Как подвести жену: учась супружеству у плохого мужа

Как подвести жену: учась супружеству у плохого мужа

Мы можем воспринимать брак первых людей как слишком замечательный и исключительный, чтобы быть практически полезным для нас сейчас. Как может обычный грешный муж или жена сегодня относиться к тем действительно невинным молодоженам, с их идеальным домом в безупречном раю? Они наслаждались полнотой мира, безопасностью и близостью, которые теперь чужды земле, которую мы знаем.

Однако даже для Адама и Евы медовый месяц длился недолго (по крайней мере, если измерять его стихами Библии). И мы узнаем столько же (или даже больше) из их последующих неудач, сколько из их раннего послушания. Как молодой, часто терпящий неудачи муж, я нахожу свое воображение захваченным единственным в истории безгрешным мужем, положившим все, что у него было, на алтарь греха и компромисса. Его неудачи — это помехи моему призванию, странные и темные вторжения в то, каким должен был быть мой брак, каким должен был быть я. Его неудачи давят на наши смутные и удобные представления о том, что значит быть мужем, давая им более высокое и менее удобное определение.

Чем больше лет я в браке, тем легче я могу поставить себя на место Адама. Его грехи уникальны тем, что он был первым, но они не так уж сильно отличаются по виду или последствиям. Оказывается, даже в раю гораздо легче быть плохим мужем, чем верным. Так чему же мы можем научиться у первого плохого мужа? Мы рассмотрим их супружеский крах в три этапа.

Когда пришло искушение

В первых стихах самой трагической главы Писания даже не упоминается мужчина. В результате мы можем подумать, что Адам был просто актером второго плана (возможно, даже жертвой) в этой ужасной истории. Однако реальность такова, что его кажущееся отсутствие было его первой большой неудачей.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1).

Сатана знал, как атаковать брак. Он знал, что самый верный способ разрушить мужа, брак и их прекрасную картину Бога и Его народа состоит в том, чтобы атаковать жену и попытаться изменить порядок их призваний. Он подрывает брак, поощряя ее быть напористой главой, а его — уступчивым помощником. Поэтому он и охотится за невестой. А где же был Адам?

Продолжая читать, мы понимаем, что муж на самом деле не отсутствовал, а спокойно стоял в стороне. В момент искушения он совершает два самых распространенных мужских греха: не делает того, что нужно сделать (пассивность), и делает то, что никогда не нужно делать (компромисс). Обратите внимание, как он, наконец, выходит на сцену:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6).

ПАССИВНОСТЬ

Адам не собирал еду и не пас львов, пока сатана пробрался в дом, чтобы обмануть Еву; нет, Адам был рядом с ней. Его жена не схватила какой-то плод и не побежала искать его; она просто повернулась и протянула руку. Ему не нужно было, чтобы она передавала все, что было сказано; он, скорее всего, слышал каждое слово. И все же он позволил ей слушать, взять плод и вкусить. Его дом пал от ядовитой пассивности. В то время, как Ева слушала (1 Тимофею 2:14), брала то, что ей не принадлежало, и готовила запретное блюдо, Адам стоял в стороне и позволял всему этому происходить.

Всего несколькими стихами ранее, в Бытие 2:15, «И взял Господь Бог человека», — именно человека, а не пару — «и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» — охранять, оберегать, защищать сад. Джейсон ДеРучи раскрывает это содержание: «[Муж] должен обеспечивать духовную и физическую пищу, а также устранять любые духовные или физические препятствия на пути исполненной славы глобальной миссии, к которой Бог призвал его семью». Но когда искушение пришло в его дом, Адам не смог сохранить то, что Бог доверил ему. Вместо того чтобы вмешаться, он терпел и освободил для него место.

Что помешало Адаму вмешаться и высказаться? Нам не говорят. Однако я предполагаю, что его искушения не сильно отличались от тех, с которыми сегодня сталкиваются мужья вроде меня. Возможно, это была гордость. Безусловно, слабость, на которую нацелился сатана: «Вы будете как Бог, зная добро и зло» (Бытие 3:5). Может быть, это был страх, когда он думал о том, что может почувствовать или сказать Ева, если он откажется от плода. Наверное, это была лень, просто не хватало сил и решимости сопротивляться и дать отпор. Возможно, жажда власти, жажда вкусить единственное запретное удовольствие. Пассивность произрастает на любой почве, но, как мы видим снова и снова, она всегда приносит один и тот же горький плод.

КОМПРОМИСС

Однако Адам был не совсем уж пассивным. Самыми страшными словами, по крайней мере, для мужей, могут быть следующие: «...она дала также немного мужу своему, который был с нею, и он ел».

Муж не только смотрел, как его жена ведет войну с Богом, но и сам схватился за меч. Он прекрасно знал, что сказал Бог. Повторю, несколькими стихами ранее мы читаем: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17). И всё же он ел. Коварство греха сделало его глухим к голосу, который поднял его из праха и вдохнул жизнь в его легкие. Разве может быть что-то более разрушительным и болезненным для дома, чем когда муж, который явно знает, что и как нужно сделать, чтобы было правильно, с головой погружается в грех?

А сколько семей и домов разрушилось из-за того, что мужья не смогли увидеть искушение таким, какое оно есть, и назвать грех своим именем? Самый надежный способ мужчине защитить свой дом — это охранять свое сердце. Как мужья мы идем по стопам Жениха, который встретил сатану и его искушения в пустыне после сорока дней одиночества и голода и все же не поддался. Хотя дьявол пытался прибегнуть к избитой и такой знакомой фразе: «Подлинно ли сказал Бог... ?» Ни тогда, когда Он был голоден. Ни ради всех царств мира.

Наши дома и церкви нуждаются в мужьях и отцах, которые отказываются оставить Божье Слово, даже если их жены, дети и друзья приходят, чтобы увести их.

После того, как случился грех

После того как Адам и Ева вкусили от дерева и согрешили, Господь пришел и позвал их, и в этот момент первым, как и следовало ожидать, пришел муж.

«И услышали они шум Господа Бога, ходящего по саду во время прохлады дня, и укрылись муж и жена его от лица Господа Бога между деревьями сада. Но Господь Бог воззвал к человеку и сказал ему: “Где ты?”» (Бытие 3:8-9)

Когда Бог спросил его, что произошло, Адам начинает перекладывать вину на всех, кроме себя, и даже обвиняет Бога. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие 3:12). Она дала мне плод, а Ты дал мне её, так разве я виноват?

Я думаю, что любой мужчина, который долго женат, может понять этот соблазн испытать жалость к себе любимому — желание сохранить свое имя и честь в то время, как дом полыхает в огне. Насколько же коварен грех, если нас можно убедить обвинять Бога в грехе? И все же Адам это делает. И мы так поступаем, каждый по-своему. Мы жалеем себя так или иначе и начинаем оправдывать свои неудачи.

Дело не в том, что Ева не должна брать на себя вину (к ее чести, она признает свою роль, стих 13); дело в том, что Адам должен взять на себя первую и самую основную вину. Он, а не она, был призван хранить. Верные мужья берут на себя ответственность во время кризиса и поражения. Они не ищут оправданий или козлов отпущения. Они знают, что суд всегда начинается с главы дома. Поэтому они сначала устраняют все, что могут найти в своих собственных глазах (Матфея 7:5), а затем делают все, что в их силах, чтобы исправить, восстановить и защитить семью. Когда в доме случается грех, муж берет на себя ответственность — это не значит, что он принимает на себя всю вину, но он принимает свою часть вины, а затем, что более важно, отвечает за то, как семья реагирует на это.

Если сатана сможет убедить мужа в том, что все его супружеские проблемы коренятся в её грехах, он разрушит основания их дома и откроет его для всевозможных духовных атак. Да, женщина, а не мужчина, была обманута, но Писание говорит, что грех вошел в мир через мужчину, а не через женщину (Римлянам 5:12).

До того, как пришло искушение?

Мы не знаем наверняка, сколько времени прошло между последним стихом 2-й главы Бытия – «И обнажились муж и жена его, и не стыдились» — и первым стихом 3-й главы Бытия – «И сказал змей... жене» (Бытие 3:1-2). Неужели Адам уже потерпел поражение, впустив сатану? Мы не знаем, как дьявол вторгся в сад или как он получил аудиенцию у его царицы. Мы знаем, что Бог поручил царю хранить его — запрещать и противостоять всем угрозам.

Каким бы образом ни проник сатана, мы знаем, что сохранение брака и дома в таком мире, как наш, испорченном грехом и полном искушений, начинается задолго до появления искушения. Мы знаем, что многих искушений можно избежать, потому что Иисус учит нас молиться: «Не введи нас в искушение» (Матфея 6:13) — не просто проведи нас через искушение, но убереги от него. Не позволяйте его ужасной лжи коснуться своих ушей. Мужья и отцы являются одним из величайших средств такой защиты. Мы жертвуем собой, чтобы стоять на духовных стенах наших домов, отслеживая уникальные угрозы и потребности, возникающие в наших браках и в процессе воспитания детей, а затем предпринимаем решительные действия, когда они возникают, которые нам многого стоят.

Сколько мужей сегодня, подобно Адаму, ослабили свою бдительность и позволили искушению свободно вторгаться в дома? Как часто мы позволяем сатанинской лжи оставаться без ответа или, что еще хуже, не замечаем ее? Быть мужем — значит стоять на страже до того, как змеи приползут.

Проактивная защита

Однако такая защита означает не только не допускать зло в дом, но и возжигать и культивировать в нем добро. Духовная защита всегда включает в себя обучение и ободрение.

Стражи и хранители дома не просто стоят на стене, проверяя, есть ли на горизонте тени; они также наполняют стены светом. Они знают, что лучшая защита семьи состоит в том, чтобы углублять и расширять радость в Боге; что лучшее сохранение происходит, когда мы постоянно читаем, делимся словом, молимся, восхищаемся, служим и воспеваем. В конце концов, Адам и Ева вкусили плод не потому, что проголодались, а потому, что их глаза потускнели в отношении Бога. Джон Пайпер говорит следующее:

«Проглотить запретный плод – это плохо. Но это не суть того, что здесь произошло. Нравственное безобразие — ужас — произошедшего в том, что Адам и Ева возжелали этот плод больше, чем самого Бога. Они больше радовались тому, чем плод может быть для них, чем тому, кем Бог может быть для них. Вкушение плода не было сутью зла, потому что, прежде чем они вкусили, они уже потеряли вкус к Богу. Он больше не был для них источником жизни и радости. Они предпочли что-то другое. В этом и заключается конечная сущность зла». («The Ultimate Essence of Evil»)

Таким образом, часть ответственности мужа по охране дома заключается в том, чтобы делать все возможное для того, чтобы взращивать такую радость в Боге, которая охотно отвергает все, что предлагает сатана. Радость охраняет наших жен и детей от искушения и избавляет их от зла.

Мужья, у нас высокое и весомое призвание — а вместе с ним и более высокий и сильный Бог, который поможет нам в трудную минуту. Как и Адам, мы неизбежно потерпим неудачу как мужья. В отличие от Адама, мы теперь знаем, где найти прощение за наши неудачи и ежедневную силу, чтобы преданно любить наших жен и семьи. Поэтому, когда приходит искушение, мы должны сделать шаг навстречу сатане и бросить ему вызов, принимая на себя столько огня, сколько сможем. Когда случается грех, мы берем на себя ответственность перед Богом и ведем семью в сокрушении, исповеди и покаянии. А перед тем, как наступает искушение, нам нужно удерживать объемное и по-настоящему удовлетворяющее видение Бога перед нашими семьями — через семейное поклонение, через неформальные разговоры и, возможно, больше всего через нашу собственную заразительную радость в Нем.

Автор — Маршалл Сигал / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!