Больше, чем сексуальная чистота: пять целей для мужчин во Христе

Больше, чем сексуальная чистота: пять целей для мужчин во Христе

Если мы обучаем молодых людей исключительно тому, чтобы практиковать чтение Библии и бороться с сексуальными искушениями, то почему нас удивляют духовно незрелые мужчины и лишенные руководства церкви?

В молодости я наблюдал как обучающим группам для мужчин трудно было достичь большего, чем подотчетность за чтение Библии и отказ от порнографии. Мы разговаривали о многом, даже о важном, но на повестке дня всегда было только это: убедиться, что мы читали Библию, и что мы не смотрели порно. Ненамеренно главным смыслом встреч было то, что духовная зрелость – это чтение Библии и сексуальная чистота. Установив такую низкую планку для мужчин, мы неизбежно учим их быть ленивыми, эгоистичными, неуверенными и неамбициозными. Мы воспитываем поколение мужчин, которые, поставив галочки в своих духовных дневниках, затем живут ради видеоигр и Xbox.

Но мужчины способны на гораздо большее во Христе, чем просто чтение Библии и воздержание (при этом я не преуменьшаю значимость ни того, ни другого). Бог искупил нас и наделил способностью вести за собой, рисковать, служить, начинать новое, усердно трудиться, жертвовать – любить так, как любил Христос. Чтобы быть причастными к чему-то вечному, чтобы заботиться о других и вести их к Иисусу.

Мужчины способны на большее

Каким же будет такой мужчина? Он будет похож на Авеля, пожертвовавшего первое и лучшее от своих трудов для Бога (Евреям 11:4). Он будет похож на Ноя, который боялся Бога и с благоговением слушался Его (Евреям 11:7). Он будет похож на Авраама, жившего верой в Божьи обетования, даже когда Бог повелел ему покинуть свой комфортный и безопасный дом (Евреям 11:8-10).

Он будет похож на Иосифа (Евреям 11:22), несправедливо страдавшего и не роптавшего, ведь он жил и страдал с Богом. Он будет похож на Моисея, который отказался от «временного греховного наслаждения» и лучше захотел страдать с народом Божьим, чем наслаждаться роскошью того богатого мира, в котором всегда жил (Евреям 11:25-26). Или он может быть похож на Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида или Самуила и пророков, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евреям 11:32-34).

Может быть, у нас такие маленькие ожидания от мужчин (и от самих себя), потому что мы упустили из виду, как много Бог может сделать через слабого, сломленного, спотыкающегося, но верного и желающего этого мужчину. Так как же нам стать более эффективными, более плодотворными мужами Божьими, как эти великие люди?

Хороший путеводитель для мужей Божьих

К какому отрывку из Библии вы бы обратились, чтобы сформировать более полное и сильное представление о мужчинах во Христе?

Первое послание к Тимофею 4:12 — это знакомая, но странным образом недооцениваемая карта для мужчин. Апостол Павел пишет своему духовному сыну Тимофею, молодому человеку (не ребенку) и пресвитеру церкви:

«Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».

Многие из нас неоднократно слышали, как этот стих зачитывался в молодежном служении, чтобы побудить подростков отказаться от заниженных ожиданий и вместо этого стремиться быть образцовыми учениками Иисуса (и не только для своих сверстников, но и для взрослых). Хотя Тимофей и был молод, но он не был ребенком. Далее в этих двух посланиях мы читаем, что он нес огромную ответственность в церкви, сколько бы лет ему тогда ни было (возможно два или три десятка). Он уже был зрелым и взрослым «мужем Божьим», и его духовный отец увещевал его поступать соответственно.

Мужи Божьи (взрослые и молодые), подаем ли мы пример другим верующим в словах, поведении, любви, вере и чистоте? Давайте кратко остановимся на каждом аспекте и увидим, как может выглядеть верность.

1. Что мы говорим (или не говорим)?

Во-первых, что значит быть благочестивым примером в словах? Мы можем сразу подумать о том, что мужчинам не следует говорить. Ведь сам Павел пишет: «также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам…» (Ефесянам 5:4). Мужчины-христиане по своей речи должны заметно отличаться от мужчин этого мира -  удивительным образом быть свободными от нечистоты, глупости, грубости и распущенности (Ефесянам 4:29). Однако, мы не должны удовлетворяться лишь тем, что нас знают по тому, чего мы не скажем. Важно и то, что мы скажем.

Опять же Павел пишет: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Ефесянам 5:4). Не только отсутствие ненормативной лексики, пошлости и жестокости, но и потрясающее звучание слов мужской благодарности. Слов увещевания (1 Фессалоникийцам 5:11). Слов мудрости и истины (1 Коринфянам 12:8; 2 Коринфянам 6:7). Слов благовествования (Ефесянам 6:19). Слов здравого учения – в церкви и дома. Если резюмировать кратко, то «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6).

Когда мы обдумываем свои разговоры, звонки, сообщения, твиты, электронные письма, подаем ли мы в них пример для подражания другим мужчинам?

2. Как мы проводим свою жизнь?

Что означает быть благочестивым примером в жизни? В своих письмах Павел часто объединяет эти два понятия – речь и поведение, слова и дела (например, Римлянам 15:18; Колоссянам 3:17). Понять слова Павла можно задав себе вопрос: Что мой образ жизни, особенно то, как я трачу свое время, деньги и внимание, говорит об Иисусе?

Для начала, говорит ли вообще ваша жизнь об Иисусе? Какие выводы сделают люди о вашем Боге, понаблюдав пристально за вами неделю, месяц или год? Если мы исповедуем Христа, но живем такой же жизнью как и все вокруг, то христианство будет напоминать еще одну смутно духовную и неэффективную точку зрения среди множества других.

«Если так всё это разрушится, — пишет апостол Петр, — то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?» (2 Петра 3:11). «В святой жизни» дословно переводится как «в святом поведении», здесь используется одно и то же слово. В свете того, кем на самом деле является Иисус, и того, что Он вновь грядет, какими мужчинами мы должны быть? Проводим ли мы свою Богом данную короткую жизнь на земле как достойный пример для подражания в приоритетах и выборе?

3. Какую пользу приносим мы для других?

Что означает быть благочестивым примером в любви? Эффективный способ оценить, как мы тратим свое время, деньги и внимание, — это спросить, какую ощутимую пользу это приносит другим. Мужчина, чьи труды приносят пользу лишь ему одному, заслуживает жалости, а не подражания. Мы можем говорить много правильных слов, но если мы не любим, то мы – ничто (1 Коринфянам 13:1). Мы можем делать много добрых дел, но мы – ничто, если не имеем любви (1 Коринфянам 13:3). Мужья Божьи должны быть мужьями великой любви, проявлять инициативу (часто многим жертвуя ради этого) для блага других, особенно для их вечного блага.

«Бодрствуйте, стойте в вере, — пишет Павел лидерам церкви в Коринфе, — будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Коринфянам 16:13-14). Любовь жизненно важна для мужчин. Любовь жизненно необходима, чтобы быть сильным. «Любовь назидает» (1 Коринфянам 8:1). Любовь объединяет (Колоссянам 2:2). Любовь не ставит во главу угла собственные желания, но стремится служить потребностям других. (Галатам 5:13). Любовь действует, по-настоящему трудится на благо других (1 Фессалоникийцам 1:3).

Итак, кого мы любим — супругу, детей, церковную семью, соседей по комнате, соседей по дому и коллег, заблудших — и как конкретно и ощутимо мы любим их? Хотели бы мы, чтобы молодые люди подражали нам в этом?

4. Какова наша вера – вялая или пылкая?

Что означает быть благочестивым примером в вере? В письмах Павла часто связаны любовь и вера (например, Ефесянам 1:15; 6:23; 1 Фессалоникийцам 3:6). О любви мы думаем как о чем-то видимом и ощутимом, тогда как о вере мы часто думаем как о чем-то личном и невидимом. Как мы можем подавать пример в том, чего не видят другие?

Люди могут не видеть нашу веру так же, как наши слова и добрые дела, но они могут видеть, как мы сражаемся за веру. В этом же письме Павел пишет: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тимофею 6:12). Что значит подвизаться добрым подвигом веры?

Подвизаться добрым подвигом веры значит быть готовым сражаться. Это значит ожидать препятствий и даже противостояния (1 Петра 5:8). Это значит переносить искушения, трудности и разочарования с надеждой и радостью (2 Коринфянам 6:10). Это значит находить время для встречи с Богом даже когда это неудобно, даже когда мы устали, даже когда работа требует больших усилий, а с детьми трудно, потому что «вера от слышания, а слышание от слова Божьего» (Римлянам 10:17). Это значит размышлять над Словом днем и ночью (Псалом 1:1-2). Это значит непрестанно молиться (1 Фессалоникийцам 5:17). Это значит посвятить себя поместной церкви, общению и верному служению в ней (Евреям 10:24-25).

Итак, похожа ли наша жизнь в вере на сражение за веру?  Хотели бы мы, чтобы молодые люди сражались как мы?

5. Контролируем ли мы себя в святости и с почтением?

Наконец, что значит быть благочестивым примером в чистоте? Мы знаем, что Павел имел в виду как минимум сексуальную чистоту. Позже в этом же письме он пишет Тимофею: «[увещевай] стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою» (1 Тимофею 5:2).

Такое уважение и самоконтроль выделят молодого человека в нашем мире — мире, полном мужчин, стремящихся удовлетворить свои сексуальные вожделения, пролистывающих приложения, чтобы найти новую девушку, и меняющих девушек, не задумываясь. Мужчины, которые относятся к женщинам со всякой чистотой, будут отличаться от большинства мужчин, не знающих Бога и потому живущих по своим похотям (1 Фессалоникийцам 4:3-5).

Но эта чистота подразумевает больше, чем только сексуальную чистоту. Любовь к этому миру — явная или трудноуловимая преданность поп-культуре, спорту, фильмам, покупкам, социальным сетям или тому, что вас больше всего завлекает — может так же духовно осквернять, как и сексуальное искушение (Иакова 1:27). Всё может быть как даром от Бога, приближающим нас к Нему, так и идолом, медленно уводящим нас от Него. Запечатлены ли наши мысли и сердца чистотой — беззаветной преданностью и привязанностью к Богу? Тренируем ли мы всё своё «я» — сердце, душу, разум и силу — любить Бога больше всего на свете? Хотели бы мы, чтобы молодые люди подражали нам в чистоте?

Мужчины созданы для большего

Ничто из этого более обширного призвания для мужчин не умаляет важности чтения Библии и отказа от порнографии. На самом деле, мужчина, стремящийся быть благочестивым в этих сферах – словах, поведении, любви, вере и чистоте – будет очень усердным в размышлении над Словом Божьим и очень ревностным к чистоте в интернете и везде. Никто не может стать мужем Божьим, если ежедневно не насыщается Его словом. И никто не может стать мужем Божьим, если не будет умерщвлять свои эгоистичные греховные похоти.

Обучая мужчин, давайте не упускать из вида порнографию – безусловно, наиболее распространенную и легкодоступную угрозу для души. И давайте никогда не преуменьшать значения Библии — единственного величайшего оружия истины, мужества, святости и радости, которое у нас есть. Но давайте также призывать мужчин к большему – благословлять других своими словами, не тратить свою жизнь на бесконечное просматривание экрана, подчинить свой график, энергию и силу тому, чтобы с любовью следовать за Богом день за днем, контролировать и обращаться со своими телами со святостью и уважением.

Если кратко, да будем же мы созидать себя и поднимать других мужей Божьих, спасенных и смиренных по благодати Божьей, трудиться для Бога так, чтобы раскрывалась и подтверждалась слава Его Сына.

Автор — Маршалл Сигал / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!