«777 секунд Торы» в тексте. Хаей Сара

«777 секунд Торы» в тексте. Хаей Сара

Недельная глава Хаей Сара.

После всех тех глобальных событий, о которых мы говорили, разбирая предыдущие недельные главы, здесь, казалось бы, смотришь — и какие-то частные истории: смерть Сары, покупка земли, женитьба Исаака, после легкое перечисление всего того, что произошло от Авраама... но, тем не менее, если вчитаться внимательно в текст и, особенно, если это делать вместе с Руах аКодеш, мы можем находить для себя здесь поразительные откровения!

Можно сказать о принципах, которые открываются для нас в этой главе, и они достаточно интересны. Начнем читать с 24-й главы некоторые любопытные стихи:

и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу (Быт.24:3)

Это одно из предупреждений, которое получает его раб Элиезер, отправляясь в путешествие. И второе предупреждение:

если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. (Быт.24:8)

Видно, что Авраам не хотел, чтобы женой его долгожданного, единственного наследника, сына Исаака была жена из дочерей Хананейских. С другой стороны, далее по тексту мы видим, что он отправляет Елиезера в среду своих родственников, откуда потом Исаак и получил жену. Если смотреть на это с точки зрения верований хананеев или своей родни, то и те и те были язычниками. Очевидно, что тот принцип, на котором строит свои пожелания Авраам, лежит в несколько иной плоскости. Кроме Авраама мы не находим здесь верующих людей. Почему же он отправляет к родственникам за женой своего раба, почему он предлагает ему привезти ее сюда, почему жена должна быть оттуда и не должна быть из хананеев?

Здесь мы можем увидеть принцип — чтобы жена, которую он получит, находилась в «лоне» того откровения, которое он получил от Отца. И ее родственники не могли влиять на это откровение. Потому что мы видим, что, с одной стороны, он просит его не брать ее из местных, тогда не будет влияния местных родственников. Если жена будет хананейка, она останется в среде, привычной ей с детства.

С другой стороны, он говорит: возьми ее оттуда, то есть, оторви ее от того родства, но не позволь случиться такому, чтобы мой сын вернулся в то родство. Само то родство было не очень благополучным, потому что его родственники поклонялись богу Луны, богу Сим, и эта религия не устраивала Авраама. Другими словами, он хочет, чтобы спутница жизни его сына была помещена в то откровение, которое он передает своему сыну.

Какие полезные для сегодняшнего дня вещи мы можем извлечь из этих наблюдений?

haeisara2

Для начала мы видим принцип отделения. Принцип, который потом раскрывается в полноте в завете Синая, когда Всевышний создает для себя свой народ, запрещая ему смешиваться с другими народами.

Чем это опасно? Полагаем, речь не идет о биологических вариантах смешения, здесь речь идет, прежде всего, о вере. И мы видим из Писания, что несоблюдение этого принципа приводило к непослушанию и идолопоклонству. А верующего человека толкало сделать шаг назад. Как Исав, который не был последователем своего отца Исаака во всех этих принципах, и что потом стало с ним, что стало потом с его потомством. Особенно, если сравнить это с Иаковом. И что произошло с царем Шлойме (Соломоном), который знал Тору, был мудрейшим человеком и знал о проблемах, которые могут появиться, если пренебречь повелением Бога не смешиваться с другими народами. Мы знаем, что именно жены, взятые им не из среды Израиля, толкнули его на отступничество, а затем и весь народ Израиля.

Запрет на смешение был не простым запретом. Он был продиктован предупреждением Творца о том, что «если вы будете смешиваться с другими народами, они навяжут вам свои верования. Они приведут вас к идолопоклонству и язычеству.» Именно отсюда был взят запрет на смешение с другими народами. Таким образом Бог учреждает свое общество, делая его закрытым. Сегодня это называют «секта». Это общество, закрытое от других людей. До сегодняшнего дня еврейское общество считается закрытым. Часто задаешь людям вопрос: «Знаем, что еврейское общество считается закрытым, а является ли христианское общество закрытым?» И люди отвечают достаточно быстро: «Это открытое общество. Мы открыты для всех! Мы живем в свободе, а не в Законе.» Мы говорили о Законе пару глав назад.

Тогда говоришь им: «Послушайте, у евреев был запрет на смешанные браки. Это достаточно известно. Скажите, а христианство разве разрешает брак верующих с неверующими?»

Откроем одно место Писания для того, чтобы немного поразмышлять над этим. Во 2-м послании Коринфянам ребе Шауля есть такие слова:

Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому… (2Кор.6:15-17)

Причем под «нечистым» здесь подразумевается сообщество, содружество, единство с неверующими либо на уровне брака, либо на уровне товарищества, либо на уровне общинной жизни. И это тот принцип, который Господь начинает открывать нам начиная с книги Брейшит через пример опасения Авраама касательно брака Исаака.

haeisara3

Существует параллель между запретом на смешанные браки в еврейском обществе и в обществе Нового Завета. Дальше мы видим, что в том завете, если человек отвергал веру своих отцов, общество отвергало его достаточно жестоким способом — его умерщвляли. В Брит Хадаша мы читаем следующее:

Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. (1Кор.5:9-11)

Мы видим, что общество Нового Завета отторгает тех, кто не следует правилам этого общества.

То, что эти люди не следуют правилам общества, проявляет их как людей, не живущих с Богом, не уважающих принципы Божьи. Их внешнее поведение указывает на их внутреннее несоответствие и, следовательно, это должно стать предупреждением тем, кто выбрал жизнь с Богом, чтобы не поставить под удар свою новую жизнь и свою веру.

Таким образом, мы можем видеть, что некий принцип отделения от других — это библейский принцип общества, которое основано Богом. Общества Израиля и общества верующих Брит Хадаша (Нового Завета). И это общество открывается для внешних только при соблюдении внешними определенных условий. Можно сказать, что и то, и то общество закрыто и открывается только на определенных условиях.

Пример Ривки (Ревекки), которая вышла из среды своей семьи — это пример человека, который сердцем вышел из идолопоклонничества для того, чтобы войти в союз с тем, кто уже с Богом, чтобы быть вместе.

И таким образом это общество ее и приняло. Интересные переживания были у отца нашего Авраама о том, с кем будет жить его сын. Думается, сегодня нам как родителям стоит беспокоиться о мужьях и женах, за которых мы будем отдавать своих детей.

Удивительно, как мудр был Авраам. И все это произошло, потому что он был в союзе с Богом. Он понимал сердцем то, что мы сейчас можем находить на страницах Торы.

Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич

777 секунд Торы. Хаей Сара (видео)

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!