«777 секунд Торы» в тексте. Ваякель

«777 секунд Торы» в тексте. Ваякель
Недельная глава Торы Ваякель. Эта глава непроста для комментария — здесь рассказывается о том, как народ Израиля жертвовал, что он жертвовал вообще, какие были материалы для строения Мишкана. И она служит основанием для многих метафорических разъяснений, пророчеств, параллелей.

Для того, чтобы мы могли более точно и четко понять тот сердечный порыв у Израиля, о котором мы читаем, хорошо бы увидеть то, что происходило до того. Неделю назад мы говорили о грехе, связанном с золотым тельцом. Мы видим, что происходило потом — ту печаль, ту глубокую скорбь сердца Моисея и тот гнев Божий, который вызвал этот грех. Как помните — когда Моше сходил с горы, он разбил скрижали завета, увидев Израиль… Вслед за этим Моисей восходит на гору за прощением, находится в ходатайстве сорок дней и Израиль в это время смиряется.

И недельная глава Ваякель, которую мы сегодня комментируем, она как раз идет вслед за вот этим глубоким смирением и покаянием, которое произошло в Израиле, и той милостью, которую Бог явил народу Израиля благодаря Моше.

Как часто в жизни нужно просто опять начать сначала, несмотря на то, что не удалось, несмотря на разочарование. Попробуй еще раз, может с этого раза все будет хорошо...

Что мы здесь видим? Бог увидел, что народ пробует поклоняться, изобретать, делать что-то, как он думает, для Бога по своему разумению, и здесь Бог берет инициативу в свои руки. Он рассказывает, как надо на самом деле Ему поклоняться, как нужно строить предметы религиозного культа. И вот, читаем, что Моше всему обществу Израиля сказал:

сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь (Исх.35:5)

Хочется обратить внимание на слово «по усердию». Здесь предлагается посмотреть себе в сердце. Здесь не накладывается «штраф» на народ. «Каждый отделите, там, половину или ту же десятину...» или «Каждый должен искупить себя или приношение...» Или вот та идея, которая остается модной во все времена: в христианские, во времена до христианских, во времена до Израиля — всегда есть какое-то такое желание, как бы «заплатить за...» и спать спокойно. Но, написано, «по усердию» сделайте...

Мы читаем дальше, в этой недельной главе, что народ был богат усердием. События с золотым тельцом вскрыли в них, можно сказать, родили в них или воздвигли их на вот такое отчаянное желание угодить Всевышнему, что они несли несли много, настолько много, что читаем в 36-й главе:

и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. (Исх.36:5,6)

И видим, что там было всё: камни, золото, кожи, шкуры, дерево, — все необходимое для строительства Мишкана. В Танахе сказано, что Бог живет среди славословия народа своего. И как бы когда говорят о славословиях, думают, что речь идет о словах и люди часто говорят, «Слава Тебе Бог! Слава Тебе Бог!» (что само по себе очень хорошо), ожидая что Всевышний придет. Но в той ситуации народ славословия свои как-то реализовал в усердие в приношении да пожертвованиях. И в 43-м псалме есть такая фраза, что «Бог благоволил к Израилю», благоволил в пустыне. Он видел усердие, Он видел желание.

Итак, Мишкан, скиния, которую мы с вами разбираем, мы наблюдаем здесь этот прообраз. Мы говорили на прошлой неделе, что скиния, которую видел Моисей — это прообраз, тень небесной, определенной идеи, тень небесного Храма. В наши времена многие мучаются от того, что Храма физического нет, хотя Брит Хадаша говорит о том, что теперь все мы и все братья наши, те дорогие люди, которые идут за Богом искренне, — есть живые камни. Мы — материал, из которого строит Бог сегодня, и Его скиния, Его храм — это мы с вами, дорогие друзья.

И важно для себя увидеть еще одну вещь, хотелось бы это прочитать в книге Исход, в 35-й главе. О некоторых людях, которых Бог поднимает, чтобы строить скинию. Не только приносить что-то, что как бы метафорически выглядит как «приходить к Нему, отдавать себя.» Но это другая категория из тех, кто отдал себя, что-то производя, что-то формируя, что-то делая. Итак, буквально несколько слов о таких людях. Мы прочитаем Исход 35-я глава с 30-го стиха:

30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина,
31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
32 составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди,
33 и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу;
34 и способность учить [других] вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова (Исх.35:30-34)

Веселеил

Было два таких особенных человека — Веселеил и Аголиав. Один был из колена Иуды, другой из колена Дана, причем странно — ни одно, ни другое колено не имели отношения к левитскому служению. Они принадлежали другому колену, но Бог именно их назначил. Колено Иуды считалось самым влиятельным коленом, несущим свое первенство, первородство, скажем так. А колено Дана считалось самым маленьким коленом, и таким образом весь Израиль был в это включен.

Друзья, мы хотим сказать — не думайте о себе, о том, что вы, может быть, слишком малы или слишком значительны, чтобы работать в Царстве Божьем. В книге Неемии говорится о том, что определенные знатные люди не хотели потрудиться, восстанавливая стену, поэтому, дорогие, насколько вы бы ни были знатны, или насколько вы бы ни были малы в своих собственных глазах, знайте, что Бог имеет для вас определенный план. И Он желает задействовать вас в строительстве Его новой скинии, Его нового Храма. И далее мы читаем еще кое-что интересное:

И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать. (Исх.36:2)

То есть, помимо них были еще люди, они называются «мудрые сердцем» — люди, способные к тому, чтобы что-то сделать. И была еще категория, которая называется «люди, которых влекло сердце». Им было мало того, чтобы принести те сокровища, которые у них есть. Им мало было пожертвовать и сказать, «Ну, вот, я принес, а вы уже делайте что хотите». Была категория людей, которые сказали, «Мы даём, и мы хотим в этом принимать участие, мы хотим прилагать свои силы, сделайте то, что вы считаете нужным, задействуйте нас так, как вы хотите». И это очень сильный образ современной общины, такой, как её видит Бог.

Тора учит нас спустя тысячелетия о том, какие принципы заложены в строительстве Божьей общины. Есть Моше, который несет виденье, есть его ближайшие помощники, и по плоти, может быть, они не выглядели бы такими... человек бы не выбрал, может быть, кого-то из другого колена, а взял бы из своего собственного, но Бог назначил именно их. Есть еще одна, более широкая группа – это, как мы уже говорили, те, кто принесли жертвы. Жертва выражает всегда того, кто ее приносит, выражает состояние сердца, настрой. И вот люди, принося, тем самым как бы отдавали себя на служение Богу. Вот так можно сказать, посмотреть под таким углом.

Хочется обратить еще раз внимание на то, что были разные предметы, они имели разную ценность с точки зрения того, как люди оценивают те или иные вещи. Там было дерево, там были камни, золото, серебро, все что угодно. Если смотреть на современные биржевые цены этих материалов — камни будут дороже; золото дешевле, но дорого; серебро еще дешевле; дерево будет самым дешевым, наверное. Но в скинии нужно было всё, она не могла быть сделана только из золота, она не могла быть сделана только из камней.

У Бога своя шкала ценностей. Ему всё ценно. Люди, которые, с точки зрения общечеловечески принятых стандартов, не умеют, может быть, так красиво говорить; не могут писать что-то очень грамотно; не могут быть на виду так, чтобы это было принято другими — но они могут быть где-то, оставаясь в тени, делая такую важнейшую работу, без которой ничего не может быть устроено. И все эти предметы, которые приносили люди, они выражают разнообразие характеров, они выражают разнообразие потенциалов и показывают, что для Бога всё ценно.

И потом уже те люди, избранные Богом учить и обрабатывать, принесенное настолько доводили до кондиции, что в итоге эта куча, этот хаос преобразовался в строение от Бога. Вспомним, что Руах а-Кодеш, Дух Божий, носился над водой, то есть, написано — из хаоса, из беспорядка сформировал порядок. И эти, ведомые Духом Святым люди, они как раз от Руах а-Кодеш, они из этой груды драгоценного, но всего лишь кучи, материала, еще не сформированного, потом сделали то, на что опустилась Шехина, присутствие Божье.

И вот это очень важно. Где бы мы ни находились, какие бы таланты и потенциал в себе ни несли, есть у Бога те люди, поставленные над нами, которые помогут нам формироваться. И это очень, очень важный вопрос.

Друзья, мы благодарны вам за то, что были с нами и мы хотим пожелать от всего сердца, чтобы вы становились частью Божьего строения, живыми камнями.

Михаил Самсонов и Шимон Поздырка

777 секунд Торы. Ваякhель-Пкудей (видео)

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!