Библейское основание: покаяться
Повеление «покаяться» имеет очень тяжёлый оттенок для большинства людей. Определяемое как «сожалеть» или «раскаиваться», оно звучит некомфортно и мрачно. Тем не менее, оно должно как-то привести к чему-то хорошему?
Поскольку это библейская концепция, позвольте мне объяснить здесь его еврейское значение. Слово на иврите, которое мы переводим как «покаяние», — это тшува (תשובה). А тшува — это намного больше, чем чувство вины или сожаления. На самом деле оно образовано от глагола «возвращаться»!
Как же это помогает нам понять библейскую концепцию покаяния?
Библейский способ покаяния
В переводах Библии часто упоминается покаяние, которое большинство интерпретирует как сожаление. Таким образом оно больше похоже на чувство, чем на действие. Мы наказываем сами себя в своих мыслях и чувствах, и это терзает нам душу. Более того, часто кажется, что процесс покаяния никогда не закончится.
Но понятие тшува имеет совершенно другой фокус. Это не просто состояние сознания, это решение. Это решение обратиться от того, куда вы направляетесь, и вернуться к Богу.
Один из моих любимых теологов, Абрам Иешуа Хешель, выразил это следующим образом: «Изменение в поведении человека приводит к изменению Божьего суда». Когда мы совершаем тшуву — обращаемся от тьмы к свету, — Бог притягивает нас к Себе!
«Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим...» (Иоиль 2:12)
Еврейское — и иудейское — понимание покаяния
Это не просто корректировка курса, но полный поворот вспять — физически, эмоционально и духовно. Тшува — это больше, чем просто прекращение определённого поведения, сожаление или однократное извинение. Это непрерывное решение вернуться к Богу и получить новое начало.
В иудейской мысли цель покаяния — трансформация. Это не просто признание с извинением. «Сожаление о проступке — это только один шаг в процессе тшувы», — поясняет Исмар Шорш, профессор еврейской истории. Это означает, что есть ещё и другие шаги, которые необходимо совершить.
В качестве примера истинной тшувы в Библии профессор Шорш использует историю Иосифа и его братьев.
Трансформация тшувы
Иосиф был предан, продан в рабство и оставлен своими братьями. Но через много лет Бог меняет сценарий для этих людей. Иосиф — второй по силе человек в Египте. Тем временем его братья приходят в Египет за помощью из-за голода и засухи в своей стране. Но они не узнают Иосифа.
Эта завеса тайны позволяет Иосифу проверить, изменились ли его братья. Точно так же, как они предали его, Иосиф даёт своим братьям ещё одну возможность предать — на этот раз своего младшего брата. Вениамина привлекают к ответственности за преступление, а старшим братьям разрешается уйти.
Но на этот раз они проходят испытание.
Десятилетия скорби и раскаяния заставили их действовать по-другому. Братья отказываются оставлять Вениамина. А Иуда даже предлагает свою жизнь и свободу вместо Вениамина. Тот, кому пришла в голову идея продать Иосифа, теперь проявляет мужество, зрелость и самоотверженность.
Иосиф наконец готов открыть всю правду своим братьям.
Покаяться и вернуться
Как мы видим в истории Иосифа и его братьев, библейская концепция покаяния — это больше, чем просто попросить прощения. Покаяться — значит полностью перестроить свой образ мыслей, чувств и бытия, чтобы отказаться от того, что неправильно. Иуда и его братья раскаивались и, что более важно, они показали, что изменились.
Тшува — это возвращение к тому, что правильно и чисто. Это возвращение к невинности. Помимо проявления сожаления и раскаяния, это возвращение к первоначальному плану Бога. К тому, чтобы жить с Ним, советоваться с Ним, общаться с Ним и слушаться Его.
По сути, покаяться — значит признать свои собственные проступки и, смиренно отрекшись от себя, обратиться и повернуться лицом к Тому, Кого мы обидели. Это сожаление о своём грехе и проявление раскаяния, да. Но это также и совершение нового пути. Потому что этот путь исправления и истины ведёт к настоящей свободе.
Тшува и храмовые жертвы
В ветхозаветные времена, когда в Иерусалиме стоял Храм, важной частью тшувы было жертвоприношение животных. Возложение жертвы на алтарь было предписано Богом для покрытия грехов. Но оно никогда не было полным и окончательным.
Через Своих пророков Бог дал ясно понять, что Он желает большего:
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6).
«Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смирённого Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:18-19).
Если сегодня нет Храма, и очевидно, что жертвоприношений не достаточно, чтобы угодить Богу, что же нам делать?
Истина о покаянии
Есть несколько основных истин, которые нам необходимо понять о покаянии, чтобы оно имело какой-то смысл. Во-первых, для покаяния всегда подходящее время, никогда не поздно. Если Библия и учит нас чему-то о прощении, так это тому, что оно всегда «доступно». Но это наша часть — достичь его.
Во-вторых, Бог всегда готов принять вас обратно, как блудного сына. Всё, что нужно было сделать сыну, это вернуться. Совершить тшуву. Отец был готов излить всю Свою любовь, независимо от состояния сына.
И есть ещё один элемент, который всегда сопровождал служение Иисуса. Это относилось к хромому человеку, к самарянке, к женщине, пойманной в прелюбодеянии, к молодому богачу и к каждому человеку, который искал помощи у Иисуса.
Они были встречены прощением, но также и наставлением: «Не греши больше». Соверши тшуву, обратись, вернись ко Мне!
Возвращение к Отцу через Иисуса
Возвращение к Богу требует не только мужества и убеждённости, но, прежде всего... веры. Мы неправильно представляем себе порядок, когда думаем, что путь покаяния начинается с исправления наших ошибок до того, как мы сможем подойти ко Кресту. Что делает нас способными к покаянию, так это наша вера в то, что мы принадлежим Богу и именно к Нему нам нужно вернуться.
Снова и снова Иисус говорил Своим последователям: «Вы исцелены благодаря своей вере. Вы прощены, потому что ваша вера сделала вас свободными». Первые шаги тшувы, пути возвращения, связаны с верой. Мы обращаемся к престолу милости, потому что мы верим, что Бог желает нашего возвращения.
Процесс покаяния имеет смысл только в том случае, если нам есть, куда вернуться. И это стало возможным благодаря Иисусу, нашему Мессии. Он открыл нам двери для возвращения к Отцу. Потому, если тшува означает «возвращение», то вместо того, чтобы быть пугающей, она может стать самым прекрасным переживанием для каждого верующего. Когда вы читаете Библию, знание некоторых слов на иврите всегда улучшает ваше понимание.
Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!