Die Zeit: истерия вокруг лихорадки Эбола — пять самых важных фактов о вирусе

Вирус Эбола добрался до Германии? Даже если это и так, страна готова, Европа выстоит под натиском лихорадки. Пять самых важных фактов о вирусе, и почему истерия вокруг эпидемии неуместна.

Опасность незаметна, вирус опасен, во многих случаях смертелен. Понятно, что многие обеспокоены и задают вопрос — что же все-таки несет в себе самая крупная вспышка вирусной инфекции в Западной Африке? Но неуверенность и недостоверная информация только способствуют распространению ненужных страхов.

Вспышки лихорадки Эбола в Европе не будет

Доберется ли Эбола до Германии? Что с той женщиной, которая во вторник утром потеряла сознание в центре занятости в берлинском районе Пенцлауэр Берг? Если она носитель вируса, грозит ли Германии и всей Европе масштабная эпидемия? Ответ — «нет».

Даже если носитель вируса въедет в Германию, защитная система настолько надежно работает, что при одном подозрении на наличие вируса будут приняты незамедлительные меры. Эти люди тут же изолируются, проводится лечение, как это произошло с женщиной в Берлине. Но уже во второй половине дня стало понятно — у больной просто-напросто кишечная инфекция.

А между тем борцы с эпидемией уже начали поиск людей, контактировавших с предположительно заразившейся опасным вирусом женщиной. Тех, у кого подозревают наличие вируса, также помещают в карантин.

Страх того, что вирус может незаметно проникнуть в Европу, неоправданный. Вирусом Эбола хотя и можно заразиться, но происходит это только в том случае, если у инфицированного человека поднялась температура. Но в этом случае люди обычно лишком слабы, чтобы путешествовать. Всемирная организация здравоохранения ВОЗ не видит необходимости в введении запрета на полеты в Западную Африку. Возбудитель вируса не передается через воздух, как грипп, а только через биологические жидкости. Кроме того, работа международных служб по оказанию помощи будет осложнена, если медицинские работники, а также оборудование для проведения карантинных мероприятий не смогут больше отправляться в Западную Африку воздушным путем.

Вирус опасен для отдельных людей, но безобиден для основной массы

Возбудитель Эбола легко побороть при помощи жесткого карантина и строгой гигиены, именно потому, что он распространяется через непосредственный контакт. Например, если человек контактирует со слюной, рвотными массами или кровью больного, то тоже может заразиться вирусом.

Уровень смертности в зависимости от разновидности вируса варьируется от 50 до 90 процентов. Есть пять штаммов вируса — «Заир», «Судан», «Бундибугьо», «Кот-д’Ивуар» и «Рестон». Последняя разновидность не представляет опасности для человека. Высокая смертность наблюдалась при более ранних вспышках лихорадки, например, в Конго в 2002 году. В Западной Африке сейчас распространен штамм «Заир», вероятность смертности — около 55 процентов. То есть умирает каждый второй инфицированный.

Опаснейшая лихорадка, поскольку вирус Эбола незнаком человеку

Вспышка вируса Эбола впервые была зафиксирована в Западной Африке. Проблема в том, что после многочисленных гражданских войн в Западной Африке нет комплексной системы медицинского обслуживания, не говоря уже о функциональном контроле эпидемии. Люди не знакомы с этим заболеванием, которое начинается незаметно с высокой температуры, поноса и слабости.

В таких странах как Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея больные лечатся, в основном, в домашних условиях. Пот, экскременты, рвотная масса и кровь больного могут привести к заражению здорового человека. Если он не знает о болезни и симптомах, может быть уже слишком поздно.

«Пациентом ноль» вспышки Эбола стал двухлетний мальчик. Но многие люди, живущие в странах, где были зафиксированы случаи заражения, об этом не знают. То, что они видят — это медперсонал, укутанный в защитные костюмы — который приезжает в города и деревни и увозит в карантин матерей, отцов и детей. Многих они уже не увидят — или только в мешках для трупов.

Многие не понимают, что чтобы победить эпидемию необходимо изолировать всех больных и инфицированных. Поэтому они сопротивляются, нападают на лагеря медперсонала и забирают людей из изоляционных пунктов.

Просвещение — единственное, что может помочь. Но пока что процесс заражения проходит быстрее, чем удается предупредить людей. По всей видимости, Эбола еще на долгое время останется в Западной Африке.

За прошедшие шесть месяцев от вируса Эбола погибли порядка 900 человек. Для сравнения: Ежедневно в Африке умирает 1500 человек от малярии, 600 — от туберкулеза, 3000 — от последствий СПИДа. В 2013 году от ослабления иммунитета умерло в общей сложности около 1,1 миллиона человек — только в странах Африки, расположенных к югу от Сахары.

Даже ежегодная волна гриппа приводит в Германии к большему количеству смертей, чем во всех затронутых вирусом Эбола странах. По данным исследовательского Института Роберта Коха ежегодно в Германии от гриппа умирает от 5000 до 15 тысяч человек (цифры год от года значительно колеблются). Но многие тысячи людей, умирающих от последствий гриппа, не являются в сознании людей чем-то неординарным.

Прививками и медикаментами денег не заработать

Пока что не существует протестированных инъекций или чудодейственных медикаментов против лихорадки Эбола. Рынок слишком небольшой. Слишком дорогостоящие исследования для фармацевтических компаний. Но существуют также многообещающие разработки (Marzi & Feldmann 2014).

Из-за масштабной вспышки вируса в Западной Африке ВОЗ считает этически приемлемым вводить препараты, не прошедшие тестирование на людях. В случае с препаратом Serum ZMapp это произошло еще до первого заседания совета по этике. И без того небольшие запасы уже исчерпаны, а действенность препарата остается под вопросом. В общей сложности было не более десяти единиц лекарственного средства.

ВОЗ в настоящий момент проверяет, какие еще средства могут быть рассмотрены для борьбы с вирусом. Результаты должны появиться в ближайшие две недели. По имеющейся информации, речь идет о пяти видах сыворотки, по меньшей мере, трех препаратах и минимум трех видах вакцины, а также гемотерапии. Все они есть лишь в небольшом объеме, поскольку тесты проводились только на животных. Через несколько месяцев планируется начать проводить клинические исследования на людях.

Алина Шадвинкель, Die Zeit

cursorinfo.co.il

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!