всё стремится к разрушению. Закон энтропии. Это известно всем, наверное, — если в доме никто не живет, то этот дом из-за отсутствия в нём жильцов, которые заботятся о нём, просто ветшает сам по себе. И мы знаем, что всё стремится к своей более упрощенной форме. К разложению, к растлению, как физически, так и морально, можно сказать.
Даже если бы мы просто сейчас остановились в нашем размышлении — вот так понимать имя Бога крайне важно, потому что из этого следует, что не иметь связи с Ним – это значит потерять возможность обновляться. Ведь мы живем в физическом мире и представляем собой существо частично физическое.
Множество людей в этом мире знают о существовании Всевышнего. И многим кажется, что «мне достаточно жить по неким принципам, законам, и всё. Тот Бог, который существует вечно, Он меня когда-нибудь одобрит, когда-нибудь, возможно, примет». Но это имя Божие открывает нам определенный Божий план по отношению ко времени, к пространству, к вселенной, которую Он сотворил. И не только к таким огромным масштабам, но и конкретно к каждой личности. И поэтому наша задача как людей — присоединить себя к Богу, Который устремлён в будущее, чтобы исполнить Его план и знать Его желания как относительно одной конкретной личности, так и всего мира в целом.
Вспоминаются слова: «Обновляет душу мою». Помните? Вот именно то, что Он раскрывает в Своём имени, если понять, о чем здесь собственно идет речь. Доводилось слышать, что Бог Танаха отличается от Бога Нового завета. Была даже такая еретическая теология. И люди приходили к выводу, что добрый Бог Нового завета – это не тот злой Бог Ветхого завета. Им возражали – это ересь, это двоебожие, это язычество. Ведь Бог один. Хорошо, отвечали они, тогда нужно объяснить разницу в поведении Бога. Ну, понимаете, Бог там был вот таким, а тут Он стал любовью. Иными словами, Бог развивается тоже. Он становится добрее. И надо сказать, что это тоже ересь, потому что мы знаем из Слова, что Всевышний не изменяется, Он совершенен, не подвержен переменам.
И когда здесь Бог говорит: «Я — Бог отцов. Я такой, какой Я есть. Я тот, кто реформирует будущее, тот, кто обновляет», Он показывает Моше, что Его вечная природа совершенна и неизменна. Здесь Он начинает знакомить в лице пока лишь одного Моисея дом Израиля и всё человечество с Самим Собой.
Это то, что можно назвать раскрывающимся откровением. Меняется не Бог, но меняются люди, меняются людские сердца, обогащается человеческий багаж познания Бога. И поэтому Бог в соответствии с готовностью людей раскрывает шаг за шагом больше и больше, и больше частей Своего плана, который изначально существует. И люди, познавая это, видят определённые перемены. Но это не перемены Бога, а самих людей.
Важно, конечно, знать правила для себя. Важно знать, как нам нужно себя вести. Но вначале, важнее всего, нужно знать, каков Бог. Если не понимать, каков Он, можно прийти к ложным выводам, ложному поведению и ложному результату в итоге.
Поэтому, дорогие друзья, мы хотим соединить это и сказать – не существует богов отдельно Ветхого и Нового завета. Есть один Вечный и Неизменный Бог, который устремляет в будущее Его план, Его цели, всё человечество и каждую личность в отдельности.
Михаил Самсонов и Шимон Поздырка
777 секунд Торы. Шмот (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!