Мало что угрожает нашей вере больше, чем когда хороший дар от Бога, красивый и невинный сам по себе, постепенно становится необходимым условием нашего счастья.
«Самые смертельные желания — это желания не отравы зла, а простых земных удовольствий», — пишет Джон Пайпер. «Ибо когда они заменяют жажду по самому Богу, идолопоклонство становится едва различимо и почти неизлечимо» («Голод по Богу», 18).
«Простые земные удовольствия» — вещи, конечно, хорошие. Доставляющая удовлетворение карьера, здоровое тело, лучший друг, полноценный брак и всякий другой благой дар исходит от Отца света и, как и сами небеса, провозглашает славу Божью (Иакова 1:17; Псалом 18:1). Когда Павел говорит, что Бог «обильно дает нам все для наслаждения» (1 Тимофею 6:17), он действительно подразумевает наслаждение. Божий океан даров предназначен для плавания.
Но простые земные удовольствия никогда не могут быть полностью безопасными в руках грешников — даже искупленных. Мы небрежно наслаждаемся изобилием Божьего дома и забываем, что это Его дом. Мы едим и едим, и постепенно пренебрегаем Хозяином. Взор наших глаз опускается все ниже — с небес на землю. Духовные чувства притупляются. «Желания чего-то другого» начинают заглушать слово (Марка 4:19).
В такие моменты Божья милость заключается в том, чтобы обращаться с нами так, как Он обращался с народом Израиля, и послать нас в пустыню.
Не только хлебом
Сорок лет прошло с тех пор, как Бог простер руку над Египтом. Израиль стоял на краю Иордана спиной к пустыне, собираясь обменять манну на молоко и мед. Но прежде чем это произошло, Моисей вложил урок манны в их сердца:
«Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:3)
Хлеб — это еще одно из простых земных удовольствий, доброта от Бога, призванная «укрепить сердце человека» (Псалом 103:15). Но когда Израиль был в пустыне, Дающий хлеб забрал хлеб, чтобы Израильский народ мог узнать, откуда взялась жизнь. Жизнь — истинная, глубокая, богатая жизнь — не исходит от хлеба или от каких-либо других даров Бога. Жизнь происходит от слов живого Бога — слов лучше золота, слаще меда, более питательных, чем лучшая пшеница Ханаана (Псалом 18:10).
Если бы Израиль намеревался когда-нибудь стоять в обетованной земле с руками, полными хлеба, и говорить: «Я знаю, как изобиловать», им сначала нужно было бы пройти по пустыне, со словом Божьим в своих сердцах, и сказать: «Я знаю, что значит быть в скудости и недостатке» (Филиппийцам 4:12). Им нужно было научиться оглядываться на пустую и заброшенную землю, покрытую песком, и петь от радости Тому, Кто дает и забирает.
Незащищенные в пустыне
Точно так же происходит и с нами. Часто Бог учит нас, как правильно обращаться с дарами, сначала отказывая в них. Он делает это, по крайней мере, по двум причинам.
Во-первых, пустыня прекрасно раскрывает то, что внутри сундуков наших сердец. Несмотря на всю красоту холмов и лесов обетованной земли, они предлагают десятки укрытий для наших идолов. Пугающе легко устами служить Богу, тогда как наши сердца теряются в Его дарах, — и обмануть даже самих себя в процессе. Мы можем петь: «Аллилуйя! Все, что у меня есть, — это Христос!», подняв обе руки, в то время как щупальца нашего сердца медленно обвиваются вокруг брака, дружбы или карьеры — едва различимо, почти неизлечимо.
Но в пустыне все иначе. Там наши идолы располагаются только на песке под бесплодным небом. Что выходит из вас, когда вы находитесь на руинах разрушенной дружбы, продолжительного сезона одиночества или работы, кажущейся совершенно бесполезной? Некоторые из нас, например, Израиль, «рисуют картины Египта»: мы идеализируем нашу прежнюю жизнь с ее комфортом, забывая о том, насколько безбожной она была (Числа 11:4–6). Другие из нас погружаются в сексуальный грех или какие-либо иные удовольствия, пытаясь ослабить боль (Числа 25:1). Многие из нас ворчат на Бога, забирающего что-то у нас (Исход 15:24).
Наши времена недостатка не создают раковый диагноз в нас; они разоблачают то, что уже находилось там, но было скрыто под изобилием (Второзаконие 8:2). По Своей благости Бог показывает наших идолов так, чтобы мы могли их увидеть, возненавидеть и похоронить в пустыне.
Братство отчаянных
Во-вторых, пустыня может привить нам то качество, которое так полезно для живой веры: отчаяние. Предоставленные самим себе в беспрерывном комфорте, многие из нас блуждают. Сон постепенно поглощает наше утро, оставляя мало времени для Писания и молитвы. Мы живем так, как будто грех больше не притаился у двери, и сатана перестал бродить вокруг и рычать. Мы становимся небрежными с той частью себя, которую мы не можем позволить себе потерять: нашей душой.
Но отчаявшиеся, оказавшись в пустыне жизни, не могут позволить себе роскошь равнодушия. Они побуждают себя искать Бога. Они приходят к своим Библиям, как Давид: «Господи, мой Боже, взгляни на меня и ответь. Жизнь вновь зажги в глазах моих, иначе я умру!» (Псалом 12:4, Современный перевод). Они обнаруживают, что едва ли могут прожить час (а тем более день), не вознося своих сердец к Единственному, Кто может помочь. В конце концов, они становятся частью этого великого братства нищих духом, которые знают не только в теории, но и в оплаченной кровью реальности, что Бог близок к сокрушенному сердцу, что Он слышит плач страдающих, и что, в сравнении с безбожной обетованной землей, наполненная Богом пустыня — это рай.
Если мы научимся жить по Божьему слову в пустыне, мы обнаружим, что в большей степени готовы использовать и воспринимать Его дары такими, какие они есть в действительности: слугами нашей радости в Боге, а не Его подменой. Тот, кто наказываем пустыней, будет наслаждаться дарами Бога, а не злоупотреблять ими; наслаждаться ими, не надеяться на них; благословлять Бога за них, а не забывать о Нем в них.
И даже если Бог никогда не даст нам того дара, которого мы больше всего хотим, и пустыня растянется на всю жизнь, мы не будем ворчать на пути в вечность. Вместо этого мы будем стремиться стать памятником в пустыне, на котором высечены слова, которые лучше, чем изобилие: «любовь Твоя — больше жизни» (Псалом 62:4, совр. пер.).
Как не потратить впустую время в пустыне
Если вы окажетесь в некой сухой и бесплодной земле, отрезанные от молока и меда жизни, не тратьте впустую это время. Дайте место горе, печали и слезам. Но не ропщите под руку Господа. «Все пути Господни — милость и верность». Все пути, — даже те, которые ведут нас через пустыню (Псалом 24:10, НРП). Милость и любовь Его привела вас сюда, и Он никогда не покинет и не оставит вас.
Если вы во Христе, Бог не привел вас в эту пустыню, чтобы морить голодом. Он привел вас сюда, чтобы научить, что не хлебом единым живет человек. Ваша жизнь, надежда и радость не скрыты в какой-то неуловимой стране изобилия, но они находятся во Христе, который умер и воскрес, чтобы спасти вас для Себя — Того Единственного, Кто является вашей жизнью, наслаждением, молоком и медом, вашим всем.
Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!