Самые поразительные мужчины — живущие сегодня или вообще жившие на протяжении истории — это мужчины неослабевающей любви. В мире мужчины достигают многого по разным причинам — из гордости, денег, славы и чести, из-за власти. От мужчин ожидают, что они будут много работать, рисковать и приносить определенные жертвы ради себя. Однако, немногие странные мужчины делают всё это из любви. Они также много работают, рискуют и жертвуют чем-то, но делают это для блага других, особенно для их вечного блага.
Когда апостол Павел писал одному юноше, наставляя его в мужественности и служении, он напутствовал его такими словами: «Пусть никто не относится с пренебрежением к твоей молодости. Но будь примером для верующих в речи, в поведении, в любви, которую проявляешь, в вере, которую имеешь, и в чистоте» (1 Тимофею 4:12, Совр. пер.). Хотя качества, описанные в этом стихе, применимы как к молодым мужчинам, так и к женщинам, я нахожу, что они представляют собой простую, но в то же время актуальную и бросающую вызов парадигму для того, чтобы стать лучшими мужами Божьими.
И если бы мы слышали, как апостол читал это короткое письмо своему ученику, вполне возможно, дойдя до слова «любви», он сделал паузу, позволив этим словам произвести глубокое впечатление на слушающего его юношу.
Незаменимые амбиции
Почему я так думаю? Потому что Павел начинает письмо так: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Единственная причина, по которой я пишу это, Тимофей, состоит в том, чтобы ты мог быть мужем любви, и чтобы ты смог еще больше привести других к этой любви. Любовь, как определяет её Джон Пайпер, «это изобилие и распространение радости в Боге, которая охотно удовлетворяет потребности других» (Опасный долг восторга, 44). Итак, Тимофей, подай верующим пример в твоей растущей, переполняющей радости в Боге, которая удовлетворяет все наши потребности. Научи их всей своей жизнью, как нужно любить.
Апостол Петр увещевает последователей Иисуса: «Более же всего» — прежде всего — «имейте усердную любовь друг ко другу» (1 Петра 4:8). И затем сам Иисус говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики...» — не по тому, что мы можем делать, или как много мы знаем, или как усердно мы работаем, но по нашей любви (Иоанна 13:35). Любовь доказывает, что человек действительно принадлежит Богу, что Бог избрал его, искупил, снарядил, преобразовал и пребывает в нём. Мы могли бы ожидать эгоизма, сексуальной безнравственности, нечистоты, идолопоклонства, ревности, приступов гнева, соперничества, раздоров, разногласий, зависти и пьянства от мужчин (Галатам 5:19–21), но настоящая, искренняя любовь противоречит нашим (хорошо информированным) предположениям о мужчинах.
Итак, если любовь отличает нас как мужей Божьих, то любовь — это необходимое стремление любого мужчины, стремящегося к зрелости во Христе.
Что делает настоящая любовь
Любой, кто искренне любил, знает, насколько тяжелым и болезненным может быть это переживание. Павел, конечно, сам видел и чувствовал препятствия, а также то, как легко может увядать любовь в отношениях. Его первое письмо церкви в Коринфе затрагивает множество серьезных проблем, но, возможно, нет ничего важнее, чем отсутствие у них любви друг ко другу. Тринадцатая глава Первого Послания к Коринфянам — «глава о любви» — была написана не для молодоженов, греющихся в предвкушении супружеской близости; но для церкви, глубоко пораженной эгоизмом и расколом; для христиан, которые считали себя зрелыми, в то время как их любовь остыла.
Итак, как выглядит настоящая любовь? Будучи мужами Божьими, как нам различить, коренится ли наша любовь в Боге и наделена ли она Его силой, или это просто плод нашего воображения, который льстит самолюбию? Далее Павел говорит, как мы можем это проверить, а кульминацией является (и в некоторой степени все резюмирует) стих 1 Коринфянам 13:7:
«Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Мужчины, которые покрывают
Любящие мужчины не отказываются от ответственности в отношениях, не перекладывают вину, когда что-то идет не так, и не закрывают глаза на нужды других; они покрывают это и делают это с радостью. Мужчины любви — это мужчины, которые с радостью несут бремя других и которые покрывают других, когда они становятся бременем — когда они разочаровывают, обижают или оскорбляют нас.
Муж Божий не только терпит то, что может принести ему похвалу или признание, но он терпит и то, чего не хотят терпеть другие мужчины — то, что с земной точки зрения может показаться глупым. Что он от этого получает? И, что, может быть, еще более удивительно, он постоянно терпеливо, без раздражительности переносит нужды и обиды других; с добротой, а не с ожесточением или грубостью (1 Коринфянам 13:4–5). Когда мужчина любит силой Божьей, бремя, которое он переносит, реально, но при этом оно будет удивительно легким (Матфея 11:30). Он покрывает больше, чем большинство мужчин, с большей благодатью и милостью, чем большинство.
Итак, какие бремена вы можете нести? Если вы женаты, всё начинается дома. Насколько вы чувствительны к повседневным и постоянно меняющимся потребностям жены и детей? Насколько вы готовы сделать все возможное, чтобы удовлетворить эти потребности? Достаточно ли вы покрываете определенные слабости и грехи в своей семье? Затем, обеспечив своих домашних, задумывались ли вы о том, как радость в вас и в вашем доме может быть в таком избытке, чтобы удовлетворить потребности в вашей церковной семье, у ваших соседей и на всяком месте, где Бог поместил вас?
Если вы не состоите в браке, можно подумать, что бремен будет меньше, но помните, что апостол Павел был неженатым человеком, и у него было немало бремен. Вокруг нас огромное количество нуждающихся людей. Если мы холосты, это часто позволяет нам брать на себя больше забот, уделяя людям особое внимание — в большей степени, чем на это способны те, кто состоят в браке (1 Коринфянам 7:32-35).
Мужчины, которые верят
Любовь также верит во всё, что касается других людей. Это звучит ужасно наивно, может быть, даже безрассудно и безответственно, не так ли? Конечно, мужи Божьи знают это лучше, чем кто бы то ни было. Когда апостол говорит, что любовь всему верит, он не имеет в виду, что любовь верит всему, что слышит (Иисус так точно не поступал!), но такая любовь верит в лучшее в людях. Другими словами, когда мысли, желания или мотивы неясны, любовь не предполагает худшего.
Цинизм, этот грех, который мы презираем в других и при этом часто холим в себе, — это не мудрость, за которую он выдает себя. Это глубокое отсутствие любви, маскирующееся под «проницательность». Конечно же, любовь проницательна. «Я молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала, — говорит Павел, — в познании и всяком чувстве» (Фил. 1:9). Но любовь не только проницательна. По мере того, как благочестивое различение возрастает и улучшается, любовь не сжимается и не сокращается, но изобилует и умножается. И хотя этот вид различения взвешивает всё тщательно и серьезно, ощущая тяжесть и значимость греха, он готов противостоять ему, в случае необходимости, и он также отказывается предполагать злые мотивы со стороны кого-либо. Любовь всему верит.
Кому вам тяжелее всего верить? К кому вы менее всего снисходительны — к супруге или соседу по комнате, детям или родителям, коллегам, одноклассникам или соседям? Мужи Божьи радуются истине (1 Коринфянам 13:6), а когда истина неясна, они верят всему. Итак, когда подозрение снова начнет пускать корни в вашем сердце, сражайтесь, чтобы принять лучшее (а часто это будет битва!), И доверьте свою душу «верному Творцу, делая добро» (1 Петра 4:19).
Мужчины, которые надеются
Мужи Божьи верят в лучшее в других и надеются на лучшее для других, потому что любовь всего надеется. Эта надежда — это не «блаженное упование и явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:13), а неумолимая горизонтальная надежда, коренящаяся в этой великой и счастливой надежде. Хорошие мужчины не радуются неудачам и несчастьям других. Они не поглощены эгоистичными и соревновательными амбициями. Их не мучает зависть. Они радуются, видя, как другие преуспевают, приносят плоды и процветают, — особенно их братья и сестры во Христе.
Павел нечасто упоминает эту горизонтальную надежду, и он говорит во 2 Коринфянам 1:7: «И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении». Даже будучи ужасно стесненным и пораженным («мы измучены были выше сил, так что даже не чаяли остаться в живых» (2 Кор. 1:8)), Павел все еще надеялся на лучшее для братьев в Коринфе. Он набирался смелости и силы, зная, что их будущее будет лучше, потому что его настоящее становилось хуже. Так мыслят и надеются мужчины, исполненные Духом Божьим.
Итак, в любых отношениях надейтесь на лучшее. Молитесь о лучшем. Просите Бога использовать вас для улучшения чьей-то жизни и будущего, даже если это будет вам дорого стоить. Отложите в сторону эгоизм и соперничество, которые стонут, когда другие преуспевают, в то время как мы сталкиваемся с трудностями; и благодарите Бога, когда видите, как Он использует и возвышает чьи-то дары. Мужчины, которые надеются на лучшее для других, необычайно радостны, потому что у них гораздо больше причин для радости. Их радость не ограничивается их собственными успехами, достижениями и возможностями, но катализируется и усиливается радостью других.
Мужчины, которые терпят
Любовь этих мужчин переносит бремена не единожды, но продолжает это делать снова и снова. Спустя долгое время после того, как другие мужчины ушли бы, чувствуя, что сделали все, что смогли, мужчины любви остаются и терпят.
Фиктивная любовь всегда угасает и иссякает, часто довольно быстро, как семя, упавшее на каменистую почву (Марка 4:17). Когда настоящая любовь встречает сопротивление, оно не только заставляет проявляться стойкость, но на самом деле производит эту стойкость (Римлянам 5:3). Такие мужчины будут устанавливать границы в определенных отношениях, когда это необходимо, а также будут терпеть больше, чем большинство прочих мужчин. Они любят по-другому, они любят долговременно, потому что они «укрепляются всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:11).
Леон Моррис пишет об этом качестве любви следующее:
«Это выносливость солдата, который в гуще битвы не смущается, но продолжает энергично наносить удары направо и налево. Любовь не подавлена, но мужественно выдерживает свою роль, несмотря на трудности» (1 Коринфянам, 182).
Практически любой мужчина хотел бы считать себя солдатом, который выдержит «любые трудности», но, подобно Петру, когда Иисус был предан, мы часто воображаем, что умрем ради любви (Матфея 26:35), однако отступаем, увидев девочку-служанку перед нами (Матфея 26:69–70). Мы ворчим и уступаем конкретным трудностям на нашем пути, ища удобные предлоги, чтобы не делать то, чего требует любовь – мы устали, мы заняты, у нас есть свои нужды, мы уже и так много сделали.
Так что же соблазняет вас уйти? У всякого, кто призван любить грешников, есть множество причин, чтобы сдаться. Любовь преодолевает все эти причины и делает следующий смелый и дорогостоящий шаг, как это сделал Иисус, когда нес крест за нас. Когда мне не хватает духа переносить испытания с радостью и терпением в браке, дружбе, церковной жизни, в проповеди евангелия, я вспоминаю, сколько причин было у Иисуса оставить меня — и все же Он никогда не покидал и не оставлял меня (Евреям 13:5, 8). Так что, не дай Бог, следуя за Ним, мне оказаться человеком, который уходит или оставляет других людей.
Мужчины, которые умирают
Хотя смерть для себя не входит явным образом в список, перечисленный в 13 главе 1 Послания Коринфянам, мы улавливаем, по крайней мере, намек на такую жертву в стихе 5: «[Любовь] не ищет своего». Любовь часто умирает для своего собственного пути — для своих нужд, желаний, иногда даже для своего понимания того, что было бы лучшим или самым мудрым.
И по мере того, как мы смотрим вверх и расширяем взор за пределы главы о любви, мы снова и снова видим эту нить любящего мужества, наиболее мощно проявившуюся в Богочеловеке любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Итак, Он возлюбил, и тем самым оставил нам пример удивительной, мужской, жертвенной любви.
Чтобы любовь родилась, она должна умереть для комфорта и удобства. Чтобы любовь поверила, она должна умереть для цинизма. Чтобы любовь стала надеждой, она должна умереть для эгоистичных амбиций. Чтобы любовь продолжалась, она снова и снова должна умирать для себя. Любящие мужчины всегда умирают — и они обретают счастье. Умирая, они следуют за Иисусом, «который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евреям 12:2). Подобно Ему, мужи Божьи любят и умирают ради радости.
Автор — Маршалл Сигал / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
К сожалению, в Современном переводе 1 Тимофею 4:12 отсутствует качество, которое не меньше любви делает мужчину мужчиной: «в духе».