Притесняемы ли женщины в Церкви?

Притесняемы ли женщины в Церкви?

Специальное примечание от доктора Майкла Брауна: Нас часто спрашивают о роли женщин в служении. Может ли женщина проповедовать или учить? Только женщин? Или мужчин тоже? Могут ли женщины быть пастырями? Старейшинами? Недавно мой друг Крис Валлоттон опубликовал свои понимания некоторых ключевых мест Писания. Вот ответ Наталии Герман, супруги доктора Игаля Германа, моего помощника по служению AskDrBrown. Желаю приятного чтения, и если возникнет желание – поделитесь этой статьей со своими друзьями!

Недавно я натолкнулась на статью Криса Валлоттона, в которой он пишет: «Многие женщины ежедневно просыпаются в мире дискриминации просто по причине того, что они – женщины. Но самый тревожный аспект этого притеснения заключается в том, что именно Церковь часто лидирует в этом! Многие верующие развили теологию, активно использующую Библию для того, чтобы лишить женщин права занимать высокие лидирующие позиции, особенно в Церкви. Я потрясен количеством христианских лидеров, которые убеждены в том, что женщины не настолько квалифицированы, призваны и/или одарены для лидерства, как мужчины. Аргумент в пользу лишения женщин этого права нелогичный, небиблейский и устаревший! Мне хотелось бы сказать, что любое подобное мерзкое мышление, низводящее женщин на более низкие позиции власти, давно устарело, и нам пора воспользоваться планом, который проповедовал Иисус на протяжении Своего служения».

Как женщина я уважаю этого автора-мужчину за его поддержку и признание женщин, но я абсолютно не согласна с его видением роли женщины в служении. В этой статье Крис утверждает, что притеснение женщин противоречит Писанию. Конечно, я искренне согласна с этим. В то же время я утверждаю, что в Библии есть достаточно доказательств того факта, что Бог предназначил мужчинам и женщинам уникальные духовные роли в самом начале истории. Имеем ли мы право судить Божье решение как угнетающее только потому, что оно не соответствует нашему ограниченному человеческому пониманию? Конечно же, нет! Более того, я утверждаю, что любые попытки с нашей стороны изменить установленный Богом порядок для мужского и женского служения будут бесчестить Бога. Прежде, чем мы продолжим нашу дискуссию, давайте вспомним о Божьем предупреждении в книге Откровения:

«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод». (Откр. 14:6-7)

zhenshiny2

Вопреки многим женоненавистническим тенденциям в истории Церкви, и Еврейские Писания, и Новый Завет представляют женщин как драгоценные сосуды Божьи. Точно так же, как и мужчины, женщины созданы по образу Божьему, призваны распространять Божье святое Царство на земле, ответственны за свои действия и равноправны с мужчинами в Божьем плане спасения (Быт. 1:27-28). И Адам, и Ева получили Божье благословение и заповедь размножаться и «[владычествовать] над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Этот текст показывает, что Бог желает, чтобы люди обоих полов были ответственными и заботились о прекрасной природе, которую Он им доверил.

Более того, Бог удивительным образом использовал женщин, чтобы вершить историю и дать духовные примеры для будущих поколений. Сара, Ревекка и Рахиль стали праматерями двенадцати колен Израиля, а Мария была избрана для того, чтобы стать матерью Мессии Иисуса (Быт. 21:2; 25:21; Мф. 1:18). Также и Анна послужила живым примером безграничной веры в силу Бога Израиля (1 Цар. 1:20). Авигея, жена неблагодарного мужа Навала, явила пример мудрости, когда спасла своего мужа от смерти, а Давида от греховного кровопролития (1 Цар. 25:2-38). Кроме того, в Притч. 31:10-31 изображается сильная женщина с разнообразными способностями, которая совершенно не выглядит притеснённой. В Притч. 31:25 утверждается, что «Крепость и красота — одежда её». Она – движущая сила своего дома: она принимает решения как купец или настоящая бизнесвумен, она насаждает виноградники, она поддерживает и снабжает свою семью и работников, занимается благотворительностью, ободряет своего мужа в служении Господу и обществу, и наставляет с кротостью и мудростью (стих 26). Этот библейский образ женщины настолько популярен и восхваляем в иудаизме, что Притч. 31:10-31 цитируются в еврейских домах на Шаббат. Ещё одно повеление, касающееся женщин, находится в Притч. 6:20-21, где наставления отца и матери упоминаются как равноценные: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою». Обучение, наставничество и ободрение — это драгоценные дары, которые Бог дал женщинам, чтобы производить жизненно важные изменения в семье и обществе.

Однако Писания показывают, что хотя женские роли в жизни и служении так же важны, как и роли, определённые для мужчин, они всё же отличаются. Только мужчинам дана духовная сила и власть, которая делает их уполномоченными быть духовными главами семей и позволяет им служить на должности священника или епископа над представителями обоих полов. По этой причине мы не видим ни одного примера в Писании, где бы женщины служили как священники, царицы или епископы. Можно ли это считать сексистской и жестокой теологией, придуманной мужчинами в патриархальном обществе? Или же это «временное угнетение» женщин, установленное Богом в качестве проклятия за непослушание Евы (см. Быт. 3:16), которое было упразднено на Голгофском кресте? Ни то, ни другое! Распределение ролей в служении, которое мы находим в Писании, является выражением идеального порядка, изначально установленного Богом для человечества.

zhenshiny3

Давайте рассмотрим этот вопрос внимательнее. Стихи Быт. 2:7, 18-19 показывают, что Адам был создан первым, а затем Ева как его помощница. Последовательность творения предполагает, что Бог создал Еву для Адама, а не Адама для Евы. Она также предполагает, что Адам должен был стать лидером в своей семье. Кроме того, порядок творения отражает концепцию «первородства» — ветхозаветней практики, согласно которой первородный сын имеет первенство и власть в семье в своём поколении (Быт. 25:27–34; 35–23; 38:27–30; Втор. 21:15–17) (Уэйн Грудем, «Библейское учение», с. 203). Апостол Павел, опираясь на принцип первородства, утверждает, что женщины не могут иметь духовную власть над мужчинами в церкви или семье:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». (1 Тим. 2:11-13)

Кроме того, Адам и Ева были созданы, чтобы отражать тайну взаимоотношений между Личностями Триединого Бога. Павел утверждает в 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Хотя Отец, Сын и Дух Святой равны в Своей божественности и «составляют» одно Божество, некоторые их функции отличаются. Именно Отец послал Своего Сына для искупления грехов мира (Ин. 3:16), и именно Сын умер на кресте (Мф. 27:32-56), и именно Святой Дух утешает, наставляет и направляет верующих во всякой истине (Ин. 14:26). Динамика отношений между Отцом и Сыном должна проявляться в руководстве семьи, как мы читаем об этом в 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».

Кроме того, Адам, а не Ева, первый получил заповеди от Бога. В Быт. 1:28 Бог заповедует и Адаму, и Еве размножаться и владычествовать над Божьим творением. Однако, именно Адаму первому, до создания Евы, Бог запрещает есть с дерева познания добра и зла: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Этот факт демонстрирует Божий план: точно так же, как Бог учил Адама, Адам должен учить свою жену Еву, а не наоборот. Принцип мужа, представляющего Господа в семье, далее отражается в Еф. 5:22-24:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём».

zhenshiny4

Некоторые утверждают, что ответ Евы змею в Быт. 3:2-3 показывает, что, подобно Адаму, она напрямую от Бога получила заповедь воздерживаться от дерева познания добра и зла: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Хотя и вполне возможно, что Бог на самом деле наставлял Еву, она могла говорить о первоначальных словах Бога к Адаму, переданных ей её мужем, и не обязательно подразумевая, что Бог говорил с ней напрямую (Быт. 3:3). В любом случае текст явно показывает, что Господь дал Адаму наставления относительно дерева познания до создания Евы (Быт. 2:16-17).

Более того, Адам, а не Ева, в первую очередь несёт ответственность за грех (Уэйн Грудем, «Библейское учение», с. 205). Как утверждалось выше, первенство в получении от Бога заповеди не есть от дерева познания добра и зла подразумевает духовное руководство Адама над своей женой — от Адама ожидалось, что он правильно передаст Божьи наставления Еве. Духовная власть Адама, в свою очередь, подразумевала ответственность за духовное благополучие и Адама, и Евы. То есть, «коэффициент» ответственности Адама больше, чем у Евы. Как нам напоминает евангелист в Лк. 12:48: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

В частности, из-за духовной власти, доверенной Адаму над его семьёй, Бог обращается вначале к Адаму по поводу того, что произошло в Эдемском саду: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:9-11).

Потому, хотя Ева и согрешила первая, была ответственна за свой грех и понесла последствия греха, человечество считается грешным из-за греха Адама, а не Евы:

«Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21-22).

Более того, «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По моему мнению, этот аргумент в пользу запрета женщине иметь духовную власть над мужчиной не имеет отношения к наказанию Евы за непослушание, установленное в Быт. 3:16. Также 1 Тим. 2:14 не подразумевает, что женщина легче прельщается, чем мужчина. Если бы это было так, Бог никогда бы не давал повеления женщинам учить женщин (Тит. 2:3-5). Так о чём же говорит 1 Тим. 2:14? Этот стих утверждает, что именно Ева поддалась на маркетинговую стратегию Сатаны, а Адам — нет. Мы читаем в Быт. 3:6: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Хотя вполне возможно, что Адам присутствовал при разговоре Евы со змеем, некоторые учёные предполагают, что его там не было.

zhenshiny5

Возможно, между встречей Евы со змеем и её разговором с Адамом прошло некоторое время. Следовательно, Быт. 3:6 может подразумевать, что Адам был с Евой после того, как она говорила с Сатаной и получила запретный плод. Такой сценарий мог бы объяснить отсутствие доказательств участия Адама в разговоре Евы со змеем, так же, как утверждение Павла в 1 Тим. 2:14 о том, что Адам не был обманут Сатаной. В любом случае Адам не противостоял своей жене и не исправил её. Он знал, что плод, который предложила ему Ева, был запрещён Богом, и всё равно ел его. Таким образом, первый грех Адама определялся его желанием повиноваться Еве вместо Господа (Быт. 3:6). Фактически, в Быт. 3:17 утверждается, что Господь считает Адама ответственным за то, что тот послушал голоса своей жены, а не Его. Грех же Евы, с другой стороны, как указано в 1 Тим. 2:14, определяется и тем, что она сама прельстилась, и тем, что она научила своего мужа неправде вместо того, чтобы посоветоваться с ним и повиноваться ему, как изначально предполагалось Богом. Таким образом, 1 Тим. 2:14 напрямую связывает прельщение Евы с запретом на обучение мужчин, потому что Ева взяла на себя власть учить и ответственность за Адама, которых у неё никогда не было. Потому женщинам запрещено учить мужчин или иметь духовную власть над мужчинами, чтобы не нарушалось первоначальное Божье распределение духовных ролей.

Так в чём же смысл Быт. 3:16: «и он будет господствовать над тобою»? Я полагаю, что Быт. 3:16 не устанавливает уникальную духовную роль для мужчин, но начинает «эпоху узурпации власти» падших мужчин над падшими женщинами. Как выразил это д-р Уэйн Грудем: «В наказании, которое Бог дал Адаму и Еве, Он не вводил новые роли или функции, а просто ввёл боль и искажения в те функции, которые у них уже были» («Библейское учение», с. 205). Я считаю, что до грехопадения отношения между Адамом и Евой отражали отношения между Иисусом и Его Церковью, – и эти отношения имелись только у первое непорочной человеческой пары в то время. Отношения Мессии Иисуса с Его Церковью раскрываются в Еф. 2:22,25-27:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».

Отношения Адама и Евы в Эдемском саду были взаимно бескорыстными, жертвенными, смиренными и исполненными любовью, с духовной властью Адама, служащей для наставления его жены, в то время как послушание Евы Адаму должно было почитать Бога. Подразумевали ли их отношения какое-либо притеснение? Конечно же нет! Таков был первоначальный план Бога! Этот Эдемский сценарий также точно отражает динамику брака, которую Святой Дух восстанавливает в нашей жизни, когда мы преобразовываемся в образ Мессии (Еф. 5:22-32). Однако грех оказал разрушительное воздействие на человеческую природу, на отношения между Богом и человечеством, равно как и на межличностные отношения людей. Эти последствия позже отразятся на динамике отношений мужчин и женщин после грехопадения. После грехопадения мужчины и женщины сохранили свои духовные роли, но у них теперь появилось место для страха, контроля, боли, манипуляций и жестокого обращения (Быт. 3:16).

zhenshiny6

Кроме того, на протяжении всей библейской истории родословные велись по мужской линии, и они отражали уникальные отношения, которые были у этих мужчин с Богом. Именно по мужской линии передавались благословения и проклятия из поколения в поколение (Быт. 9:1,25; 49:28). Задание обеспечивать духовное наставничество, руководство, защиту, равно как и нести ответственность за духовное благополучие общества, по-прежнему было поручено мужчинам, о чём свидетельствовало мужское лидерство на протяжении всей истории Израиля. В периоды отступничества Израиля, Господь сурово порицал и наказывал Свой народ прежде всего за беззаконие его вождей-мужчин: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!” Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3:11-12). В таком же духе Мессия Иисус осуждает израильских лидеров-мужчин, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).

Вопреки утверждению Криса Валлотона о том, что «Иисус основал женское освободительное движение», Иисус никогда не переназначал духовные роли для человечества. Потому заявление Криса ошибочно. Во время Своего земного служения Иисус служил и мужчинам, и женщинам, исцеляя их и наставляя, точно так же, как и до Своего воплощения. Подобно тому, как Иисус обращался к отчаявшейся Агари в пустыне как Ангел Господень, Он рассказывал самарянке о живой воде, которую может дать только Он (Быт. 21:17-19; Ин. 4:13-14). Иисус, воплощение Яхвэ, однозначно является освободителем, но не от Его же вечного порядка и истины, а от греха и смерти (Рим. 8:2). Иисус призывал и мужчин, и женщин быть провозвестниками Его истины, но Он никогда не учил, что женщины должны быть священниками, раввинами или пастырями.

Когда Бог Израиля начал строительство Тела Своей Церкви на Шавуот (Пятидесятницу), Он щедро излил дары Своего Духа на всех верующих. Эти дары были равным образом распределены между мужчинами и женщинами для их назидания:

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:28-30).

sila-yazyka4

Обратите внимание, что Павел нигде не говорит о том, что теперь у мужчин и женщин равные духовные права и ответственность. Во-первых, этот отрывок даже не упоминает пол, и во-вторых, он говорит, что не все верующие имеют одинаковые назначения в служении. Как свидетельствуют о том Новый Завет и история ранней Церкви, епископами и старейшинами всё так же были мужчины, назначенные Богом, чтобы наставлять Божью общину и нести ответственность перед Богом за её духовный рост. От женщин ожидалось, что они будут искренне служить Господу драгоценными дарами Духа в качестве диаконис, пророчиц, евангелистов и так далее, согласно Божьей воле (Деян. 21:8-9; 1 Кор. 11:5; Деян. 18:26; Рим. 16:1-2). Женские пророческое и евангелизационное служения определённо включали в себя наставление в Божьем Слове, но без духовной власти над мужчинами и только в подчинении мужской духовной власти. Примером может быть Присцилла, которая вместе со своим мужем Акилой наставляла Аполлоса в правильном понимании Писания (Деян. 18:26). В этом тексте не указано, что Присцилла применяла духовную власть над Аполлосом как раввин, священник, епископ, пастор или любой другой церковный лидер. Этот отрывок также не подразумевает, что она проповедовала публично. Также, как показано в Посланиях, когда мужи Божьи проповедовали или пророчествовали, женщины послушно принимали их наставления, точно так же, как это было в древнем Израиле: «Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 2:11-12).

Я убеждена, что Библия является богодухновенным Писанием, безошибочным и непогрешимым, и полезным «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21). Библия была написана не для подтверждения человеческой культуры, но для того, чтобы подчинить нашу падшую культуру вечному авторитету Писания. Хотя Библия и была написана в определённый период времени, она актуальна для всего человечества, для всех поколений до конца времён. Это Божественная инструкция, преобразующее жизнь учение, которое наш Небесный Отец дал нам по Своей любви к нам, чтобы мы не погибли. Нам следует помнить, что, когда мы искажаем Божьи инструкции, мы становимся соучастниками Сатаны, как когда-то ими стали Адам и Ева в Эдемском саду (Быт. 3:1-7).

Есть очень много способов, которыми Святой Дух даёт возможность женщинам служить сегодня! Он призывает женщин евангелизировать, пророчествовать, молиться, наставлять, поддерживать, проявлять обилие плодов Духа, а также учить других женщин и детей (Деян. 1:8; 1 Кор. 11:5; Гал. 5:22-23; Тит. 2:3-5). Женщинам лишь запрещается служить в качестве пастырей или иметь духовную власть над мужчинами.

Фактически, без женщин мужчины не смогли бы эффективно справляться со своей работой, потому что Бог создал женщин как их помощниц (Быт. 2:18). И позвольте мне заметить, что понятие «помощника» никоим образом не унизительно, потому что Сам Бог назван в Писании нашим Помощником (Пс. 32:20). Так почему же некоторые феминисты наподобие Криса Валлоттона утверждают, что расширять права и возможности женщин — значит наставлять мужчин и духовно властвовать над ними? Когда в современном обществе так много боли, беззакония и смерти, почему некоторые христиане тратят своё время и силы на продвижение мирской феминистической идеологии, вместо того, чтобы спасать погибающих? Можем ли мы по-настоящему угодить Богу и прославить Его с «чуждым огнём» (Лев. 10:1)? Давайте остановимся и задумаемся об этом.

Автор – Наталия Герман / yesodbiblecenter.com
Перевод – Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!