За последние несколько десятилетий мы были свидетелями драматического упадка в доктринальном и библейском проповедовании. За кафедрой мы перешли от богословия к терапии. В последнее десятилетие мы перешли от терапии к мотивационным речам, вместо библейской проповеди.
В дополнение к этому целые церкви и движения приняли для себя искаженное понимание Евангелия, применяя к нему подход «гипер-благодати», который проникает не только в то, что они проповедуют, но и в то, кому они разрешают служить и учить. (Мне сказали, что есть даже новая телевизионная станция, которая транслирует проповеди и учения, основанные на идее «гипер-благодати»).
Более того, многие церкви и проповедники отказываются занимать четкую позицию относительно греха, и они редко, если вообще когда-нибудь, упоминают о необходимости покаяния, или проповедуют на тему ада и осуждения. Многие в тех же церквях позволяют людям заниматься музыкальным служением, быть лидерами домашних групп и даже служителями, которые не несут никакой личной ответственности за то, что они живут в блуде или прелюбодеянии, а также регулярно напиваются!
В этом нет ничего нового. В течение многих столетий Тело Христа боролось с тем, что называется антиномизм (анти — означает «против»; номос — означает «закон»). Это – система взглядов, отрицающая нравственный закон Ветхого Завета, и считающая, что с нравственным законом Ветхого Завета было покончено, и что если мы во Христе, то нам доступна такая благодать, в которой мы можем жить как хотим, так как мы уже больше не под Законом, но под благодатью. Таким образом, согласно этому представлению, Ветхий Завет не настолько важен, чтобы читать его, за исключением метафор, образов и символов, касающихся прихода Христа. Новый Завет учит только о благодати и он больше не имеет никакого отношения к Ветхозаветному Закону!
Конечно же, апостол Павел предупреждал об этом в послании Римлянам 6:1-2, когда он риторически спросил: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» И сам же ответил на этот вопрос: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»
Первое, о чем говорит апостол Иуда в своем послании (в контексте защиты веры в стихе 3), это то, что некоторые нечестивые среди них обращали благодать Бога нашего в повод к распутству. Очевидно, что эти проповедники гипер-благодати извращали Писание, уча тому, что «мы больше не под законом», и что это означает, что «мы больше не обязаны исполнять Божий нравственный закон, если мы обрели спасение».
И это несмотря на то, чему непосредственно учат Десять Заповедей или чему косвенно учит Новый Завет. Примером прямого цитирования является послание Ефесянам 6:1-3, которое цитирует пятую заповедь; послание Иакова 2:11, которое цитирует шестую и седьмую заповеди (против убийства и супружеской измены), а в 12 стихе написано, что верующие будут судимы по «закону» свободы; и послание Римлянам 7:7, где Павел цитирует десятую заповедь о том, чтобы не завидовать. Павел также говорит, что мы бесчестим Бога, когда не повинуемся (нравственному) закону (Римлянам 2:23).
О послушании Десяти Заповедям (нравственному закону) также косвенно говорится в 1 послании Иоанна 5:21, которое призывает верующих хранить себя от идолов (это относится ко второй заповеди, которая запрещает делать образы для поклонения); и когда Иисус сказал, что величайшая заповедь в Законе – это возлюбить Бога всем своим сердцем, душой и разумением (Матфей 22:37-38), которая относится к первой заповеди о том, чтобы не иметь других богов перед Ним.
Павел ясно учит в послании Римлянам 7:12, что закон – свят, праведен и благ, и что цель исполнения Духом Христа состоит в том, чтобы в нас исполнилось оправдание закона (Римлянам 8:4), а не для того, чтобы мы могли просто парить в воздухе как духовные существа, не имеющие никаких стандартов для послушания и непослушания!
Хотя мы не можем обрести спасение, исполняя Закон, (потому что все виновны в нарушении Закона, согласно посланию Римлянам 3:19), Бог использует нравственный закон в качестве стандарта праведности, по которому Он судит нас в грехе. Таким образом, Закон не спасает нас, но он освящает нас, когда мы подчиняемся силе Святого Духа, обитающего в нас, потому что через него мы познаем грех (Римлянам 3:20).
Так что же тогда имеет в виду Павел, когда он говорит, что мы оправдываемся независимо от Закона (Римлянам 3:21) по благодати, как дар (ст. 24)? Контекст этих утверждений и других учений Нового Завета о Законе ясен: хотя нравственный закон не спасает нас, он все еще действует как указатель и стандарт для праведной жизни, но обрядовый закон уже больше не действует и с ним было полностью покончено. Мы знаем это, потому что обрезание (Римлянам 3:30; Галатам 5:1-2) и жертвоприношения животных (Евреям 9:12-14), всегда приводятся в контексте учения Павла о том, что закон был отменен во Христе. Таким образом, Павел подтверждает, что обрядовый закон был отменен во Христе, потому что Он является совершенным Агнцем Божьим, Который взял на Себя грехи мира (Иоанн 1:29) и в Котором был упразднен закон заповедей и долговая запись наших грехов, которая была против нас (Колоссянам 2:13-14) одним приношением Себя (Евреям 10:14). В Нем мы также больше не обязаны соблюдать левитскую систему, потому что хотя Ветхозаветные условия больше не действуют и они были упразднены (Евреям 8:13), Новый Завет определенно является более совершенным продолжением Ветхого Завета, потому что он пророчески исполнился в Мессии (Евреям 10:1).
Вот признаки церкви, проповедующей гипер-благодать:
- Проповедники никогда не выступают против греха.
Если вы находитесь в такой церкви, то вы заметите, что слово грех обычно упоминается только в контексте прощения грехов во Христе, но почти никогда в контексте противостояния греху. За исключением, конечно, тех случаев, когда они осуждают грех «законников» и «фарисеев», к которым относятся служители, проповедующие против греха.
- Ведущий пастор никогда не встает на защиту праведности в вопросах культуры и этики.
Когда встают вопросы об абортах, эти пасторы уклоняются от разговоров на эту тему, потому что они боятся обидеть новых людей. В некотором смысле я их понимаю. Но я считаю, что мы, как служители Христа, должны по крайней мере заявлять о своей позиции публично, чтобы использовать это как обучающий пример для овец, следующих за нами. Если мы не высказываемся о таких вопросах как аборт, то мы своеобразно поддерживаем его!
- Ветхий Завет почти полностью игнорируется.
В таких церквях к Ветхому Завету относятся только как к источнику для образов и прототипов для иллюстраций к проповеди, но его не считают представляющим какую-либо ценность в вопросах стандартов для нашей жизни сегодня. Как я показываю это в этой статье, я считаю, что Новый и Ветхий Завет — органично соединены, и Новый Завет строится на Ветхом, а не упраздняет его!
- Людям, которые живут в грехе, разрешают учить и вести служения.
Один пастор говорил мне, что сексуальная аморальность и пьянство очень распространены во многих евангелических церквях. Они встречаются даже у лидеров малых групп и других лидеров в поместных церквях! Это потому, что там очень мало подотчетности друг перед другом.
- Ведущий пастор часто говорит против официальной церкви.
Многие пастора, проповедующие «гипер-благодать» постоянно осуждают церкви, которые консервативны в своих ценностях, потому что они считают, что эти церкви представляют «старую школу», которая больше не относится к сегодняшней культуре.
- Ведущий пастор проповедует против десятины.
Хотя я верю, что десятина была перенесена в Новый Завет, я верю, что этот библейский принцип предшествовал Закону Моисея (Авраам, Исаак и Иаков давали десятину еще до того, как Моисей получил закон), и Иисус учил ей (Матфей 23), и она упоминается в других местах Писания, как например, в 7 главе послания Евреям.
Эти пасторы осуждают десятину как закон, с которым было покончено во Христе.
- Ведущий пастор проповедует только позитивные, мотивационные проповеди.
Те, кто посещают церкви, учащие о «гипер-благодати», слышат только позитивные проповеди о здоровье, богатстве, преуспевании, Божьей любви, Божьем прощении и о том, как добиться в жизни успеха. Хотя я также согласен с этими темами и сам учу о них, нам нужно быть осторожными и включать в свои проповеди всю волю Божью, чтобы давать сбалансированное питание Божьему стаду, а не только сладости проповедей, которые избегают негативных тем. Мы должны делать это, чтобы быть свободными от крови всех людей (Деяния 20:26-27).
- Основные члены церкви регулярно и безнаказанно живут в грехе.
Те, кто посещают церкви, проповедующие «гипер-благодать», скорее всего, обнаружат, что из-за чересчур сильного акцента на благодати, там присутствует атмосфера безнравственности, а многие люди живут в блуде, прелюбодеянии или пьянстве, а также в других грехах, из-за того, что в церкви никогда не проповедуется против греха или о покаянии, осуждении и аде.
Причиной этого является то, что закон был для нас детоводителем ко Христу (Галатам 3:24), потому что (нравственным) законом познается грех (Римлянам 3:20). Если не проповедуется нравственный закон Десяти Заповедей, то в неведении люди будут жить как им заблагорассудится, и слепые будут вести слепых, потому что «кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них» (Притчи 28:18).
В заключение я мог бы перечислить многие другие вещи относительно церквей, проповедующих «гипер-благодать», и как они находятся в одном шаге до универсализма (точка зрения, что в конце концов все люди будут спасены, независимо от того, веруют ли они в Евангелие или нет. Например, книга роба Белла «Любовь побеждает») и либерализма, потому что из Писания выбрасывается все больше стихов из-за того, что они являются оскорбительными для нынешней культуры (о том, что муж — глава семьи, точка зрения на гомосексуализм и т.д.).
Я считаю, что антиномизм — это опасное течение в евангелической церкви, и нам нужно с любовью говорить об этом тем братьям и сестрам, которые поддерживают его.
Джозеф Г. Мэттера является епископом Церкви Воскресения в Бруклине, штат Нью-Йорк. Вы можете прочитать его статьи на сайте josephmattera.org или присоединиться к нему на Фейсбуке и в Твиттере.
Перевод подготовила Ирина Е. для проекта onbog.com
Последнее: 26.07. Спасибо!
Автор утверждает что церкви, проповедующие Евангелие благодати, следуют «опасной тенденции», которой нужно противостоять. По мнению автора, в церкви гипер-благодати пастор проповедует только положительные проповеди, не делает акцент на десятину, а ключевые члены церкви живут в грехе. Еще они известны тем, что ставят на руководящие должности аморальных людей а также отказываются участвовать в борьбе против безнравственности в обществе.
Читая всю эту несусветную чушь (простите), я решил написать ответ перечислив «восемь подлинных признаков церквей, проповедующих «гипер-благодать». Но для начала давайте дадим определение словосочетанию «гипер-благодать». Автор статьи даже не потрудился этого сделать, при этом говорит будто церкви гипер-благодати» делают чрезмерно «сильный акцент на благодати». Гипер благодать находится в Евангелии, читаем: «…а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»(К Римлянам 5:20) Слово преизобилие — это чрезвычайное изобилие.
Автор обличат церкви гипер-благодати в том, что они не достаточно проповедуют закон. Они «антиномисты» и у них не хватает связи с нравственным законом Ветхого Завета. Но вот что любопытно, в статье слово «благодать» появляется девять раз, а слово «закон» появляется тридцать раз. По-моему это сильный акцент на закон, по сути если сократить статью до одного предложения, то основное противопоставление будет по одному вопросу.
• Церкви гипер благодати говорят: мы спасены по благодати и ею спасаемся.
• Церкви смешивающие благодать и закон говорят: мы спасены по благодати, но продолжаем жить законом.
Основываясь на этом, мы посмотрим на восемь характеристик гипер-благодатных церквей:
1. Церкви гипер-благодати — не проповедуют ничего, кроме Иисуса. Церкви гипер-благодати согласны с Ч. Спердженом, который сказал, что проповедь без Христа, в ее начале, середине, и конце, является ошибкой в понимании и преступлением в применении. Мир нуждается не в увеличении количества законов а в откровении Иисуса. Церкви проповедующие благодать + закон, добавляют к проповеди Евангелия психологию и мотивацию. В отличие от этого, церкви гипер-благодати проповедуют только Христа. Независимо от потребностей людей, будь то спасение или освящение, они говорят о том что Бог «…восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.» /К Филиппийцам 4:19/ Вам не нужно семь шагов или пятнадцать ключей, или интенсивный курс обучения. Ваша наибольшая необходимости это откровение Иисуса Христа и того что Он сделал от вашего имени.
2. Церкви гипер-благодати проповедуют Бога, который любит вас как Отец. Они следуют примеру Иисуса, который знал что Отец любит Его. Они понимают, что многие благословения проходят мимо людей потому что они не знают Отца, которого Иисус пришел им открыть. По этой причине многие выбирают жизнь без Бога: «…кто любит мир, в том нет любви Отчей».(1-е Иоанна 2:15)
Церкви которые смешивают благодать и закон, стремятся уравновесить это «учение» с Ветхим Заветом описывая Бога, как судью прокурора и палача.
Они говорят: «Да, Он есть Бог любви, но Он также и Бог справедливости», как будто Божью справедливость можно как-то понять в отрыве от Его любви.
Лучшее описание Божьего характера мы находим не в законе Моисея, а в Иисусе Христе. " Никто никогда не видел Бога. Только Бог — единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его. " (Иоанна 1:18).
3. Церкви гипер-благодати почитают слова Иисуса.
Существует ошибочное мнение, что церкви гипер-благодати игнорируют учение Иисуса Христа. На самом деле с точностью наоборот. Когда Иисус проповедует закон, мы говорим, что это закон, а когда Иисус показывает благодать, мы склоняемся в благодарности. Мы не осмелимся переосмыслить Его слова или цитировать их выборочно и с оговорками. Церкви проповедующие закон+благодать, наоборот смягчают твердые слова Иисуса, называя их гиперболой или преувеличением. Они говорят: «Иисус имел в виду не это». Они как фарисеи избирают те заповеди, которые можно исполнить, а другие игнорируют, считая их образными или теми что не следует принимать всерьез.
4. Церкви гипер-благодати почитают закон и ту цель с которой он был написан, они согласны с Павлом который говорит: закон добр, если использовать его правильно. (1 Тим 1: 8). Они понимают, что " то закон положен не для праведника, но для беззаконных … и для всего, что противно здравому учению, " (1 Тим 1: 9-11). Закон для тех, кто верит в себя и собственную праведность, а не Христа.
5. Церкви гипер-благодати, называют послушание плодом а не корнем праведности. Церкви проповедующие благодать+закон говорит, что вы должны подчиняться законам Божьим, чтобы доказать свою любовь, но церкви гипер-благодати показывают слова Иисуса: " „Если вы любите Меня, то исполните Мои заповеди.» (Иоанна 14:15). Они понимают, что послушание рождается не из страха, а от любви. Те, кто покоятся в безусловной любви Отца будут доверять Ему и делать то, что Он говорит, без сознательных усилий. Им не нужны, правила у них есть Святой Дух (Иоанна 16:13).Иисус сказал: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.» /От Иоанна 15:9/ Он не сказал, пребудьте в делах Моих, а отдыхайте в любви Моей. Те кто пытаются смешивать закон и благодать являются духовными прелюбодеями.
6.Церкви гипер-благодати помогают людям в преодолении греха. Если вы грешите, такая церковь не будет бросать в вас камни или стыдить вас. Вместо этого они укажут вам на Божью благодать, и то что ваши грехи были навсегда прощены на кресте. Они скажут с апостолом Иоанном, "...если кто согрешит, то у нас есть заступник перед Отцом, Иисус Христос, Праведник». (1Ин 2: 1). В церкви проповедующую благодать+закон вам скажут: «посмотри на то, что ты сделал» Но церковь гипер-благодати скажет: «Посмотри на то, что сделал Иисус, и то, что ты можешь сделать сейчас из-за того, что сделал Он». Церкви проповедующую благодать+закон одержимы сопротивлением и борьбой с грехом. Они его, избегают. В отличие от этого, церкви гипер-благодати сосредоточены, не на грехе а на Иисусе. В церкви проповедующую благодать+закон вас призывают отвернутся от греха, а в церкви гипер-благодати вас погружают в сверхъестественную благодать Божию, которая позволяет вам больше не грешить. Они будут делать то, что делал Павел с Коринфянами. Давайте прочитаем его письмо к ним. «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. "(1 Кор 1: 2-8)...
7. Церкви гипер-благодати укрепляют и утверждают в вере. Иисус сказал: «овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. "(Ин 10: 26-27). Мы не стоим на наших обещаниях Богу, но на Его прекрасных и великих обетованиях нам. Бог, который держит вселенную в руке, может, конечно, держать и вас! В церквях закон+благодать, вы стоите на основе собственных обещаний Богу, а не Его обещаниях вам.
8. Церкви гипер благодати, являют Христа а не живут для Христа. Это церковь которая привлекательна для грешников и непривлекательна для самодовольных.
Будьте благословенны.
Обрезание Аврама, Исаака и Иакова также предшествовало Закону Моисея , но почему то в церквях этого не проповедуют. А об авторе: "Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Рим 2:17-21