С тех пор, как я стал верующим (с 1978 года), я был свидетелем многих теологических трендов в церкви (например, «Слово Веры», «внутреннее исцеление», «освобождение», «Евангелие процветания» и многие другие). В течение последнего десятилетия мы стали свидетелями послания радикальной благодати, захватившего церковь по всему миру.
В контексте данной статьи я использую понятие радикальной благодати к любому учению, которое:
- преуменьшает актуальность Евангелий как модели ученичества;
- утверждает, что не существует покаяния и исповедания грехов после первоначального покаяния;
- утверждает, что в Новом Завете нет суда над верующими.
Есть и другие отличительные черты учения радикальной благодати, однако я хочу сфокусироваться только на трёх, ради краткости. В принципе, любое учение, которое преуменьшает закон Бога, который записан в обоих заветах, оказывает медвежью услугу Церкви.
Притчи учат нас, что страх Господень — это начало мудрости (Притч. 9:10), и ранняя Церковь была здоровой и растущей, когда она ходила в страхе Господнем (Деян. 9:31). Когда верующие больше не почитают или не боятся Бога (я не говорю о том, чтобы страшиться Бога, а о здоровом почитании Бога), они становятся склонными к греховному образу жизни и греховным привычкам.
Актуальность Евангелий для Церкви
Во-первых, что касается актуальности Евангелий, сторонники радикальной благодати верят, что стихи в Евангелиях, которые учат нас взять свой собственный крест (Мк. 8:34, 35), как и многие другие наставления в Евангелиях, не применимы к Церкви сегодня — потому что во времена событий, описанных в Евангелиях, всё ещё действовал Ветхий Завет.
Хочу сказать, что это смешно и нелепо, потому что у нас есть только одна Библия, и Новый Завет — это продолжение Ветхого Завета (речь о книгах — прим. пер.). Этика Десяти Заповедей по-прежнему остаётся стандартом в Новом Завете — только ритуальные заповеди были отменены во Христе (см. Ин. 1:29, Евр. 9-10). Более того, Иисус сказал, что Он не пришёл нарушить Закон, но исполнить его (Мф. 5:17-20).
Для большей ясности, Иисус постоянно нарушал ритуальный закон Ветхого Завета в Евангелиях — таким образом, во время, описанное в Евангелиях, действовала не ветхозаветная система левитского закона, а некоторый переходной период к Новому Завету. Он касался мёртвых тел перед тем, как воскресить их; касался прокажённых; нарушал Шаббат, исцеляя других; Он позволил женщине с кровотечением прикоснуться к Нему и многое другое. Потому, как говорится, аргумент против стандартов Евангелия как этики для церкви и модели ученичества в Новом Завете, не выдерживает никакой критики.
Покаяние и исповедание грехов в Новом Завете
Во-вторых, стоит отметить, что утверждение о том, что для верующих в Новом Завете не существует исповедания грехов, также не является библейским. Стих 1 Ин. 1:8 был написан не гностикам (как утверждает в своей книге один из сторонников радикальной благодати), поскольку апостол Иоанн писал своё послание, чтобы читатели имели общение друг с другом и с Богом, и, исходя из контекста, это послание написано Божьим детям (см. 1 Ин. 2:1). Апостол Иоанн также говорит, что “если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас” (1 Ин. 1:10), где под “мы” подразумевается сам апостол Иоанн и все христиане.
Более того, апостол Павел просит церковь в Коринфе покаяться и иметь благочестивую печаль и сожаление о грехе (2 Кор. 7:9-10). Об этом можно много говорить, но я продолжу далее.
В-третьих, сказать, что Бог не судит в Новом Завете, — это практически богохульство. Я не знаю, какую Библию читают некоторые из этих учителей. Эти учителя и проповедники трактуют всё Писание через призму радикальной благодати, которая делает их слепыми и неспособными видеть простой текст Библии. Ради их аргументов я не буду касаться предупреждений о суде, которые Иисус давал в Евангелиях (они довольно многочисленны). Поскольку они считают, что Евангелия неактуальны, я ограничусь только книгами Деяний и Посланий Апостолов.
Примеры учения о Суде в Новом Завете.
Поскольку это короткая статья, я просто процитирую несколько мест Писания.
– В Деян. 5:1-11 Бог поразил и убил мужа и жену в церкви за ложь Святому Духу о пожертвовании, которое они принесли в церковь (Одного только этого отрывка достаточно, чтобы опровергнуть все ошибочные положения учения радикальной благодати).
– В 1 Кор. 5:5 апостол Павел говорит, что Бог разрушит плоть безнравственного человека, чтобы его дух был спасён.
– В 1 Кор. 11:30 Павел говорит, что Бог даёт слабость, болезнь и смерть тем, кто провоцирует разделения в церкви и не принимает причастие надлежащим образом.
– В Гал. 6:7-9 Павел также предупреждает церковь, что Бог поругаем не бывает и что они пожнут то, что сеяли. Факт того, что он сказал “Бог поругаем не бывает”, подразумевает, что Бог — это Тот, Кто будет судить и отплатит тем христианам, которые сеяли в плоть.
– В Еф. 5:1-6 Павел предупреждает церковь в Эфесе, что гнев Божий изливается на тех, кто живёт в сексуальной безнравственности, идолопоклонстве и алчности (и он предупреждал об этом именно церковь, а не мир).
– В Евр. 10:30-31 автор послания говорит верующим, которые размышляли о том, чтобы оставить веру, что “Господь будет судить народ Свой” и что “Страшно впасть в руки Бога живаго.”
– Наконец, в книге Откровение во 2 и 3 главах Сам Иисус повелевает различным церквям покаяться, иначе Они погибнут от Его руки во время суда (Откр. 2:5, 16; 3:3; 3:19). Он даже предупреждает лжепророчицу, что пошлёт ей болезнь и поразит смертью её детей (Откр. 2:20-23).
Можно сказать намного больше, но даже беглый обзор упомянутых выше мест Писания однозначно показывает ошибочность учения радикальной благодати, суть которой в том, что в Новом Завете нет суда.
В завершение я хочу сказать, что я верю, что любое учение, доведённое до крайности, будь-то радикальная благодать или святость, причиняет вред церкви. Обе крайности приводят верующих ко греху. С одной стороны, постулат учения радикальной благодати о том, что “однажды спасён — спасён навсегда,” согласуется с тем их взглядом, что нет больше необходимости в покаянии и исповедании (потому что, как они говорят, кровь покрывает все грехи в прошлом и в будущем); и я согласен с утверждением в скобках. Однако, отсутствие покаяния останавливает действие крови Христа в нашей жизни, прекращает наше общение с Богом и может привести к отступничеству и отпадению от веры.
Это учение позволяет жить безнравственной жизнью, поскольку (предположительно) нет никаких последствий (и, следовательно, никаких причин бояться Господа за непослушание). С другой стороны, крайний взгляд святости без уравновешения благодатью приводит к законничеству, которое заставляет плоть грешить ещё больше (см. Рим. 7:7-25).
Да сохранит нас Господь от всяких крайностей, чтобы мы могли возрастать в страхе Господнем и увещевании Его слова благодати, которые могут созидать нас и дать нам наследие среди всех спасённых.
Автор — Джозеф Маттера / charismanews.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мне понравилось выражение «радикальная благодать», это что-то вроде жёсткого прессинга, исключающего любую попытку увернуться от этого Божьего подарка! ННадо взять, понимашь?, ннадо! А если нет никаких заслуг? А я знаю, что заслуги мои пред Великим Богом мизерны!, и ничего не стоят! — Первое что я узнал когда меня коснулась Божья благодать, что я великий грешник!, и, что, из-за таких как я и был распят Йешуа! — Не евреи виноваты в распятии Христа, а такие люди как я! И тогда я ПОНЯЛ, что благодать, для таких как я — незаслуженная, по милости Божией! Это подарок Бога для тех людей, кто избрал Его своим Путём и готов сохранить Ему верность и чистоту помыслов в любых обстоятельствах и при любом раскладе своей жизни, даже до смерти! Надеясь только на Его праведность! Аминь и аминь.