«94-летний ортодоксальный мыслитель подлил масла в огонь религиозных споров израильтян, заявив в проповеди, что Холокост был Божьей карой (для евреев)…» – сообщало Еврейское телеграфное агентство в четвертом выпуске «Forward» в январе 1991 года. Речь шла о рабби Элиэзере Шахе, духовном лидере ШАС (ש"ס) — самой влиятельной религиозной партии в государстве Израиль. «Всевышний долготерпит, – заявил рабби Шах, – но как только чаша терпения преисполнится, Он разражается наказанием».
Ничего удивительного в том, что сопоставление Холокоста с Божьим судом возбудило вспышки злости и ярости. Но действительно удивляет то, что некоторые христиане разделили мнение раввина (хотя и со своими дополнениями). Они рассматривают Холокост как Божью кару за отрицание евреями Мессии, приводя в доказательство этому 28-ую главу Второзакония.
Это абсолютное непонимание воли Всевышнего не разделяет Его временную волю относительно Своего избранного народа и Его кару для заблудших людей. Что еще хуже, оно приписывает дьявольские, не святые, подлые и злоумышленные действия святому и праведному Богу.
Когда Господь судит Своих, то Его целью является не наказание, а научение. Его намерения – исцелить, а не уничтожить; не просто наказать, но, в конечном счете, очистить от греха.
Дьявол же — уничтожитель. Рассеянье ужаса и страдания Божьих людей с прицелом на их окончательное уничтожение приносят ему удовольствие.
Всевышний известен тем, что защищает и, в конце концов, спасает еврейский народ. Дьявол же стремится к уничтожению евреев, чтобы свести на нет Божьи обещания и представить Его лжецом.
Пурим — Божий суд и избавление Своего народа
В этом месяце мой еврейский народ отмечает праздник Пурим. Пурим – это воспоминание об избавлении еврейского народа от нечестивого злодея Амана, как написано в книге Есфирь. Эта библейская история дает прекрасную историческую и теологическую призму для понимания того, как Господь судит Свой народ. Сам контекст книги Есфирь поднимает вопрос суда.
В ее начале израильский народ живет не в Израиле под руководством еврейского царя, а в Персии — под скипетром язычника Артаксеркса. Рассеяние (выселение со своей земли с сопутствующими унижениями и страданиями) было прямым следствием греха и неповиновения. Бог предупреждал об этом наказании вначале в 28 главе Второзакония и после через пророка Иеремию: «и отправлю с врагами твоими в землю, которой ты не знаешь; ибо огонь возгорелся в гневе Моем, – будет пылать на вас» (Иеремия 15:14).
Бог посчитал нужным включить суд над еврейским народом в Свой план по возвращению его к надлежащему поклонению и, со временем, возвращению в свою землю. Книга Есфирь указывает, что Бог не отказался в этом суде от Своего народа. В то время, когда Всевышний преследовал цель очищения Своего народа, дьявол хотел его уничтожить. Рассеяние было Господним исправлением, разрушение — намерением дьявола. На заговор о полном уничтожении Божьего избранного народа Амана воодушевила ненависть лукавого (Есфирь 3:8-9).
Еврейский народ уже претерпел от руки египтян, ассирийцев и вавилонян, но ни один из этих народов не предпринимал попытки геноцида – полного уничтожения евреев.
Аман не был инструментом Божьего суда – он был дьявольским приспешником неповиновения Всевышнему. Бог спас Свой народ от сатанинского плана Амана и вскоре, как и обещал, вернул Свой народ в землю Израиля. Наказанные и возвращенные, они отстроили Храм и принесли Богу жертву. Больше евреи никогда не обращались к идолопоклонству, за которое были изгнаны. Божий суд достиг своей цели.
Гитлер был Божьим инструментом?
Мой еврейский народ жил на своей земле около 500 лет после этого. К несчастью, их верность Богу оказалась недолгой. На этот раз проблемой оказалось не идолопоклонство, а священнослужители: религиозные лидеры стали коррумпированными. Как и во дни Иеремии, последующее рассеяние было неизбежно.
В этих условиях Бог послал евреям Мессию Иисуса — чтобы получить настоящего Первосвященника и Пастыря Израиля. Подобно тому, как религиозные лидеры отвергли Иеремию, отвергнут был и Йешуа. Как Иеремия предсказал рассеяние, так и Йешуа:
«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его (…)
и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Луки 21:20, 24).
Не прошло и одного поколения, как пророчество, изреченное Иисусом, сбылось: рассеяние опять стало жребием еврейского народа.
До 1900 года мой народ находился под этим Божьим приговором — мы были странниками в чужих землях. И все же, Господь сохранял нас посреди изгнания. Все это время Он хотел возвратить нас к Себе, и вернуть нам землю, обещанную Аврааму. Но вновь у дьявола были свои планы — приход Адольфа Гитлера. Как и Аман до него, этот сумасшедший австриец был воодушевлен дьяволом ненавидеть евреев, что выродилось в чудовищное «окончательное решение еврейского вопроса».
Но в отличие от событий Пурима, у еврейского народа не было царицы, которая выступила бы от его имени. И в отличие от Амана, над Гитлером не было царя, который мог бы помочь людям защитить себя. Как Аман, Гитлер зашел дальше, чем любой предыдущий гонитель. Когда еврейский народ страдал под игом римлян, испанцев и российских царей, ни один из этих народов не покушался на геноцид – полное и окончательное уничтожение евреев. Но, как и во дни Амана, Бог спас еврейский народ от злого умысла Гитлера и разрушил планы нечистого.
Гитлер не был Божьим инструментом, собственно, как и Аман. Он также был приспешником нечистого, который бросал вызов Богу. И хотя шесть миллионов погибли ужасной смертью, Гитлер не смог уничтожить весь еврейский народ.
Ужасы Холокоста, в каком-то смысле, подготовили путь, по которому Божий народ смог вернуться в землю Израиля, как и было обещано Всевышним. Но они вернулись на землю без веры. Таким образом, Божий суд остается над землей и народом. Жестокость и борьба – постоянное напоминание того, что не все так хорошо на Святой земле.
Тысячи евреев обратились к Богу через веру в Мессию Иисуса, но большинство пока остается в стороне от Него. Но это ненадолго.
Апостол Павел говорит нам: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность (…) Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (Римлянам 11:11, 15). Конечная цель Божьего наказания Своего народа – его возвращение к Богу. Я верю, что мы видим первые плоды того принятия, той жизни после смерти, ведь все больше еврейских сердец обращается к Иисусу. Божьи замыслы больше не будут подрываться человеческим неверием, как это было с Аманом или Гитлером. Это правда не только для великой картины планов Всевышнего для всего человечества, но и для меня и тебя, как Его детей (неважно, евреи мы или язычники).
В чем суть Божьих судов?
Все верующие в Иисуса проходят через периоды духовных трудностей, когда все не так, как должно быть на нашем пути к Господу. И те, кто принадлежит Ему, знают каково это – претерпевать Божьи уроки и исправления в такие времена. Это не значит, что каждая сложность или болезненное обстоятельство – это Божий суд за наши несовершенства. Мы знаем, что Его окончательным судом было наказание, принятое Иисусом на Голгофе. И все же, Библия ясно дает понять, что Бог наказывает тех, кого любит (Евреям 12:5-11). Стоит помнить, что конечная цель Его вразумлений и наказаний — возвращение нас туда, где мы сможем наслаждаться «мирным плодом праведности».
Только когда мы поймем природу Божьего суда, сможем в полной мере оценить Его милость и благоволение. Тогда мы увидим Его руку в истории точно так же, как и в наших жизнях. Мы возрадуемся тому, что служим Богу, Который судит, чтобы вернуть к Себе и вразумляет, чтобы мертвые ожили. С удивлением и великой радостью мы будем вторить апостолу Павлу: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римлянам 11:33).
Давид Брикнер / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!