Почему мы с отвращением воспринимаем геев, проституток и тех, кто делают аборты? Павел нес служение в мире, полном язычества, гомосексуализма, педофилии, насилия и т.д. Если бы у него было такое же отношение к грешникам, как у нас, вряд ли бы он был столь успешен в евангелизации.
Спасительный труд Иисуса завершен – в самом прямом смысле. Когда речь идет о нашем статусе как возлюбленных, прощенных Божьих сынов и дочерей, то фраза “свершилось” является самой точной и правильной.
Поразительно, однако, что Иисус проявлял и проявляет так много внимания к нам, грешникам. Он жил так, как мы должны были жить, и умер той смертью, которой мы должны были умереть. Как должен смирять нас тот факт, что Бог теперь не относится к нам, грешникам, так, как мы того заслуживаем, потому что уже «отнесся» к Иисусу так (излил на Него Свой гнев), как заслуживаем мы!
Однако хотя Иисус и завершил труд спасения, есть еще много работы, которую Он совершает через нас. Мы являемся посланниками Христа в этом мире. Божья работа продолжается через нас в любом месте, где бы мы ни находились – на работе, дома, в церкви, на улице…
Важно понимать: мы призваны так моделировать наше служение и послание, чтобы, как и Христос, быть “полными благодати и истины” – чтобы привлекать к себе тех, кого Он привлекал, и чтобы вызывать критику (увы, это неизбежно) тех, кто критиковал нашего Господа.
Что значит так свершать служение, чтобы оно было «полным благодати» (Ин. 1:14)? Ганди известен своим знаменитым высказыванием: “Мне нравится ваш Христос, но мне не нравитесь вы, христиане. Вы, христиане, так не похожи на своего Христа”.
Ганди восхищался Иисусом, но ему трудно было понять, почему христиане так плохо отображают в своей жизни учение Иисуса. По его мнению, именно это помешало ему стать христианином.
Нам, посланникам Христовым, нужно очень серьезно воспринимать подобного рода упреки. Следует внимательно изучить наиболее распространённые барьеры, которые мешают людям увидеть в нас реального Иисуса. Давайте рассмотрим некоторые из этих барьеров.
Барьер 1 – осуждение
Когда известный автор Филип Янси спрашивает людей, что они думают о христианах, то чаще всего слышит, что они (христиане) слишком нетерпимы, склонны осуждать и показывать другим, что “они святее”.
В черный день 11 сентября, когда террористы атаковали Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке, один хорошо известный христианский лидер лишь утвердил такое мнение о христианах, заявив по национальному телевидению следующее:
“Если Вы – гомосексуалист или член Американского союза защиты гражданских свобод, или принадлежите Американскому Пути, тогда я указываю на Вас пальцем и прямо говорю: это Вы сделали; Вы виновны в том, что это случилось”.
Один мой верующий друг, актер, однажды пригласил на обед парня-гея. На столе лежала Библия, поэтому гость быстро сообразил, что он в гостях у христиан (за столом сидела и жена моего друга). Удивленный, он сказал: “Ты – христианин и относишься ко мне дружелюбно?” У меня защемило сердце, когда я услышал эту историю. А ваше сердце не щемит? Мы действительно считаем себя посланниками Христа в этом мире? Если да, то нужно смиренно и в то же время решительно бороться за изменение нашего имиджа, чтобы люди не думали, что христиане неприязненно относятся ко всем тем, у кого иное мировоззрение. Мы должны взять на себя ответственность и сделать все от нас зависящее, чтобы заменить тот ложный образ Иисуса, который мы часто представляем людям, на образ реального Иисуса – Того, Кто пришел полный благодати и истины, Кто был Другом даже грешникам, Кто ел и пил с ними (Лк. 15:1-2).
Барьер 2 – отчуждение
Я убежден, что совершают большую ошибку те христиане, которые хотят оградить себя и своих детей от неверующих людей. Посланники Христа должны отказаться от позиции “мы против них”, от мышления, которое направлено на фобию к неверующим. Нам следует делать все, что в наших силах, чтобы приобретать как можно больше друзей среди нехристиан – причем, не ставя никаких условий. Такое отношение к неверующим должно стать центральной ценностью для каждого христианина и общин в целом.
Посмотрите на Иисуса. Только религиозные гордецы отвергали Его, критиковали, были оскорблены Его поведением и желали «избавить от Него мир». А что можно сказать о блудницах, пьяницах, жуликах, обжорах и вообще грешниках? Все они хотели быть рядом с Иисусом. Жаждали слышать Его слова. И Христос отдавал Себя этим людям – с радостью. Уделял им так много внимания, что дал повод другим осуждать и критиковать Его. Его называли другом мытарей и грешников. Обвиняли в пьянстве и объедении (Лк. 7:34).
Мы знаем, что обвинения в пьянстве и обжорстве были клеветой. Написано, что Иисус был искушен во всем – и ни в чем не согрешил. Однако невозможно отрицать того, что Он был другом для самых униженных и отверженных. Для тех, кого религиозные общины Его дней отвергали и презирали.
Иисус так хотел убедить несчастных грешников в том, что любит их, что и для них есть надежда, что готов был ради этого стать мишенью оскорбленных религиозников.
А как насчет нас?
Христос стал бельмом в глазах религиозной элиты и лучом надежды для отбросов общества. А мы?
Барьер 3 – религиозное высокомерие
Нам придется заплатить цену, если мы действительно хотим создать атмосферу благодати. Чем больше мы будем приобретать друзей среди того сорта людей, что и Иисус, тем больше будем ощущать сопротивления и даже отвержение со стороны “святых”. Среди таких «святых» могут быть даже ваши друзья из вашей церкви. Вот вам простой факт. Как только мы начали делать то, что делал Иисус – быть друзьями грешникам и как-то проявлять к ним любовь, – некоторые наши друзья посчитали это оскорбительным для них. И они даже считали, что их критицизм свидетельствует об их любви к Богу. Однако всякому, кто оскорблен проявлением доброты, отображающей любовь Христа, Господь говорит, что его поведение исходит не от любви к Богу, а от воли дьявола (Ин. 8:39-47). Не Бог, а сатана ненавидит доброту. Именно сатана, а не Бог, несет осуждение тем, кого любит Иисус.
Рассмотрите историю, записанную в Лк. 7, где женщина, названная «грешницею», вошла в дом фарисея Симона, весьма религиозного человека. Иисус же во имя любви и радикальной благодати с готовностью принял ее весьма неортодоксальное проявление признательности. Он нарушил религиозные обычаи, позволяя прикасаться к Своим ногам этой блуднице, нечистой морально и церемониально. Он также нарушил общественные устои, позволив ей быть Своей ученицей. Ведь это означало, что Он поставил ее наравне с мужчинами в том весьма патерналистическом обществе, где к женщинам относились как к второсортным людям.
Более скандальным, однако, является то, что Иисус попрал некоторые моральные нормы того времени – все ради того, чтобы показать этой несчастной женщине, как она дорога Ему. Она распустила волосы, что в то время было достаточным поводом даже для развода (женщина могла делать это только в присутствии членов своей семьи). А еще она коснулась Христа «инструментами древнейшей профессии» – помазала Его ноги миром (которым обычно намазывала свое тело) и целовала их губами, которыми прикасалась ко многим мужчинам!
Мы знаем, чем все закончилось. Иисуса начали обходить стороной как человека с плохой репутацией – как Того, Кто не брезговал сидеть на вечеринках грешников. Для этих педантичных фарисеев такое позитивное отношение к этой женщине – которую они считали недостойной любви Бога и, скорее, вещью, а не человеком, – казалось компромиссом с грехом.
Эта история должна заставить серьезно задуматься тех, кто желает правильно представлять Иисуса в современном контексте. Нам следует признать тот факт, что если бы Иисус совершал служение сейчас, в 21 веке, Он не связывал бы набожность с членством в той или иной партии. Он не говорил бы лесбиянкам «вы – грешницы», не предлагая при этом с любовью спасительную весть. Не говорил бы, как курение разрушает Божий храм (тело), уплетая третий кусок курочки-гриль на церковном обеде. Иисус не осуждал бы прелюбодеяние как нечто такое, что хуже гордости и сребролюбия на фоне тщательного изучения Библии.
Барьер 4 – гордость
Чтобы быть другом грешникам, нужно, прежде всего, понять, что мы больше похожи на «первых из грешников», чем на Иисуса Христа. С какими бы людьми мы ни сталкивались, какой бы ни была их жизнь, нам следует относиться к ним, как “нищий, который смиренно рассказывает другим нищим, где есть хлеб” (знаменитое выражение Стива Брауна).
Если мы действительно хотим быть людьми, в жизни которых действует Евангелие, которые наслаждаются богатством Божьей благодати, то в первую очередь должны сами осознать свое скромное положение как тех, кто были и продолжают быть объектами Божьей милости. И это смирение должно быть подлинным, а не показным. Если Бог никогда не смирял нас, мы будем относиться к людям свысока. И ничего хорошего от этого никому не будет.
Посмотрите на апостола Павла. Он не считал выше своего достоинства признаваться в своих слабостях. В Рим 7 он словно приоткрывает свои внутренние борения. В нем бурлили какие-то греховные желания – те, которых никогда не видно, если о них не расскажешь. И только Евангелие давало ему надежду и силу побеждать искушения. В 1 Тим. Павел называет себя «первым из грешников». Если мы действительно хотим отображать Иисуса в своем служении и благовестии, нам следует поставить любовь выше своей репутации и имиджа. Как сказал покойный Джек Миллер, “Благодать всегда течет вниз по склону, а не вверх”.
Конечно, очень легко созидать свою идентичность на основе того, как мы выглядим – быть “образцовыми христианами”, чтобы люди нами восхищались. Но не нужно этого делать. Это ловушка, которая лишит нас силы Евангелия, его эффективности. Если мы хотим, чтобы люди вокруг нас были изменены благодатью Иисуса, мы на своем опыте должны познать эффективность Евангелия – как оно освобождает нас от грехов и исцеляет глубочайшие раны и страхи. Т.е. реально изменяет нас.
Голос Истины по материалам блога Scott Sauls
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая статья, но не хватает дополнения по поводу того, как поступать, если те люди, « представители древних профессий» или « первые из грешников» начинают попирать Слово, каков дальнейший шаг и долг христианина, опираясь на Слово. Новообращенный христианин может, начав свою миссионерскую деятельность,пытаясь обратить таких людей, не окрепнув сам, может быть подвержен серьезным искушениям. Статья действительно обличает « зрелых христиан», а младенцам в вере нужно в первую очередь разбираться со своим храмом, « чтобы чувства были навыком приучены к различению добра и зла», чтобы от такой серьезной духовной битвы не пострадать самим. Соблюсти свой храм- это тоже битва, внутри нас, со своим ветхим человеком силой Иисуса Христа. Мы христиане часто забываем, что если с собой не разберемся, другим помочь будет сложно.