Недавно некоторые христиане в Украине подверглись критике за то, что разместили в своём городе на рекламных щитах стихи из Библии, один из которых цитировал слова Иисуса из Нагорной Проповеди, где Он призывал любить наших врагов (см. Матфея 5:43-48). В результате этих христиан назвали сепаратистами и предателями, а некоторые призывали провести расследование в их церкви.
Но имел ли в виду Иисус ситуации, подобные этой, когда призывал нас любить наших врагов? Должны ли мы любить тех, кто безжалостно бомбит наши семьи? Должны ли мы любить тех, кто насилует наших женщин и убивает наших детей? Должны ли мы любить тех, кто связывает руки мирным жителям у них за спиной, перед тем, как убить их? Это действительно то, что имел в виду Иисус?
Конечно, эти украинские христиане (некоторых из них я знаю) не призывали к пацифизму. Они верят в защиту своей страны и в использование силы для сопротивления и отражения нападения на их страну. На самом деле, я легко могу представить их молящимися Богу о том, чтобы Он был с ними, когда они сражаются против российской армии, в результате чего могли быть жертвы среди русских.
Но можете ли вы любить вражеского солдата и в то же время пытаться убить его прежде, чем он убьёт вас?
Давайте сначала посмотрим, к кому обращался Иисус во время Нагорной Проповеди, а именно, на евреев первого века, находящихся под римской оккупацией. У них были личные враги, религиозные враги и национальные враги. И были некоторые еврейские группы, которые учили, что ненавидеть своих врагов абсолютно правильно.
Иисус говорит, что абсолютно нет. Мы должны любить их, даже наихудших из них.
Это значит, что во время войны вы бы скорее хотели увидеть, как ваш враг сдаётся, а если он сдастся, вы бы не обращались с ним жестоко.
Это значит, что вы бы признали в нём человека, помня, что у него есть любящая жена и дети (или родители), которые ждут его дома.
Что вы поняли бы, что, скорее всего, он просто исполняет приказы и получает много дезинформации о вас.
Что вы хотели бы видеть его реабилитированным после войны, искренне раскаявшимся в своих действиях, искренне познавшим Бога и живущим искупительной жизнью. (В случае с тем, кто совершил военные преступления и был бы приговорён к тюрьме или смерти, даже в таком случае, вы бы желали, чтобы он покаялся и примирился с Богом перед смертью.)
Что вы даже пожалели бы врага, который, казалось бы, потерял все человеческие чувства и ведёт себя, как бешеное животное. Конечно, Бог его создавал не таким. Даже если он должен умереть, мы должны пожалеть его бедную заблудшую душу.
Вот как вы можете любить своих врагов даже во время войны, и в то же время сражаться изо всех сил, чтобы победить этого самого врага.
Кто-то может пошутить в ответ: «То есть это выглядит вот так? Перед тем, как снайпер стреляет врагу в голову, он бормочет себе под нос: “Иисус любит тебя, и я тоже. Вот знак моей любви. Бум!”»
Конечно же, нет.
Но он может регулярно молиться, чтобы Бог помиловал тех, кого он должен уничтожить. Или чтобы Бог помог оставшимся сиротам и вдовам. Или чтобы Бог изменил их сердце и разум, что приведёт к изменению действий, и снайперу не придётся их убивать.
С другой стороны, если снайперу нравится убивать, если он упивается кровопролитием и жаждет получить возможность унести как можно больше вражеских жизней, я бы задался вопросом о том, сколько Божьей любви в его сердце.
Факт в том, что мы являемся продуктом своего окружения больше, чем мы можем себе это представить, и те, кого мы называем террористами, часто прославляются их собственным народом как борцы за свободу. (Задайте себе вопрос: Как британские историки, писавшие в начале 19-го века, обозвали бы американскую Войну за независимость? Наши американские герои и борцы за независимость были в их глазах совершенно не таковыми.)
И все ли россияне виновны в варварском вторжении в Украину? Следует ли винить и ненавидеть всех россиян? Очевидно, что нет.
Конечно, я не говорю, что не существует объективной морали. Как раз наоборот. Например, в нацизме не было ничего хорошего или благородного. Это было само зло в своей основе. И нацисты абсолютно заслужили то, что они получили. Я желал бы, чтобы они были остановлены и уничтожены на несколько лет раньше.
Тем не менее, как отмечает исследователь Нового Завета Крэйг Кинер в своём коротком комментарии к Евангелию от Матфея, Иисус «также выдвигает требование, для исполнения которого необходимы более чем человеческие ресурсы для прощения. Корри тен Бум, которая потеряла большую часть своей семьи в нацистских концентрационных лагерях, часто учила о благодати. Но однажды после такой речи к ней подошёл пожать руку человек, который оказался бывшим тюремным надзирателем. Только попросив Бога проявлять любовь через неё, она нашла благодать взять этого человека за руку и предложить ему христианское прощение».
Так что пусть украинцы сражаются против российских захватчиков всеми законными способами, и пускай их победа над российской армией положит конец этому бессмысленному пролитию крови. И да продолжат украинские христиане любить своих врагов, несмотря ни на что. (А у тех, кто сейчас гордится своей самоправедностью, я бы спросил: А как насчёт любви к нашим врагам прямо там, где мы живём?)
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мы должны быть взрослыми. В том числе взрослыми в любви. Нам, Телу Христа, пора уже быть взрослыми. Знать всему свое время. В первой мессианской общине был Варнава, который продал свою землю, а деньги пожертвовал общине. Это любовь. И был апостол Петр, который так поступил с Ананием и Сапфирою. Это тоже любовь.