Кого бы вы выбрали, если бы могли взять за образец семейной жизни какую-нибудь одну супружескую пару из Библии?
Первые главы книги Бытие показывают блаженную жизнь Адама и Евы. Но их медовый месяц прерывается (ужаснейшим образом) прежде, чем мы узнаём что-то о том, как развивались их семейные отношения. У Исаака и Ревекки также всё начиналось романтично (Быт. 24:67), но прошло время, и она, желая осуществить Божие обещание, замыслила обмануть его (Быт. 25:23). Иаков долго и усердно трудился, чтобы получить свою любимую Рахиль, но он женился и на её сестре, Лии, которую презирал.
Великодушная Авигея покорила сердце царя Давида, но она не была его первой женой. Кроме того, Давид впал в блуд с Вирсавией (и совершил нечто гораздо худшее). Есфирь достойна подражания, как ни одна другая женщина, но царь Артаксеркс взял её в жёны, чтобы досадить царице, а позже он поддался на уговоры Амана, согласившись уничтожить её народ. А какой муж не мог бы поучиться у Осии верности в безответной любви? Однако его Гомерь подаёт пример лишь в дурных поступках, которых жёнам следует избегать любой ценой.
И всё же, Бог даёт нам примеры пар, достойных восхищения и подражания. Так, хотя Авраам и подвергал опасности свою жену, чтобы защитить себя (и делал это неоднократно), апостолы, тем не менее, ставят его и Сарру в пример (Евр. 11:8-12; 1 Пет. 3:6). Руфь является олицетворением бесстрашия и преданности, покоривших сердце столь же достойного мужчины – Вооза. И, конечно же, при том, что Иосиф, вероятно, усомнился в Марии, когда она впервые забеременела, они всё же верно и преданно любили друг друга и своего помазанного сына.
Однако многие упускают из виду прекрасную, заслуживающую внимания семейную пару, скрытую на страницах посланий апостола Павла. Эту семью он, скорее всего, знал (и уважал) более всех прочих. Эта семья привлекла внимание и заслужила восхищение многих в ранней церкви.
Известная, но позабытая пара
Многое из того, что мы знаем и во что верим относительно семейной жизни, по крайней мере, когда речь идёт о семейной жизни христиан (Еф. 5:22-33; Кол. 3:18-19), известно из писем неженатого человека (1 Кор. 7:6-8). Так как же апостол Павел смог столь проницательно описать брак? Ну, во-первых, его советы относительно семейной жизни были «богодухновенны» (2 Тим. 3:16) и, следовательно, не зависели от личного опыта. Более того, он изучал отношения Христа и церкви как данный Богом образец для каждого брака (Еф. 5:22-33). Но, несомненно, он также наблюдал и некоторые в высшей степени прекрасные семьи.
Похоже, что одна такая семейная пара покорила его сердце более всех прочих, и не только его сердце, но и сердца людей в разных церквах. «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников)» (Рим. 16:3-4). В мире, где не было социальных сетей, телевидения или журналов и ничего похожего на интернет, слава об их любви всё же распространилась далеко, широко и глубоко.
Как Лука, так и Павел делают отступления с тем, чтобы подчеркнуть, что Прискилла и Акила являются семейной парой, а не просто двумя отдельными верными людьми. Это едва ли не единственная пара в Библии, в которой один никогда не упоминается без другого. Они – «Прискилла и Акила», одна плоть, в высшей степени плодоносная в благом деле, один брачный союз, заслуживающий того, чтобы его изучали и у него учились. Их история отнюдь не является предписанием для каждой христианской пары, где бы и на каком бы этапе жизни она ни находилась. Однако их семейная жизнь должна заставить нас желать такой же супружеской верности и плодоносности, какую проявили они в своих обстоятельствах и на всех этапах жизни.
Любовь выслушивающая
Очевидно, что Прискилла и Акила были людьми, пребывающими в слове. Те немногие, кто знают их имена, помнят, что они вмешались, поправив одарённого и влиятельного учителя Аполлоса. Лука пишет, что он был «муж красноречивый и сведущий в Писаниях... Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян. 18:24-25). И тем не менее:
«Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26).
Они услышали Аполлоса, они приняли его, они точнее объяснили ему путь Господень. Это были «они», а не один Акила. Хотя как муж и жена они и имели разные призвания от Бога, но жили и служили они вместе. И, вследствие этого, мы можем предполагать, что их супружеская жизнь и их служение процветали. А сколько семей страдают и борются с трудностями потому, что один из супругов предоставляет другому заниматься серьёзным чтением и изучением Библии?
Не всякий хороший брак будет похож на брак Прискиллы и Акилы. Однако любая христианская семья может стремиться день ото дня всё глубже погружать свои отношения в источники Писания. А что, если бы мы позволили Божьим словам оживить нашу душу и просветить нас мудростью (Пс. 18:8), умножить нашу радость и очистить наш разум (Пс. 18:9), подкрепить нашу решимость и стойкость (Пс. 18:10) в браке? Что, если бы Его голос добавлял сладости нашей близости (Пс. 18:11)?
Любовь страдающая
Однако прежде чем узнать об их верности Слову, мы знакомимся с ними, когда они переживают трудности. Когда Павел пришёл в Коринф, он нашёл «некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима» (Деян. 18:1-2). То есть, когда Павел с ними познакомился, они как раз были изгнаны из собственного дома только за то, что были евреями.
Павел остался, чтобы работать и служить вместе с ними, и церковь в Коринфе стала испытывать больше противодействия и враждебности (Деян. 18:7, 12, 17). Через некоторое время они бежали в Ефес (где встретили и наставляли Аполлоса). Вскоре и там разгорелся яростный мятеж против церкви (Деян. 19:23). Мы не знаем, о какой именно ситуации говорит Павел, но римлянам он пишет следующее: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу)» (Рим. 16:3-4). Эта пара не искала убежища в безопасном пространстве собственного дома, но была хорошо знакома со страданиями и готова рисковать, жертвовать и оказываться в центре конфликтных ситуаций.
Повторюсь: не всякой семье Бог предназначил пройти тот огонь, через который прошли они. Но все христиане должны ожидать – и принимать – страдания ради Христа (2 Тим. 3:12). Мы должны стараться защитить свой брак и свои семьи от зла, но при этом, нам, любящим, не следует защищать себя от страданий ради веры и радости других. Не удерживают ли некоторых из нас комфорт и забота о безопасности брака и семьи от повиновения Христу и оправданного риска в служении?
Любовь трудящаяся
На их совместную жизнь мы можем взглянуть лишь мельком, но этой возможностью не стоит пренебрегать. Павел предпочёл остаться с Прискиллой и Акилой, в частности из-за повседневного труда, которым они вдвоём занимались, чтобы заработать себе на пропитание. Он «пришёл к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18:2-3). Их дружба и сотрудничество с Павлом строилось на тканях, верёвках и подпорках для палаток. Другими словами, на обыкновенном труде.
Нам не требуется особенно вникать в тонкости их дела, чтобы увидеть, как тяжело оба они трудились, чтобы выжить и вместе служить. Они всецело предали себя служению Слова, но это не было их полновременным занятием. В конце они вкусили истинный покой во Христе, но прежде постигли, сколько труда требуется для того, чтобы верно жить в падшем мире.
А сколькие из нас молча возмущаются, или даже громко жалуются, на то, что брак, семья, работа и служение требуют такого труда и напряжённых усилий? А ведь, чтобы проявить верность (и выжить) не всегда требуется, чтобы оба были заняты на постоянной работе вне дома. Однако здоровая и плодоносная супружеская жизнь характеризуется усердным, радостным, жертвенным трудом обоих супругов.
Любовь гостеприимная
Прискилла и Акила не только многообразно служили церкви, но и приняли церковь в свой дом. Мы знаем, что, как в Ефесе (1 Кор. 16:19), так и в Риме, церковь собиралась под их кровом. Павел пишет римлянам: «приветствуйте Прискиллу и Акилу… и домашнюю их церковь» (Рим. 16:3-4). Это – окошки, позволяющие заглянуть в их семью, но окошки эти настоящие, в особенности, если учесть противодействие и враждебность, с которыми часто сталкивались христиане в первом веке.
Мог ли Павел иметь в виду Прискиллу и Акилу, когда увещевал церкви в Риме: «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13)? Но, даже если и нет, мы знаем, что он сам испытал их гостеприимство (Деян. 18:3-4), причём в разных местах (Деян. 18:18-19; 1 Кор. 16:9). Независимо от того, думал ли он именно об этих друзьях и их кардинальном гостеприимстве, мы знаем, что он имел в виду и нас и наши семьи. Христианские семьи гостеприимны потому, что Бог повелевает всем христианам: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Пет. 4:9). А гостеприимство, как и любое другое служение, позволяет проявиться свету, живущему в нас и в наших семьях (Мф. 5:16, 25:34-36).
Чтобы проявить гостеприимство, нам не обязательно принимать в свой дом церковь. Что нам нужно, так это согласиться с издержками и неудобствами, связанными с постоянным принятием других. У гостеприимства есть сотни разных способов принятия. Однако всегда, везде и на любом этапе жизни христианские семьи должны характеризоваться искренним и исполненным радости гостеприимством.
Любовь противодействующая
Обмен мнениями с Аполлосом обнаруживает ещё одно замечательное качество Акилы и Прискиллы: их готовность противостоять заблуждению, даже если речь идёт об известном и уважаемом учителе. Аполлос был не просто одним из учителей, но он был «муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян. 18:24). Он был хорошо обученным, пылким защитником евангелия. И, тем не менее, Прискилла и Акила были готовы противостать ему, когда он был неправ. Соглашаясь с необходимостью здоровых расхождений во мнениях, сопровождающих любой процесс исправления, они говорили истину в любви (Еф. 4:15 – пер. Еп. Кассиана).
Достаточно всего одного стиха, чтобы увидеть любовь в том, как они обличали: «он (Аполлос) начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Любя его, они не смогли позволить ему продолжать неправильно верить и учить. Любя его, они позаботились о нём и приложили усилия к тому, чтобы усовершенствовать и выпрямить ход его мыслей. Любя его, они приняли его (в английском варианте – отозвали в сторону – прим. пер.), а не устроили унизительную для него сцену на публике. Иногда обличение должно быть публичным (Гал. 2:11). Однако гораздо чаще любовь обличает с глазу на глаз (Мф. 18:15). По крайней мере, вначале (Мф. 18:16).
О, как бы хотелось, чтобы у нас было побольше христиан и христианских семей, имеющих достаточно смелости, чтобы противостать заблуждениям и греху с такой же честностью, любовью и надеждой. В дальнейшем мы увидим, что такая любовь, хотя и является трудной и даже неприятной в момент противодействия, зачастую приносит несоразмерно больший плод. О, как бы хотелось, чтобы у нас также было побольше мужчин (и женщин), подобных Аполлосу, принимающих благие обличения и следующих им.
Любовь, расширяющая своё влияние
Прискилла и Акила не просто направили Аполлоса по верному пути, но, помогая ему мыслить более ясно и зрело, они тем самым благословили все города и церкви, которые он в дальнейшем посещал. Ведь «он… много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:27-28). В определённом смысле, именно благодаря верности и смелости Прискиллы и Акилы, Аполлос оказался способным сильно опровергать иудеев и открывать перед ними истину и красоту того, о чём в действительности учили Писания, и что в них было обещано о Христе.
Эту же их плодоносность мы видим и тогда, когда Павел говорит: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников)» (Рим. 16:3-4). Все церкви из язычников слышали об этой семье: об их вере, их мужестве, их мудрости, их гостеприимстве, их страданиях, их любви. Не всякая верная супружеская пара будет оказывать столь глубокое воздействие, какое оказывали на раннюю церковь они, да это и не нужно. Но оказывать определённое ощутимое, жертвенное, вечное влияние на церковь должна стараться любая верная супружеская пара.
Христианская любовь это всегда любовь, расширяющая своё влияние, желающая привлечь ещё больше людей к нашей вере, надежде и радости. Истинная любовь не недоступна, не эгоистична или обособленна, но щедра, сострадательна, готова идти на риск и имеет сердце, готовое служить. Она говорит: «доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).
Прискилла и Акила вместе сделали много добра — всем, в особенности же тем, кто разделял их радость в Иисусе. При этом для наших семей они оставили не предписания или повеления, но доброе наследие и надежду.
Автор — Маршалл Сигал / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!