Если вы станете искать в Писании примеры благочестивого брака, то, вероятно, удивитесь тому, насколько они немногочисленны. Даже в жизни пар, блистательных в некоторых отношениях (например, Иакова и Рахили, Авраама и Сарры, Давида и Авигеи), присутствовали вопиющие оплошности или откровенные провалы.
Библия предлагает нам множество наставлений, касающихся семейной жизни, но очень мало реальных семей, которым мы могли бы подражать. Тем прекраснее оказывается любовь, подобная той, что была у Вооза и Руфи. Заслуживает ли хоть одна из семей, описанных в Библии, большего одобрения, чем эти, на краткий миг явившиеся нам, — праведный сын Иуды и его моавитская наречённая?
Когда Вооз обнаружил свою будущую жену, во мраке ночи лежащую у его ног на полу помещения для молотьбы, он сказал: «итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе всё, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная» (Руфь 3:11). Своей горячей преданностью, своей бестрепетной смелостью, своим доверием Богу и своей смиренной инициативой Руфь показала себя женщиной достойной (в Синодальном переводе «добродетельной») – достойной как уважения и восхищения, так и верного мужа.
Однако, прослеживая заслуги Руфи, мы встречаем мужчину, не уступающего ей в достоинстве. Мужчину, которому могла бы довериться, и за кем могла бы последовать такая женщина, как она.
Выбирая для свидания дубы
Так вот, представляя Руфь и Вооза как образцовых жениха и невесту, следует отметить, что у нас есть всего пять стихов, описывающих то, какой в действительности была их совместная семейная жизнь (Руфь 4:13-17). И тем не менее, эта краткость может удивительным образом подчеркнуть уроки их любви для современности – конечно, и для семейной жизни тоже, но в большей степени для тех, кто встречается, стремясь создать семью. Благодаря тому, что мы видели в них ещё до вступления в брак, можно многое предполагать о том, какими Руфь и Вооз стали в семейной жизни.
Писание представляет Вооза и Руфь как мужчину и женщину, достойных того, чтобы заключить с ними завет до конца жизни, как тех, кого пожелал бы себе в спутники любой благочестивый человек. Их любовь напоминает нам о существенной, хотя и непопулярной, мудрости: то, какова наша половинка до брака, в значительной степени определяет то, какой она будет в браке. Многие безрассудно вступают в брак с недостойными мужчиной или женщиной, надеясь, что у алтаря они каким-то образом станут достойными. Мудрые же знают, что брачные обеты сами по себе не могут изменить характера человека.
Дубы вырастают из желудей – не из колючек. Никто из нас, вступая в брак, не обладает теми достоинствами, какими мы будем обладать после многих лет семейной жизни, и некоторых недостойных супругов Бог совершенно преобразит после того, как они вступят в брак. Но, в общем и целом, недостойный парень окажется недостойным мужем, и недостойная девушка – недостойной женой. И, хотя Бог иногда может чудесным образом вырастить дуб на земле, поросшей тернием, нам не следует вступать в брак с терновником и ожидать, что Бог создаст из него жёлудь: достойного мужчину или достойную женщину, Руфь или Вооза.
Итак, что касается женщины, находящейся в поисках своего жёлудя. Благодаря чему Вооз стал мужчиной, достойным такой женщины, как Руфь?
Поистине достойный мужчина
Первая наша встреча с Воозом подготавливает нас к тому, каким человеком он окажется:
«У Ноемини был родственник по мужу её, человек весьма знатный (в англ. версии – «человек достойный»), из племени Елимелехова, имя ему Вооз» (Руфь 2:1).
Ещё до того, как Руфь и Вооз увидят друг друга, мы узнаём, что этот человек достойный – достойный доверия и уважения. Он поведёт себя благородно в любых обстоятельствах, будет заботиться о тех, кто ему доверился, и защищать слабых. Он не воспользуется своим богатством и влиянием ради себялюбивой и греховной наживы или удовольствий.
Потому что по-настоящему достойный мужчина одинаково достоин как в потаённом месте, так и там, где его видят другие, и таким мужчиной был Вооз.
Мужчина защищающий
Прежде всего, достоинство Вооза открывается в том, как он заботится о Руфи, — слабой вдове, находящейся вдали от дома, — даже когда в этом для него нет никакой выгоды. Встретив её в поле, он говорит:
«Послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя» (Руфь 2:8-9).
Лишь только встретившись с ней, он тот час же взял на себя ответственность за её благополучие. Он позаботился, насколько это было в его силах, чтобы никто не причинил ей вреда. Он не ждал какого-то происшествия в поле, но первым пошёл к своим людям и наказал им не трогать её. Хорошие мужчины достаточно бдительны и могут предусмотреть то, что угрожает находящимся на их попечении. Они также достаточно смелы, чтобы устранить эти угрозы.
Итак, защищают ли окружающих женщин мужчины, с которыми вы хотите встречаться или создавать семью? Видели ли вы их активно оберегающими женщин, в особенности одиноких женщин, от опасностей и всяческих обид? Так, в период ухаживания мужчина продемонстрирует это достоинство, если ясно выразит свои намерения и свой интерес (или сообщит об их отсутствии), вместо того, чтобы позволять себе флирт и двусмысленности. А может, он оставляет за собой след из смущённых и разбитых сердец?
Мужчина обеспечивающий
Готовность Вооза защищать тесно связана с образом жизни обеспечителя. Мужчины, хорошо защищающие и обеспечивающие жену в браке, обеспечивают и защищают и других, не относящихся к их семье.
«Послушай, дочь моя, — говорит он Руфи, — не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками… когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои» (Руфь 2:8-9). Он увидел голодную женщину и позаботился о том, чтобы у неё было, что поесть. Он увидел женщину, мучимую жаждой, и позаботился о том, чтобы она в избытке имела, что попить. Он, в отличие от многих других мужчин, не проигнорировал замеченную нужду, не предположил, что кто-то другой об этом позаботится, не стал оправдываться, что ему самому не хватает, но охотно и быстро взялся за обеспечение.
Но сегодня есть не так много одиноких женщин, вынужденных собирать колосья на чьём-то поле, чтобы обеспечить себе очередной приём пищи. Значит ли это, что данное качество Вооза неуместно в наши дни? Конечно, нет. Достойный мужчина – это мужчина обеспечивающий в любых обстоятельствах. Он замечает и предугадывает потребности, характерные для той ситуации, в которой он находится. Наблюдая за мужчиной, за которого вы могли бы выйти замуж, видите ли вы, как он щедро дарит время, деньги, труд, внимание в ответ на нужды тех, кто его окружает? А может, создаётся впечатление, что он делает ровно столько, сколько нужно ему самому?
Такой ли он человек, который не только заработает достаточно денег, чтобы на столе была пища (что немаловажно), но и проявит постоянство (пусть даже оно будет несовершенным) в том, чтобы обеспечивать вас и вашу семью посредством молитвы, выслушивания, эффективного планирования и общения, научения и дисциплинирования детей, а также открывая с вами Божье Слово. Такой ли он человек, который обеспечивает с радостью, по расположению обновлённого сердца, а не вынужденно или с неохотой?
Добрый мужчина
Забота и покровительство, которые Вооз продемонстрировал по отношению к Руфи, были выражением его необычайной доброты. Услышав, как Вооз принял Руфь, собиравшую колосья на его поле, Ноеминь говорит: «благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мёртвых!» (Руфь 2:20).
Тогда, как и сегодня, его доброта разительно отличала его от многих других мужчин, окружавших его. Людей не удивляло то, что мужчины были эгоистичными или грубыми, или то, что они использовали женщин в своих интересах. (Иначе зачем бы Воозу пришлось приказывать своим слугам не трогать Руфь?) Но Вооз был не таким. Он был достаточно сильным, чтобы обеспечивать, достаточно крепким, чтобы защищать, но также и достаточно добрым, чтобы заботиться, жертвовать и любить. Хорошие мужчины столь же добры, сколь сильны, отважны и трудолюбивы.
Павел говорит, что раб Господа должен «относиться по-доброму ко всем» (2 Тим. 2:24, НРП). Он должен быть добрым, потому что так говорит Бог, и это правда, но также и потому, что он сам попал под водопад Божьей благости (Еф. 2:7). Доброта это сущность мужей Божьих, потому что они знают, что было бы с ними без Его благости. Наши друзья поступили мудро, избрав девизом для своей свадьбы следующий текст: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Способен ли мужчина, за которого вы, возможно, выйдете замуж, с Божьей помощью и по Его милости, проявить такие доброту, сострадание и прощение? Смирила ли и смягчила ли его Божья невероятная благость?
Мужчина искупающий
Достоинство Вооза, как и любого другого мужа, является отражением. Слава Вооза – это отражение сияния Сына, Христа, Который однажды искупит Свою невесту.
Обратившись к Воозу, Руфь сказала: «я Руфь, раба твоя, простри крыло твоё на рабу твою, ибо ты родственник (в англ. версии – «искупитель», имеющий право выкупа)» (Руфь 3:9). В то время в Израиле «родич-искупитель» был родственником, освобождавшим члена семьи из рабства или выкупавшим землю, которую обедневшие люди продавали или отдавали в уплату долга (См. Лев. 25:23, 47-49). Вооз не был ближайшим искупителем, но он был первым, кто оказался готовым жениться на вдове и сохранить потомственную линию её мужа (Руфь 4:5-6).
Так что, Вооз заявляет во всеуслышание: «Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену» (Руфь 4:10). Он освободил её от горя и бедности, проиллюстрировав то, как со временем Христос освободит таких грешников, как мы, от гораздо худшей участи. Достойный Вооз восстал, чтобы исполнить предписание, которое Павел однажды даст каждому мужу-христианину:
«Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).
Союз, дарящий благословение
Как это случается с любым хорошим браком, благословенный союз Вооза и Руфи почти сразу же начинает изливать благословение на других. Первым стал их сын Овид: «и взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошёл он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына» (Руфь 4:13). Мы мало знаем о жизни Овида, но я могу лишь представить, как безмерно благословен тот, кого воспитывают такие отец и мать.
Однако мы вполне можем увидеть, как их брак стал благословением для свекрови Руфи: «и говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле! Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей» (Руфь 4:14-15). А ведь когда Ноеминь прибыла в Вифлеем, она говорила: «не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть» (Руфь 1:20). Но благодаря Руфи и Воозу, её плач обратился в веселье. Смерть и безысходность уступили место новой жизни и надежде. Посредством этого здорового, изобилующего брака Господь с избытком возвратил ей то, что забрал.
Но важнее всего то, что плод и благословение их любви распространились гораздо дальше и шире. «И нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 4:17), а через Давида нам сегодня известен Христос. Тот искупитель стал отцом Искупителя, Чьи крылья простираются над народами. Их союз со временем произвёл семя, которое сокрушит голову змея (Быт. 3:15). И, хотя наша верность в браке не приведёт к рождению ещё одного мессии, но мы всё же можем порождать и распространять искупление, исцеление и любовь, которые приобрёл для нас наш Искупитель.
Итак, если вы стремитесь создать семью, ищите супруга, который поможет вам выстроить благословенный брак, который будет настолько счастливым в Боге, что из него будут изливаться ответы на нужды других.
Автор — Маршалл Сигал / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!