Мы не сможем читать Библию без терпения и полного вовлечения нашего ума. Это очевидно. Однако, без стремления, упорства и даже без участия нашего сердца, мы не сможем читать ее настолько хорошо, насколько того хочет Бог. Для того, чтобы всем сердцем читать Слово Божье, нужно больше веры, усилий, молитвы, смирения, чувствительности и очень часто времени, и всё потому, что наше сердце — это именно то место, где Бог хочет видеть Свое Слово.
Что значит читать Библию всем сердцем? Прежде чем я начну объяснять, я приведу пример, ведь хороший пример часто сам все хорошо объясняет. И этот пример взят из самой Библии.
Всем сердцем своим
Псалом 118 — это (длинная) песнь искренней любви и жажды по Богу. А если вы внимательно прочитаете её, вы увидите, как псалмопевец поет о том, как и почему он неотступно, даже отчаянно, всем своим сердцем принимал Слово Божье. Стоит прочитать весь псалом, но вот лишь несколько отрывков:
- «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (Псалом 118:2).
- «Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих» (Псалом 118:10).
- «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Псалом 118:34).
- «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Псалом 118:11).
- «Откровения Твои — утешение мое, — советники мои» (Псалом 118:24).
- «Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил; руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих» (Псалом 118:24).
Когда мы читаем Псалом 118, мы убеждаемся в безошибочности двух истин: Слово Божье предназначено для сердца человека, а путь к сердцу лежит через разум.
Сокровище, которое нужно любить
В Евангелии от Луки 10:27 Иисус цитирует место писание из Второзакония 6:5, где Моисей говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею». Однако всякий раз, когда Иисус цитирует этот текст в Евангелиях (см. также Матфея 22:37; Марка 12:30), Иисус добавляет слово «разумением», которое Моисей не включил в свой перечень. Возможно, это связано с тем, что еврейские слушатели дней Моисея безоговорочно понимали, что любовь включает в себя разумение, а разношерстная толпа дней Иисуса, находившаяся под влиянием греческой культуры, нуждалась в разъяснении.
Какой бы ни была причина, по которой Иисус добавил слово «разумение», ясно то, что и чувства, и интеллект имеют решающее значение в любви к Богу. Однако у них есть разные степени значения. Богу нужны наши сердца, ведь, как говорил Иисус: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:21). Бог — это не просто концепция, которую нужно понять, но Личность, Которую нужно любить, — наибольшее сокровище, которое нужно ценить в наивысшей степени.
Божий путь к нашим чувствам (сердцу) лежит через наше понимание (разум). Поэтому, когда мы читаем Библию, мы читаем ее сердцем, ведь Божье Слово предназначено прежде всего для нашего сердца.
Читайте, чтобы увидеть славу
Мы как христиане справедливо подчеркиваем важность чтения Библии. Однако, подчеркивая эту важность, мы можем легко впасть в едва заметное, обманчивое недопонимание того, почему это важно. Это едва заметное недопонимание выглядит примерно так: если мы будем регулярно читать Библию, Бог будет доволен нами, и поэтому мы можем ожидать Его благословения. Как будто не цель чтения, а сам акт чтения гарантирует Божье благоволение.
Обманчивость этого состоит в том, что оно очень похоже на правду. Регулярное, дисциплинированное чтение Библии — это действительно великое благословение от Бога. Однако не потому, что выполнение акта чтения заслуживает Его благосклонности. Если мы будем читать Библию подобным образом, это не сильно будет отличаться от того, как мусульманин будет практиковать предписания Пяти Столпов ислама, чтобы заслужить одобрение Аллаха. Многие религиозные лидеры во времена Иисуса также имели подобный подход к Писанию. Послушайте обличения со стороны Иисуса:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27-28).
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанна 5:39-40).
Бог не заинтересован в том, чтобы чтение Библии было для нас ритуалом, служащим доказательством нашего благочестия. Он хочет, чтобы мы читали Библию и могли увидеть Его! Бог хочет, чтобы мы снова и снова видели Его славу.
Именно в Библии самые важные моменты славы триединого Бога сияют ярче и яснее, — особенно слава Иисуса Христа (Иоанна 1:14), Который есть образ Бога невидимого (Колоссянам 1:15) и через Которого произошли благодать и истина (Иоанна 1:17).
От этого сама Библия сияет особенной славой, из глубины которой добывается бесценное богатство. Согласно словам Джона Пайпера,
«Со всеми мельчайшими деталями, о которых мы читаем в Библии, — в Ветхом и Новом Завете — цель этого чтения всегда состоит в том, чтобы видеть ценность и красоту Бога. Обратите внимание, что я говорю «со всеми мельчайшими деталями». Нет другого способа увидеть эту славу. Божье величие не витает над Библией, словно газовое облако. Оно не скрывается в тайных местах отдельно от значения слов и предложений. Его видно в смысле текста.» (из статьи «Читай Библию сверхъестественным образом», 96).
Божью славу видно в смысле текста Священного Писания. Вот почему мы молимся: «Дай мне уразуметь путь повелений Твоих» (Псалом 118:27). Потому что разумение Божьего Слова — это средство для сохранения Божьего Слова в нашем сердце (Псалом 118: 11).
Читайте не только чтобы увидеть
Бог хочет, чтобы мы читали Библию сердцем, а не только разумом. Хотя и трудно переоценить важность виденья Божьей славы, это еще не всё. Бог желает, чтобы мы увидели Его славу для того, чтобы вкусить её. А «если нет истинного видения славы Божьей, не может быть и истинного вкушения, наслаждения славы Божьей» (96). Чарльз Сперджен выразил это так:
«Конечно, польза от чтения должна прийти к душе через разумение... В разум должно прежде прийти просветление, затем чувства смогут должным образом подняться к своей духовной цели... Прежде, чем ощутить любовь к Богу, необходимо иметь знание о Боге: необходимо знание о делах Бога, как Он их открывает, прежде чем вы сможете вкусить их.» (100)
«Любовь к Богу» и «наслаждение делами Бога» — это тот результат чтения Библии, которого Бог желает для нас. Однако ни то, ни другое недостижимо без разумения. Знание необходимо ради ощущения любви и радости.
Когда я говорил, что Слово Божье предназначено для сердца человека, я цитировал слова из гимна: «радость каждого жаждущего сердца». «Максимально детальное» чтение Библии — это часто тяжелый труд. Это может быть довольно сложно. Иногда оно может даже вызывать опасения. Когда мы имеем дело с Библией, мы имеем дело с бесконечным и таинственным разумом Бога. Его мысли — не наши мысли; пути Его выше путей наших (Исаия 55:8-9). Но в конечном итоге, если мы действительно понимаем, зачем Бог дал нам Книгу, чтение Его Слова становится занятием абсолютного наслаждения. Наслаждение славой Божьей — вот к чему наша душа создана стремиться больше всего.
Читайте до тех пор, пока не будете видеть и вкушать
Те, кто лучше всего знал и любил Бога, уразумели исключительную важность вкушения Бога через ясное виденье Бога в Его Слове.
Размышляя о своей примечательной, требующей немалого терпения жизни, проведенной в постоянной молитве Богу о бристольских сиротах, Джордж Мюллер вспоминал важный момент в начале своего служения: «Я яснее, чем когда-либо, увидел, что первым великим и главным делом, которым я каждый день должен заниматься, было сделать мою душу счастливой в Господе» (100). Он говорил о том, что каждый день он дисциплинированно читает Библию и молится каждое утро. Это был его оазис, в котором он находил освежение. Время, проведенное в чтении Слова, поддерживало корабль его веры на плаву в условиях сильного стресса, а иногда и бушующих штормов. «Пока какой-либо необычный случай не помешает ему, не станет для него преградой, он будет продолжать стоять на коленях до тех пор, пока виденье не станет вкушением» (100).
Джордж Мюллер читал Библию, как псалмопевец, который писал Псалом 118: всем сердцем и всем разумением. Так же должны делать и мы. Мы читаем Библию своим разумением, чтобы видеть славу Божью, и своим сердцем, чтобы славу Божию вкушать. Мы пропускаем Библию через наш разум, чтобы сохранить ее в нашем сердце, потому что где сокровище наше, там и сердце наше. И если возможно, мы не прекратим взирать до тех пор, пока наше сердце не будет «счастливо в Господе» — пока мы не почувствуем новый прилив радости в осознании того, Кем является Бог и что Он сделал для нас во Христе.
Автор — Джон Блум / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!