Борис Грисенко: Духовную войну нужно вести до победного конца

Борис Грисенко: Духовную войну нужно вести до победного конца

После того, как был сокрушён главный враг Аман, после того, как Мардохей был представлен царю как родственник, наставник и воспитатель Есфири, после того, как царь снял перстень, который он отнял у Амана и передал Мардохею, — для Мардохея и Есфири (как и для каждого из нас) естественно было ожидать, что дело сделано, и теперь царь просто отменит указ, и все заживут счастливо. Собственно говоря, Есфирь об этом и попросила царя — очень уважительно, проявляя почёт и смирение перед своим царственным супругом.

Но, как ни странно, тот самый царь, который говорил ей: «Чего ты не пожелаешь, всё будет дано тебе, даже до полуцарства», здесь отказал. Оказалось, что этот всевластный царь, абсолютный монарх Персидской империи не может идти против незыблемых законов Персидского царства. Он посочувствовал евреям, но сказал, что им придётся потрудиться, и что теперь с той высоты, которой они по милости Божьей достигли, они могут сами навести порядок. Теперь им придётся воспользоваться тем почётом и той властью, которые у них есть, и тем перстнем, который теперь на руке Мардохея, а не Амана, и составить контруказ, который бы не отменил предыдущий, но стал как бы его победителем.

И это показывает нам, что даже если мы достигли больших успехов в нашем духовном восхождении, мы действительно прорвались на какую-то новую высоту, и для нас теперь кажется естественным просто возлечь и почивать на лаврах, как принято говорить, и просто ожидать, что Бог доделает всё остальное, — оказывается, эти ожидания неправомочны.

Духовную войну нужно вести до победного конца. Даже тогда, когда мы не понимаем, почему Бог не отменяет некое зло. Даже тогда, когда мы не понимаем, почему Бог после нашего покаяния, наших усилий, наших праведных действий, наших молитв, нашего исповедания не довершает всё и почему нам нужно продолжать вести сражение в невидимом мире до победного конца.

Очень часто это противоречит нормальной душевной склонности каждого искреннего человека, даже если он очень серьёзный верующий. Хочется расслабиться и наконец отдыхать или, как мы говорим, шабатствовать. Шабатствовать надо и шабатствовать можно каждый день. Но правильное шабатствование не исключает духовное сражение. Собственно говоря, шабатствование — это часть духовного сражения, это одна из стратегий. Но не отстранение от порученного нам Богом дела.

Борис Грисенко, раввин КЕМО

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!