Христиане, придерживающиеся библейского учения о браке и сексуальности, справедливо настаивают на том, что брак — это гетеросексуальный союз, и что Библия решительно осуждает поведение гомосексуалистов.
Следовательно, мы отвергаем однополые «браки».
Однако, когда дело доходит до многоженства, христиане часто менее уверены в позиции Библии.
Например, в интервью 2017 года покойный евангельский телеведущий Пэт Робертсон сказал, что он «не уверен» в том, что «полигамия, как таковая, противоречит Библии». Несмотря на то, что он не одобрял полигамию, он указал, что Библия её не осуждает.
Прогрессисты использовали предполагаемую двусмысленность Библии по этому вопросу, чтобы отстаивать то, что христиане должны принимать не только полигамию, но и полиаморию. В своей книге «Евангелие инклюзивности» (2022) прогрессивный христианский пастор Брэндан Робертсон пишет: «Ни Танах, ни Новый Завет не осуждают немоногамные отношения». Робертсон приходит к выводу, что он «не видит причин считать такие отношения неэтичными или греховными» (стр. 95). Как христиане должны реагировать на эти утверждения? Действительно ли нет библейских оснований для осуждения полигамии? На самом деле, есть. Вот три примера:
1. Бог задумал брак моногамным
Для начала давайте рассмотрим первую супружескую пару в Библии. До того, как грех вошёл в мир, Бог создал институт брака. После описания сотворения женщины из ребра Адама, Моисей ненадолго прерывает рассказ, чтобы дать следующее повеление: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24). Согласно Моисею, брак Адама и Евы является образцом для всех последующих браков между людьми (отсюда и «потому»).
Это повеление в Книге Бытие 2:24 важно, потому что имеется в виду только моногамный союз: оба существительных в единственном числе («человек... и... к жене своей»). Септуагинта усиливает этот тезис, добавляя к тексту слово «двое»: «И станут те двое одной плотью». Примечательно, что когда Иисус цитирует этот стих в Евангелии от Матфея 19:5, Он цитирует Септуагинту, недвусмысленно определяющую брак только между двумя людьми, а не тремя, четырьмя и т.д. Как говорит Иисус, «так что они уже не двое, но одна плоть» (Матфея 19:6). Павел также ссылается на этот стих как на основу своего учения о браке (1 Коринфянам 6:16; Ефесянам 5:31). Таким образом, Моисей, Иисус и Павел — все поддерживают моногамию как Божий замысел для брака.
2. Библия прямо запрещает многоженство
Вопреки распространенным представлениям, закон Божий прямо запрещает многоженство. В книге Левит 18:18 говорится: «Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её».
Если бы оригинал Писания был записан на английском языке, эту заповедь можно было бы истолковать как запрещающую только сороральную полигинию (полигамный брак между мужчиной и двумя женщинами, которые являются сёстрами), подразумевая, что, хотя мужчина не может жениться на сестре своей жены, полигамия в целом разрешена. Однако еврейский текст рассказывает другую историю. Еврейское выражение иша эль-ахота, переводимое как «женщина в дополнение к своей сестре», всегда передаёт идиоматический смысл «одна в дополнение к другой», когда бы оно ни появлялось в Ветхом Завете. То же самое относится и к мужскому аналогу этого выражения. Таким образом, если мы последовательно интерпретируем это выражение, то Левит 18:18 запрещает полигамию по всем направлениям: «Ты не должен жениться на женщине в дополнение к другой...»
Стоит отметить, что кумранская община также интерпретировала Левит 18:18 как запрет на многоженство в целом. Таким образом, предлагаемое здесь толкование не является каким-то современным новшеством, его можно найти в древних еврейских комментариях к этому стиху. В свете текста на иврите я думаю, что кумранская община что-то знала и понимала.
3. Многоженство нарушает Божью заповедь любить своего ближнего
Ещё одна библейская заповедь, которая демонстрирует греховность многоженства, хотя и косвенно, содержится в книге Левит 19:18. Этот стих гласит: «люби ближнего твоего, как самого себя».
И Иисус, и Павел учили, что заповедь любить ближнего лежит в основе подлинного послушания закону Божьему (Марка 12:28-31; Гал. 5:13-14; Рим. 13:8-10). Любовь к Богу и ближнему не заменяет закон, но является руководящим принципом для исполнения закона (Мф. 22:34-40).
Как заповедь любить ближнего соотносится с полигамией? Метаанализ исследований показал, что женщины и дети, состоящие в полигамных семьях, имеют худшие показатели психического здоровья по сравнению с таковыми в моногамных семьях. Согласно этим исследованиям, полигамия приводит к негативным проблемам психического здоровья, таким как крайняя невротическая тревожность, депрессия, параноидальные идеи, более низкая успеваемость в учёбе, низкая самооценка и психотизм.
Эти выводы неудивительны в свете последовательного негативного изображения полигамных семей в Библии. Женитьба Аврама на Агари вызвала серьёзный конфликт между Сарой и Агарью (Бытие 16:4-6), а также между Исааком и Измаилом (Быт. 21:8-11). Семья Иакова также испытывала постоянные раздоры и соперничество. То же самое можно было бы сказать о семьях Елканы, царя Давида и Соломона.
Как сказано в Послании к Римлянам 13:10, «Любовь не делает ближнему зла». Таким образом, поскольку многоженство причиняет огромный вред женщинам и детям, занятие этой практикой нарушает Божью заповедь любить ближнего, содержащуюся в книге Левит 19:18.
Как насчёт законов, регулирующих многоженство? Некоторые могут возразить, что существование библейских законов, регулирующих многоженство, является доказательством того, что Бог одобряет эту практику (например, Второзаконие 21:15-17). Но это недоразумение. Существует разница между законами, отражающими совершенную волю Бога в отношении поведения человека, и законами, данными в ответ на реалии падшего мира. Когда грешные люди пренебрегли Божьей волей о моногамном браке (как выражено в Бытие 2:24 и Левит 18:18), были необходимы законы, чтобы справиться с последствиями.
Мы можем сравнить библейские законы, касающиеся многоженства, с законами, касающимися воровства. Закон Божий осуждает воровство (Исход 21:15), а также даёт инструкции по возмещению ущерба (Исход 22:1-4). Точно так же, как библейские законы о возмещении ущерба не указывают на то, что Бог одобряет воровство, законы, касающиеся последствий многоженства, не подразумевают, что Бог одобряет многоженство.
Библия утверждает моногамию и осуждает многоженство, по крайней мере, в этих трёх аспектах.
Книга Бытие предписывает принцип моногамии для всех браков. Этот принцип подкрепляется в Книге Левит 18:18, которая прямо запрещает многоженство. И учитывая пагубные последствия многоженства для женщин и детей, мы также увидели, что многоженство нарушает Божью заповедь любить ближнего, содержащуюся в Левит 19:18.
Автор — Дэвид Уилбер / christianpost.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Какая откровенная ложь на Библию. Ветхий Завет дозволяет многоженство: 15. Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, —
16. то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17. но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.
(Книга Второзаконие 21:15-17)
Данный закон регламентирует право наследование, если у мужчины две жены, а это означает, что иметь две жены было законно и дозволено, иначе право наследование не регментировалось, если бы второй брак был незаконным.
Уважаемый автор, у меня вопросы к вашей экзегетике и вашей методологии. На мой взгляд, для подтверждения своей точки зрения вы набрали кучу сомнительных доводов.
Во-первых, апеллирование к Септуагинте. Вы бы еще сослались на апокрифы, содержащиеся в ней. «Он (Иешуа) цитирует Септуагинту». Ну не мог Иешуа цитировать Септуагинту! Просто потому, что Он не учил на греческом. В данном случае Он истолковывал, что написано в Танахе — то, что в богословии называется «прогрессирущим откровением».
Во-вторых, авторитет кумранской общины в вероучительстве. Иешуа указал на других авторитетов — книжников и фарисеев.
В-третьих. «Мы можем сравнить библейские законы, касающиеся многоженства, с законами, касающимися воровства». Мы не можем так сравнивать, потому что воровство Библия называет грехом, а многоженство пусть и не является совершенной волей Божьей, но является допустимой волей Божьей, т.к. Библия не называет это грехом. Следовательно, ваша аналогия никудышная.
Что еще хотелось бы отметить: пора верущим перестать быть ведомыми ветрами чьих-то мнений, т.е. как прогрессисты и др. используют наше учение. Библия учит нас быть целостными. А с таким подходом мы попадем в сеть. Так случилось с апостолом Павлом (Деян. 21:18-40).
В заключение. Слово Божье учит нас обращаться к нему (в том числе), как к вернейшему пророческому слову. И если мы так сделаем, то обнаружим любопытный текст: Ис. 4.
P.S. Это не Иешуа цитировал Септуагинту, а это гексапларная интерполяция: это Ориген в 3 в., когда писал «свою» Септуагинту (которую, в основном, и имеют в виду современные авторы), подгонял текст Септуганты под слова Иешуа из Нового Завета. А не наоборот.
Ту же ошибку допускают светские (или верующие, но плотские) текстологи, когда утверждают, что вставки в Септуагинте, отсутствующие в масоретском тексте (каноническом тексте Танаха), являются отражением древнего оригинала. Т.е. они хотят сказать, что те, которым Бог доверил Свое Слово, не сохранили его. Я, как верующий человек, в это не верю. А верю Слову Божьему:
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
(Пс.11:7,8).
И:
1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
(Рим.3:1,2).