Добро пожаловать к нам на передачу! Мы получили письмо с вопросом от нашей слушательницы Эми: “Здравствуйте, Пастор Джон. На днях мы с моим верующим другом обсуждали значение слов “служить Господу”, и ваша помощь нам бы очень пригодилась. Во многих местах Писание говорит нам служить Господу. В Псалме 99:2 мы читаем: “служите Господу с веселием”. Во Второзаконии 10:12 нам сказано служить Господу “от всего сердца твоего и от всей души твоей”. Иисус Навин (24:15) говорит: “я и дом мой будем служить Господу”. И Павел в Римлянам 12:11 также пишет: “Господу служите”. Но, в то же время, Иисус сказал: “Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить” (Марка 10:45). Христиане так часто используют слова “служить Господу”, что я уже не уверена, что они значат. Пожалуйста, помогите нам понять их суть”.
Я думаю, это один из главных вопросов для любого верующего – как жить христианской жизнью, почитая Бога и принося пользу близким. Как выбрать верный путь служения Богу, который бы прославлял Его и помогал людям, и как избежать пути заблуждения, который бесчестит Его и бесполезен другим. Это не второстепенный вопрос. Мы говорим о том, что значит быть христианином каждое мгновение нашей жизни.
Давайте уясним – Эми абсолютно права, говоря, что Писание повсеместно велит людям служить Богу и Сыну Божиему, когда Он придёт в мир. В Ветхом Завете Иисус Навин (24:15) говорит: “А я и дом мой будем служить Господу”. А затем Павел радуется об уверовавших Фессалоникийцах, которые “обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному” (1 Фессалоникийцам 1:9).
Снова и снова Павел называет себя и всех христиан “слугами”, – дословно “рабами”, – Христа и Бога (Римлянам 1:1; Ефесянам 6:6). Пётр так же говорит об этом в своих первом (2:16) и втором (1:1) посланиях. Это очевидно. Называть себя слугами или рабами Бога и Христа – один из правильных, библейских путей говорить о наших отношениях с Богом. И Эми абсолютно верно обращает на это внимание.
Предупреждающий свет
Сказав это, мы должны задать себе очень конкретный вопрос – что же включает в себя служение Богу, а что – нет. Если мы приступаем к служению словно хотим заслужить вознаграждение, словно можем удовлетворить Его потребности, или, чего хуже, – сделать Его своим должником или источником выгоды, то красный свет Писания начинает мигать очень ярко. Ведь, например, в Иоанна 15:15 Иисус говорит Своим ученикам: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”. И все же в Иоанна 15:14, в предыдущем стихе, он говорит: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам”. Вот это да! Вот что значит – друг!
Итак, что значит “раб” или “слуга”, мы уточнили. И что значит “друг” – тоже. И мы не должны просто предполагать, что подразумеваем под слугой или другом то же, что под этими словами подразумевает Иисус. Мы должны слушать.
Вот другой яркий, мигающий красный свет: “[Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё” (Деяния 17:25). Поэтому – да, служите Ему, но не так, будто Он нуждается в вашем служении.
Или вот ещё один мигающий красный свет. Бог говорит: “Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее ... призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Псалом 49:12, 15). Это один из любимых стихов Сперджена. Он называл его текстом Робинзона Крузо, потому что именно его цитирует известный литературный герой. Да, служите Богу, но не мните себе, что тем самым удовлетворяете Его нужду. Он владеет всем. Он не нуждается в вашей помощи. Мы призываем Его в нужде, а не наоборот.
Вот ещё один мигающий красный свет. Эми уже процитировала его. “Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,” – это предельно ясное предупреждение – “но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Марка 10:45). Он спасает нас, а не мы – Его. Он удовлетворяет наши потребности, а не мы – Его.
И вот ещё один предупреждающий красный свет о служении Богу привычным, правильным, на наш взгляд, способом. В Римлянам 4:4-5, яснее не скажешь, Павел описывает, как начинается христианская жизнь. Зарабатываем ли мы оправдание и примирение с Богом, служа Ему, – или доверяем Ему совершить это за нас, осознавая свою абсолютную беспомощность? Вот цитата: “Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность”. Мы примирились с Богом в начале нашей христианской жизни не потому, что заслужили спасение. Он совершил его за нас, Он служил нам, а не мы Ему. Он совершил на кресте невозможное для людей.
Поэтому, когда перед нами загораются эти красные предупредительные огни, нам следует оставить попытки служить Богу так, как будто мы можем заработать награду, удовлетворить Его нужды, сделать Его нашим должником или источником выгоды.
Вот о чём мы должны помнить. Хорошо, теперь о том – как же нам служить Ему? Пока мы говорили о том, как не следует этого делать. Что же такое верное служение?
Каждый наш шаг – дар благодати
Возможно, самый глубокий и ясный ответ на этот вопрос – в 1 Петра 4:11. Так молились обо мне каждый раз, когда я проповедовал в Bethlehem (Баптистская церковь Вифлеем, Миннеаполис – прим. пер.). Долгие годы это был наш любимый стих перед восхождением на кафедру для проповеди: “Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь”.
Итак, силы для любого служения Богу даёт нам именно Он. Это, возможно, самое важное заключение. Позвольте мне повторить это ещё раз: что бы мы ни совершали, служа, верно служа Богу, мы совершаем это только благодаря Ему. Обязательно сохраните это в своём сердце. Иначе мы всегда будем считать, что приносим Богу то, в чём Он нуждается, как будто мы можем удовлетворить Его нужды, которых у Него вовсе нет. Бог не нуждается ни в чём.
Служение Богу без всецелого упования на Его поддержку бесчестит Бога и не приносит пользы людям. Ведь оно означает отказ от Его благодати и обращение к нашим собственным, якобы самостоятельным моральным усилиям – это служение без опоры на даруемую Им для этого силу. Всякое богоугодное служение совершается в непрерывной зависимости от силы Бога, дающей нам саму возможность служить. Или, другими словами, единственное угодное Богу служение совершается принятием с радостью Его незаслуженного служения нам и в нас. Мы читаем об этом в 1 Коринфянам 15:10: “Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился” – можем сказать “послужил” – “не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною”.
Итак, да, мы трудимся; да, мы служим. У нас есть Господин – Ему повинуемся. Но любой, самый малый шаг, совершаемый нами в послушании нашему Господину, является даром Его благодати. Поэтому мы не должны допускать даже мысли о том, что нашим служением мы можем отплатить Ему за доброту к нам, потому что каждый наш шаг является даже не каплей расплаты, но ещё одним Его даром, погружающим нас в море долга перед Его благодатью – славное место нашего пребывания во веки веков. Мы в неоплатном долгу перед Божией благодатью. С каждым новым делом радостного послушания наш желанный долг возрастает в похвалу славы благодати нашего Господа (Ефесянам 1:6).
Жизнь под Его водопадом
И вот последний взгляд на суть служения Богу. Иисус сказал: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матфея 6:24). Но что значит служить деньгам? Знание этого помогло бы нам ответить на наш главный вопрос. Служить деньгам не означает делать что-либо для самих денег. Вы служите деньгам, строя планы, рассчитывая свои усилия, чтобы извлечь выгоду из обладания ими. Вы планируете всю свою жизнь, чтобы извлечь выгоду из того, что вам могут дать деньги. Ваша жизнь нацелена на получение наибольшей пользы от денег.
В этом есть некое подобие служению Богу. Вы служите Ему, строя свои планы и рассчитывая усилия, чтобы извлечь пользу из всего, что Он обещает вам. Вы стараетесь изо всех сил, чтобы поместить себя под водопад Божиих благословений, обрести величайшее благо, которое Бог может дать – Его Самого.
Итак, позвольте мне подвести итог – да, Бог призывает нас к Его служению, которое заключается в нашем участии в достижении Его целей, но не в удовлетворении Его потребностей. И совершаем мы это служение исключительно благодаря благодати, даруемой нам Господом, потому что Дарующий получает славу, а слуга получает радость. Вот цель Бога для этого мира – Его слава и радость Его народа в Нём.
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!