За многие годы, которые я провел, слушая, как люди делятся своими трудностями и вопросами о вере, проблема боли — наиболее часто поднимаемое возражение. Оно понятно. Это вечная проблема, которая беспокоит всех.
Часто тема боли поднимается как обвинение против верующих людей. «Как вы можете верить в Бога в мире, где так много зла и страданий?» Подразумевается, что христиане, иудеи, мусульмане и приверженцы других религий сталкиваются с непреодолимым несоответствием между их благоговейной верой и неизбежной болью.
Но боль также является проблемой для атеистов, агностиков, и тех людей, кто когда-то идентифицировал себя с какой-либо религией, но теперь чувствует, что «покончил с этим». Кем бы мы ни были, нам нужны и перспектива, и сила, чтобы противостоять страданиям и боли: перспектива, чтобы понять и осмыслить смысл страдания, и сила, чтобы справиться с ним.
Взвесьте варианты
Исходя из этого, давайте рассмотрим пять взглядов на страдания, ища ответы на вопросы «почему» и «как».
1. Моралистический взгляд
Согласно этой точке зрения, страдания возникают как следствие чьих-то действий. Страдания причиняют люди, и поэтому их можно было бы избежать. Это распространенная точка зрения, и, возможно, самая древняя.
Именно такой взгляд предложили друзья Иова. Они сказали ему, что, скорее всего, он совершил какой-то грех, и поэтому его дети умерли, имущество было уничтожено, а тело поразили болезни (см. Иов 4:8). В индуистской традиции нынешние страдания могут быть даже результатом кармы за поступки человека в прошлой жизни.
Мы должны признать, что некоторые страдания приходят к людям из-за глупого выбора или неразумных решений, который они принимают. Если вам захочется выпить много алкоголя, а потом сесть за руль автомобиля, вы, скорее всего, попадёте в аварию, получите травму или причините вред кому-то другому. Когда мы испытываем боль и страдания, стоит спросить, не могли ли мы сделать что-то по-другому, чтобы избежать неприятностей, в которые попали.
Но если мы всегда будем применять эту точку зрения к любым страданиям, мы предложим слишком упрощенный ответ на сложную проблему. Моралистическая точка зрения не может объяснить такие бедствия, как цунами и ураганы. Она не учитывает кажущуюся случайность того, что один человек страдает, а другой нет. Одни люди исцеляются, а другие умирают от одной и той же болезни, хотя принимали одинаковое лечение, возносили молитвы одному и тому же Богу, думали одинаково позитивно или обращались к одним и тем же источникам космической энергии.
Когда страдающим людям говорят, что это их вина, это может усугубить и без того тяжелые обстоятельства. Такая бесчувственность может спровоцировать гнев, что отнимет у них энергию, которую они могли бы потратить на более полезные дела. Моралистическая точка зрения не дает ни осмысленной перспективы, ни полезной силы справиться со страданием.
2. Взгляд рефрейминга
Согласно этому взгляду, мы должны думать о страдании и боли по-другому. Поступая так, мы облегчим боль. Переосмысление (или рефрейминг) может принимать различные формы, от религиозных до совершенно светских. М. Скотт Пек сформулировал буддийскую версию такого взгляда в книге «Дорога, по которой меньше ездят»:
«Жизнь трудна.
Это великая истина, одна из величайших. Это глубокая истина, потому что, когда мы действительно видим ее, мы выходим за её пределы. Если мы на самом деле признаем, что жизнь трудна, если по-настоящему понимаем и принимаем это, то жизнь перестает быть трудной».
Вместе с Пеком мы должны признать, что то, как мы думаем о страдании, может иметь огромное значение для того, как мы с этим справляемся. Тем, кто страдает, необходимо тщательно изучить свой стандартный образ мышления и изменить нездоровые или непродуктивные идеи, которые могут доминировать в сознании.
Но изменение мышления может дойти только до определенного момента. Некоторые страдания слишком тяжелы независимо от того, как мы их воспринимаем. А попытки изменить мышление могут привести только к пагубному отрицанию реальности. Одобрение или подтверждение Пеком того факта, что «жизнь трудна», полезно. Наивно идти дальше и настаивать на том, что «если мы действительно осознаем, что жизнь сложна и трудна... то она перестанет быть такой».
3. Взгляд исцеления
Эта точка зрения признает, что мы не знаем, почему в мире так много страданий, но можем работать над тем, чтобы облегчить или ослабить их. Сторонники этого взгляда не особо тратят силы на философские или теологические дискуссии о том, почему мир в таком упадке. Они утверждают, что это неважно. Вместо этого им важно вложить максимум сил на исправление того, что сломано.
Трудно придраться к людям, которые хотят сделать мир лучше, облегчая страдания. Кто может пожаловаться на то, что люди кормят голодающих детей, оказывают медицинскую помощь или борются с секс-торговлей? Но некоторые все же находят в этом недостатки.
Кристофер Хитченс назвал мать Терезу «фанатичкой, фундаменталисткой и мошенницей». Можно представить, что кто-то из индуистов хочет, чтобы мать Тереза перестала спасать людей от смерти на улицах, потому что это может испортить кармический процесс. Наивно полагать, что все согласятся с определением того, что является «хорошим» или «вредным».
Тем не менее, у подхода исцеления есть много достоинств. Он предполагает серьезное отношение к страданиям, признание трудностей борьбы с ними и усердную работу по улучшению положения людей. Однако взгляд на исцеление слабо объясняет «почему». Он предлагает мало ответов, что порождает еще большую проблему. Без более широкой, всеохватывающей перспективы этот подход предоставляет недостаточно ресурсов, чтобы побудить к настойчивости в борьбе со страданием, болезнью и смертью. Без метанарратива людям все легче и легче утратить энтузиазм в этой борьбе.
4. Светский взгляд
Согласно этой точке зрения, реальность зла и страданий является одним из самых сильных аргументов (если не самым сильным) против веры в Бога. Ричард Докинз так выражает суровую эволюционную точку зрения на боль и страдания: «Во вселенной слепых сил и генетической репликации одни люди будут страдать, другим будет везти, и вы не найдете в этом ни рифмы, ни причины, ни справедливости».
Независимо от того, придерживаются ли этой точки зрения глубокомысленные философы или менее интеллектуальные люди, которые стараются избегать этой темы, светский взгляд становится привлекательным из-за боли и страданий вокруг нас. Может показаться, что он предлагает объяснение получше, чем религиозные убеждения. Многие люди, с которыми я разговариваю о своем отказе от веры, указывают на страдания как на причину. Гнев создает видимость силы для тех, кто отказывается от Бога.
Но отвечая на вопрос «как», светский взгляд терпит катастрофическое фиаско. Он предлагает мало ресурсов для помощи людям в том, чтобы справиться с болезнью, катастрофой или смертью.
Многие отмечают, что западная культура, более светская, чем в предыдущие эпохи, больше всех удивляется страданиям и поэтому меньше всех к ним готова. В нашем мире достаточно отвлекающих факторов, чтобы удержать любого человека от серьезных размышлений о чем бы то ни было, особенно о таких сложных темах, как боль. Из-за этого люди плохо подготовлены к тому, чтобы поддержать других, проходящих через испытания, или найти в себе силы противостоять отчаянию, столкнувшись с суровой реальностью страданий.
5. Искупительный взгляд
Иудео-христианская точка зрения заключается в том, что мир не такой, каким он должен быть, что страдания возмутительны, но они могут быть и искупительными. Этот взгляд указывает на жизнь после смерти, в которой боль и страдания будут окончательно побеждены.
Еврейские Писания учат, что Бог, являющийся Личностью, сотворил мир и назвал всё Своё творение (включая людей) «хорошим». Он дал людям право выбора — подчиниться Его заповедям или отвергнуть их. Первые люди (и все люди с тех пор) в той или иной степени выбрали непослушание и бунт против Бога. И с тех пор мир не в ладах с Богом.
Но Библия также учит, что Бог начал работу по искуплению, которая распространяется на отдельных людей в течение всей вечности. Хотя эта жизнь может включать в себя большие страдания, тем, кто доверяет Божьему плану спасения, после смерти предлагается вечная жизнь, в которой боли уже не будет.
Я придерживаюсь именно такой точки зрения и хочу, чтобы вы внимательно рассмотрели (или пересмотрели) ее. Она предлагает лучший, более полный ответ на вопрос «почему», чем любая другая точка зрения.
Добрый Бог создал наш хороший мир с благими дарами, чтобы мы могли наслаждаться ими. Но мы повредили этот хороший мир своими плохими поступками. Хотя это может показаться сложным для понимания, человеческий бунт против Бога наносит ущерб не только нам, но и всему творению. Поэтому реальность, которую мы наблюдаем вокруг, демонстрирует нам изначальную доброту творения (восхитительные закаты, прекрасные цветы и великолепные пейзажи) и болезненно напоминает о падшем, разрушенном мире (стихийные бедствия, болезни, смерть и преступления).
Не без трудностей, но лучшее объяснение реальной жизни
В искупительной точке зрения есть свои трудности. Я считаю, что различия в страданиях вызывают глубокую тревогу. Некоторые люди страдают всю жизнь, в то время как другие, кажется, не испытывают ни капли боли. Одни умирают молодыми после борьбы с постоянной болью, а другие мирно уходят во сне в 90 лет. Торнадо проносится по городу, разрушая дома и убивая сотни людей, в то время как в соседнем городе дома и жизни остаются нетронутыми.
Эти несоответствия сильно беспокоят меня, и хотя моя теология говорит мне, что все творение страдает от последствий греха, я все еще борюсь с вечно реальной, неадекватно обозначенной проблемой боли.
Несмотря на эти трудности, искупительная точка зрения предлагает лучшие объяснения для вопросов «как», потому что она основана на историческом событии, а не просто на философской концепции. Вся система верований христиан основывается на воскресении Иисуса. Таким образом, наша надежда на жизнь после смерти основывается на фактах, а не на теории.
Если воскресение — сказка или ложь, то все христианство рушится. Но если Иисус действительно воскрес, христианское послание указывает нам на мир, который будет воссоздан, и на реальность, в которой боль и страдания уйдут в прошлое. Оно дает радость и надежду на фоне великих страданий сегодня и уверенность в завтрашнем дне.
Автор — Рэнди Ньюман / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!