Я захотел вспомнить, о чём я проповедовал на первый пандемический Пурим, и вот что я нашёл в своих записях:
«Пурим — это праздник Божьей победы, но не обычной победы, а победы слабых над сильными, униженных над гордыми, приговорённых к смерти над прокурором и палачами. 14 Адара должен был стать праздником, Пуримом антисемитов. Но Господь Бог Израиля обратил этот день в тот праздник, тот Пурим, который евреи и дети Божьи из разных народов празднуют уже больше 2000 лет. Евреи, которым была отведена роль пассивных жертв, стали народом-победителем. Но как же это возможно? Как же это им удалось?»
Давайте откроем книгу Есфирь. И сегодня я хочу сделать акцент, прежде всего, на личности Мардохея (Мордехая). Я думаю, что сейчас для нас это крайне актуально.
Кротость и смирение, возвысившие безродную девушку
Мы помним, как воспитанница Мордехая Эстер не по своей и не по его воле попала в царский дворец, и что там происходило.
«Не сказывала Есфирь ни о народе своём, ни о родстве своём, потому что Мардохей дал ей приказание, чтобы она не сказывала. И всякий день Мардохей приходил ко двору женского дома, чтобы наведываться о здоровье Есфири и о том, что делается с нею» (Есфирь 2:10-11).
Бог стал поднимать Эстер, и отнюдь не за красоту, а именно за и через её кроткий и смиренный дух, который просто менял к ней отношение всех окружающих. Вопреки естественному ходу вещей Он продвигал эту скромную еврейскую девушку всё выше и выше.
«И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских, Есфирь всё ещё не сказывала о родстве своём и о народе своём, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (Есфирь 2:19-20).
Мы знаем историю с двумя царскими евнухами, которые составили заговор, а Мардохей узнал об этом и через Эстер предупредил царя. Итак, Эстер становится царицей вопреки всем нормальным ожиданиям. И эта, с точки зрения персов, безродная девица попадает на самый верх иерархической лестницы. Мардохей спасает царя с её помощью.
«Дело было исследовано и найдено верным, и их обоих повесили на дереве. И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя» (Есфирь 2:23).
Непокорность и иудейство, вызвавшие проблемы
Казалось бы, всё чудно, всё складывается идеально. Но после этого начинается нечто непредсказуемое. Происходит очень страшное событие — царь возвеличивает Амана, который является потомком Амалика.
«И вознёс его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц» (Есфирь 3:1-2).
Начинают происходить странности нового рода. Почему Бог допустил, что потомок Амалика стал вторым человеком после царя в Персидской империи? Это же несправедливо! Где же была Его защита в отношении Божьего народа?
И, с другой стороны, Мардохей, который так учил покорности и смирению свою воспитанницу, чтобы она проявляла эти качества во дворце царя, сам начинает вести себя как бунтовщик. Несмотря на царский приказ, он отказывается поклоняться Аману, отказывается воздавать ему царские и почти божеские почести.
Почему Мардохей, который учил Эстер таким компромиссам, сам ни на какой компромисс не идёт? Ну ладно, не падал ниц, но хоть бы кланялся уже. В чём дело?
«И говорили служащие при царе, которые у царских ворот, Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское? И как они говорили ему каждый день, а он не слушал их...» (Есфирь 3:3-4)
Представляете, был период, когда его уговаривали: «Слушай, давай по крайней мере хоть склонись! Если не склонишь голову, убьют. Как ты себя ведёшь? Ты же хороший парень, ты же помог царю. Одумайся!» Но тот буквально упёрся и ни на какой компромисс не шёл. Тогда они отчаялись, донесли Аману, и им стало интересно, «устоит ли в слове своґм Мардохей, ибо он сообщил им, что он Иудеянин» (Есфирь 3:4).
Друзья, это ещё одно, если так посмотреть, противоречие: Эстер он приказал ни в коем случае не говорить, что она иудейка, причём в гораздо менее тяжкой ситуации, а сам здесь, на переломе, когда его жизнь висела на волоске, открыто сделал заявление, что он иудей.
Слова «устоит ли в слове своём Мардохей» в оригинале написаны без «своём». Мы можем увидеть здесь и второй смысл, что он ссылался на Слово Божье, которое не позволяло ему кланяться перед Аманом, тем более падать ниц. И это именно потому, что он иудей и никто ничего с этим поделать не может. Он тот, кто прославляет и кланяется Единому Богу, тот, для которого Слово Единого Бога свято и нерушимо, тот, кто не может пойти на компромисс. И слуги царя, знавшие, как Мардохей помог царю, решили проверить, насколько серьёзно он стоит на слове своём, исходящем из Божьего Слова, и на Слове Бога живого, проверить, насколько устоит его истинное иудейство, когда Аман узнает об этом вызове.
«И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев» (Есфирь 3:6).
Мне нравится здесь синодальный перевод: «истребить всех Иудеев... как народ Мардохеев». То есть даже если в то время евреи не проявляли принципиальность и твёрдость в Божьем Слове и пошли на бесконечные компромиссы с язычеством и со всеми требованиями Амана, поддались давлению этого духовного Амалика, стоявшего за Аманом, он чувствовал, что всё равно в каждом иудее скрыт Мардохей, и нужно радикально решить эту проблему.
Дальше происходят известные события. Когда Аман нашёл благоприятное время и «обработал» Артаксеркса, он сделал знаменитое провозглашение:
«Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их. Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, а я вознагражу тебя, дорогой царь, за все материальные потери в результате этого геноцида» (см. Есфирь 3:8-9).
В общем, Аман добился полной победы над, казалось бы, беззащитным Израилем. Был выпущен указ, Аман получил царский перстень, запечатал им этот указ, и гонцы тут же отправились с царским повелением по всем областям империи.
Покорность Духу Святому, позволяющая Богу действовать
«Когда Мардохей узнал всё, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким» (Есфирь 4:1).
Мы видим, что ситуация накалилась и обострилась до предела. И ясно, что для Мардохея это было неожиданно. Он понял, что он как бы является детонатором этого страшного гнева Амана, который привёл к угрозе полного геноцида Израиля (тогда все евреи мира жили на территории Персидской империи). И он страшно сокрушился. Но при этом его сокрушение, плач и покаяние оказалось не тайным, а публичным.
Если мы все эти события скомпануем, то увидим странные вещи. Мардохей учит Эстер покорности властям в очень тяжёлой ситуации, в которой она оказалась, учит смирению и неразглашению тайны об иудействе. А сам он поступает чуть ли не противоположным образом. Он бросает вызов Аману, но в определённой степени и царю, потому что царь так возвысил Амана и приказал оказывать ему почести. Вопреки тому, что он сказал Эстер, Мардохей публично заявляет о своём иудействе и подчёркивает, что он стоит на Слове живого Бога, а не просто на свой странной принципиальности. Как это сочетается?
Очевидным образом, мы видим, что Мардохей был водим Руах аКодеш, Святым Духом, и он знал, как поступать в такой ситуации. И когда Господь менял направление Своего действия, Мардохей должен был поменять свой подход. И он это делал. Хотя в то же время он не знал не только всех последствий происходящего, но мы видим, что даже следующий шаг Амана был для него неприятным сюрпризом.
Я думаю, что сейчас в Украине Божьи дети должны учиться следовать водительству Духа Святого в особой мере. И мы слышали многие и многие свидетельства того, как по молитве Господь спасет людей, мы видим, как верующие оказываются спасаемы, когда они в отчаянных ситуациях реагируют на водительство Божьего Духа и меняют направление своих действий и чутко реагируют на то, что Господь говорит им делать. И мы увидим ещё больше таких действий. Мы видим, что иногда Божьи указания бывают настолько неожиданные, что мы можем сразу не поверить, что это Господь.
В Новом Завете, например, в 1 Коринфянам 12 Господь показывает, что Он разделил дары в Теле особым образом. Он не собрал их у одного суперпомазанника, но распределил дары в Теле Машиаха так, чтобы мы все нуждались друг в друге, чтобы мы поддерживали друг друга, чтобы дары одних укрепляли других в действии их даров и чтобы мы получали указание, подтверждение, корректировку от других братьев и сестёр, которых Дух Святой любит не меньше, чем нас. Это крайне важно.
И хотя Мардохей не знал, к чему приведёт его верность Божьему водительству, он не знал в некоторых ситуациях даже следующего шага, который ему придётся сделать, но он делал то, что было угодно Богу. И Эстер, как мы видим по тексту, не совсем понимала, почему она должна поступать так, как ей сказал Мардохей, но она смиренно выполняла его указания. И Бог использовал эту покорность Мардохея Ему и Его слову и покорность Есфири Богу и Его Слову через Мардохея для того, чтобы составить и исполнить Свой удивительный план.
Покорность и сокрушение, изменяющие ход истории
И вот в 4 главе Мардохей в отчаянии, совершенно сокрушён, рыдает, плачет, раздирает одежды, посыпает себя пеплом, взывает с воплем великим и горьким, доходит до царских ворот (дальше нельзя было). Об этом доносят Есфири, она посылает ему красивые одежды. Он отказывается. В конечном счёте он вручает посланникам Есфири копию с указа. И он наказывает ей, чтобы она пошла к царю и молила его о помиловании и просила за народ свой.
Интересно, что к этому времени у царицы Есфирь образовалась команда помощниц и помощников, настолько проникшихся к ней любовью и пониманием, что они в этой критической ситуации были верны ей во всём.
Сейчас, в это время Господь формирует команды верующих, которые поддерживают друг друга, поддерживают друг в друге веру, смирение перед Богом, доверие Ему и позволяют Духу Святому соединять их в единстве друг с другом. И важно, чтобы в каждой такой группе был кто-то, кто соединён с лидерами других групп, которые вместе составляют одну большую духовную семью, которая может правильно реагировать в этой критической обстановке на её изменения и вместе совершать правильные шаги.
Дальше был знаменитый диалог Есфири и Мардохея и его слова:
«Не думай, что ты одна спасёшься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есфирь 4:13-14).
Эти слова пронзают сердце Есфири, и она решает свою жизнь положить на жертвенник спасения Божьего народа. Когда она это принимает, она получает духовную власть, силу и авторитет уже, как ни странно, обращаться или в какой-то мере указывать Мардохею, что он и другие иудеи должны сделать.
Мы видим, что иудеи выбрали верный путь — путь покаяния и наследования Мардохея, поддержки его и Есфири и исполнения её указания. Это просто удивительный и сверхъестественный перелом в настроении народа. И когда этот перелом произошёл, события тоже начинают поворачиваться в обратную сторону. И в 5 главе книги Есфирь мы читаем о том, что после трёхдневного сухого поста она оделась в самые величественные, сияющие царственные одежды, сокрушённая по плоти, она явила силу Духа. И невероятным образом не только была допущена к царю, но и чудесно обрела совершенно новую милость в его глазах.
Я думаю, это такое время, когда Господь готовит нас к новым проявлениям Его милости, откровениям Его любви, и Он обновляет изнутри нас наше царственное величие. Потому что мы царственное священство. И Он приготовил нам реальную духовную власть, которая особенно должна проявиться как раз тогда, когда обычные средства не действуют.
И когда это произошло с Есфирью, царь предложил ей не только всё, что она желает, но ещё и полцарства. Но теперь она уже сама, водимая Духом Святым, вышла на новый духовный уровень и бросила свою жизнь к ногам Господа, она решила отречься от себя ради спасения Божьего народа и ради славы Господней. И теперь она получила новую власть и новый авторитет. И в этом уже Руах аКодеш Сам ведёт её непосредственно.
И в этих условиях, в которых мы живём, многие, которые до этого полагались только на водительство своих наставников, через своих руководителей, через пастырей и раввинов, теперь, если дети Божьи были верны на том предварительном этапе, они начинают обретать новый авторитет, новую духовную власть и открываться новому уровню водительства Святого Духа.
Раненая гордость, ослепляющая разум человека
В этом водительстве Есфирь потрясающим образом не принимает очень щедрые предложения царя. Она говорит: «Нет, единственное, чего я хочу, — это чтобы у нас состоялась праздничная трапеза». Какой праздник? Какой в это время может быть праздник? «Я организую пир в узком кругу: царь, великий Аман и я. И для меня будет огромным благодеянием, если вы придёте на этот пир». Я себе представляю недоумение царя. И, в то же время, Аман в восторге от этого.
Когда мы следуем за Господом шаг за шагом, даже не зная продолжения, Он может ослеплять тех бесов, тех духов злобы поднебесной, которые действуют против народа Божьего, против нас. Аман в этот момент оказался заблокирован. И тот сильный и страшный дух, который руководил им, не предсказал ему дальнейшее, потому что сам был заблокирован Господом.
И после первого пира царь опять предлагает полцарства Есфири, а она говорит: «Ещё один пир». То есть каким-то образом она понимала, различала, чувствовала, что ещё не время наносить Амалику окончательный удар. «И вышел Аман в тот день весёлый и благодушный» (Есфирь 5:9). Снова он не понимает происходящего, снова он не знает, что Бог делает и готовит за кадром.
«Но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, и тот не встал и с места не тронулся пред ним, тогда исполнился Аман гневом на Мардохея. Однако же скрепился Аман. А когда пришёл в дом свой, то послал позвать друзей своих и Зерешь, жену свою» (Есфирь 5:9-10).
И вдруг он начал рассказывать своим близким «о великом богатстве своем и о множестве сыновей своих и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над князьями и слугами царскими» (Есфирь 5:11). Зачем он рассказываем им это? Они и так знают!
Раненая гордость, которая вызывает горечь и злобу, она требует лести, требует удовлетворения, требует лести от одних и мести другим. Раненая гордость — это страшная ядовитая сила. И человек, который находится в таком состоянии, иногда не понимает, что он делает. Но ему нужно компенсировать свои комплексы, свою раненую гордость, свою горечь, ему нужно, чтобы его хвалили.
«Но всего этого не довольно для меня, доколе я вижу Мардохея Иудеянина сидящим у ворот царских» (Есфирь 5:13).
И тут его жена предлагает ему решение вопроса, а друзья поддерживают:
«Пусть приготовят дерево вышиною в пятьдесят локтей, и утром скажи царю, чтобы повесили Мардохея на нём, и тогда весело иди на пир с царём» (Есфирь 5:14).
Истинное иудейство, поднимающее нас над любыми обстоятельствам
Дальше происходят известные события и унижение, потому что как раз, когда нужно, Господь отнимает сон у царя, царь просит читать ему записи и обнаруживает, что Мардохею не воздали за его благодеяния. А тут как раз и Аман, который собирался просить о виселице для Мардохея. Итак убитый этим унижением, получивший вместо виселицы роль конюшенного при Мардохее, Аман возвращается в свою семью и обнаруживает ту же жену Зереш и пересказывает им эти страшные совпадения, которые перевернули всё.
«И сказали ему мудрецы его и Зерешь, жена его: если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним, [ибо с ним Бог живый]» (Есфирь 6:13).
С моей точки зрения, это, возможно, самые загадочные слова во всей книге, потому что те, которые были его советниками, и его дорогая жена, которая льстиво нашептывала ему и поддерживала его во всех его дьявольских планах, все они отшатнулись от него, они поняли: удача его оставила.
Теперь они поняли, что первоначальное заявление Мардохея, что он иудей и не может быть другим, не может отказаться от Слова Божьего и Единого Бога, оказывается, имеет силу, которая сильнее всего, что у Амана.
И вот тут утверждение Мардохея, который говорил, что он не пойдёт на уступки Аману, потому что он иудей и стоит на Слове, оно возвращается через свиту Амана, которые говорят: «Если он действительно иудей, и ты начал падать из-за этого, то тебе конец».
Друзья, в эти тяжёлые времена мы можем, подобно Мардохею, покоряться Духу Святому и позволять Ему вести, соединять нас в новом единстве и переводить на следующую ступень духовной власти и силы. И мы можем, как Мардохей, стоять на Божьем Слове, не поддаваясь никаким компромиссам. Мы можем идти на компромиссы во всём третьестепенном, но в самом главном мы должны быть истинными иудеями, как говорит Новый Завет.
А Новый Завет говорит, что истинные иудеи твёрдо стоят в еврейском Мессии, верны Его Слову и, какие бы угрозы с какой стороны не шли, смиренно сдаются Богу. А Он знает, как их спасти, провести через тяжёлые обстоятельства, поднять и дать им то истинное торжество, которое не против каких-то людей, но которое ставит нас над любыми обстоятельствами, над войной, над ухищрениями врага, над любыми коварными замыслами и вводит в башню имени Господа.
Борис Грисенко, старший раввин КЕМО / kemokiev.org
Последнее: 26.07. Спасибо!