Почему Бог отвечает «да» на одни молитвы и «нет» на другие? Почему Бог чудесным образом исцеляет одних людей, и не исцеляет других? Почему катастрофа поражает один город, а не другой?
Я размышляла над этими вопросами с тех пор, как ураган Флоренс опустошил большую часть Восточной Северной Каролины в прошлом году. Я живу в центре штата, и вопреки дурным предчувствиям, нас он несильно затронул. Одна моя подруга сказала: «Я знаю, почему мы избежали катастрофы, и шторм облетел наш район и пошел на юг. Я молилась, чтобы Бог спас нас, и Он ответил на мои молитвы!»
У меня не было слов.
Я знаю, что Бог отвечает на молитву. И нам нужно молиться. Бог говорит нам просить, и это будет дано нам (Матфея 7:7). Но слова моей подруги заставили меня задуматься, неужели она действительно думала, что никто в Восточной Каролине не молился. Я знаю людей, чьи средства к существованию были уничтожены во время шторма. Все, что у них было, пропало. Они спасли свою жизнь, но ничего из имущества у них не осталось. Некоторые из них просили Бога пощадить их город.
Один умер, другой жил
К какому выводу мы, верующие, можем прийти, размышляя об этих стихийных бедствиях? Можем ли мы просто провести прямые линии между нашими просьбами и ответами Бога? Несколько лет назад я слышала, как один пастор сказал, что его рак перешел в стадию ремиссии. Когда он рассказал собранию хорошие новости, некоторые из них прокомментировали: «Мы знали, что Бог исцелит вас. Он должен был это сделать. Так много людей молилось за вас».
Хотя пастор и был благодарен за молитвы других людей, он также знал, что Бог не должен был его исцелять. Верные верующие на протяжении веков усердно молились и все же не были исцелены. Апостол Павел не был исцелен, чтобы показать, что Божья сила может стать совершенной в слабости Павла (2 Коринфянам 12:9).
Возьмем, к примеру, моего собственного сына Пола, который умер в младенчестве. Мы молились, постились и просили друзей молиться за его исцеление. Через несколько лет после его смерти мы встретили человека, который, узнав о нашей утрате, сказал: «Не поймите неправильно, но мы молились за всех наших детей до их рождения. И все они родились здоровыми». Без комментариев.
Почему Бог спас Петра?
При рассмотрении вопроса о том, когда и почему Бог решает спасти кого-то, мне вспомнилась 12 глава Книги Деяний апостолов, которая начинается так: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра... Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деяния 12:1-3, 5). Затем Петр был спасен в ту самую ночь, когда Ирод собирался вывести его, предположительно, чтобы убить, как до этого он убил Иакова.
Почему Бог позволил Иакову умереть, а Петру жить?
Петр, Иаков и Иоанн были тремя ближайшими учениками Иисуса. Эти трое часто оставались наедине с Иисусом. И все же их земная жизнь после воскресения Христа заметно отличалась. Иоанн умер последним из учеников, Петр был спасен из тюрьмы в Деяниях 12, но в церковной истории говорится, что впоследствии он принял мученическую смерть, будучи распятым вверх ногами.
Иаков был первым из учеников, принявшим мученическую смерть. Библия без каких-либо подробностей говорит, что Ирод убил Иакова. Мы просто знаем, что Петра пощадили, а Иакова нет. К какому выводу мы должны прийти на основании этого? Бог любил Петра больше, чем Иакова? Была ли жизнь Иакова менее важной? У Иакова было меньше веры? Разве люди не молились за Иакова?
Наш Отец знает лучше
Глядя на полноту мудрости Библии, становится ясно, что у Бога есть планы, которых мы не понимаем. Его пути – это не наши пути (Исаия 55:8–9). Поскольку мы верим, что смерть — это просто проход в вечную жизнь (2 Тимофею 1:10), через который все мы пройдем, — в конечном счете, не имеет значения, когда это произойдет. Бог считает наши дни до того, как они начнутся, и Он один определяет, когда мы умрем (Псалом 138:16).
Хотя мы часто не можем понять целей Бога в этой жизни, мы можем быть уверены, что жизнь Иакова как ученика и его смерть как мученика была намеренной и запланированной. Все, что Бог делает, имеет цель (Исаия 46:10). Поэтому мы можем быть уверены, что ко времени своей смерти Иаков уже выполнил все, к чему Бог призвал его (Филиппийцам 1:6), в то время как работа Петра на земле была незавершенной (Филиппийцам 1:24–25).
Жить или умирать, быть избавленным или подвергаться пыткам, быть спасенным в этой или следующей жизни не является показателем Божьей любви к нам или мерой нашей веры. Ничто не может отделить нас от Божьей любви, и наше будущее определяется тем, что, как Он знает, является лучшим для нас (Римлянам 8:28, 35–38).
Павел хорошо понимал этот принцип, когда сказал: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филиппийцам 1:21–23). Оставить этот мир и быть со Христом несравненно лучше, потому что вечная жизнь гораздо лучше, чем жизнь на земле. Независимо от того, что происходит в этой жизни, мы в конечном итоге будем безмерно счастливы на небесах, где у Бога в распоряжении целая вечность, чтобы щедро одаривать нас Своей добротой (Ефесянам 2:7).
Страдание — не наказание
Несмотря на то, что я прекрасно знаю эти истины, мне часто не нравилось, что другие получали спасение и избавление, тогда как я продолжала страдать. Сторонники «евангелия процветания» говорили мне, что, если бы я помолилась с верой, мое тело было бы исцелено, сын был бы спасен, а мой брак был бы восстановлен. Все было в моих руках и зависело только от меня. Если бы я только имела веру, я показала бы лучший результат.
Их слова оставляли меня побитой и разочарованной, когда я продолжала задаваться вопросом, что же я делаю неправильно.
Но подобное богословие — это не Евангелие. Ответ Бога на наши молитвы не зависит от наших качеств и способностей, а только от Его великой милости (Даниил 9:18). Из-за Христа, который принял наше наказание, Бог всегда за нас (Римлянам 8:31). Он хочет дать нам все. Сам Христос всегда ходатайствует за нас (Римлянам 8:31–34).
Если вы во Христе, Бог полностью за вас. Ваши страдания — не наказание. Вы боретесь не потому, что неправильно молились или недостаточно молились, и не потому, что у вас слабая вера, или недостаточно ходатайствующих. Но Бог использует ваши страдания таким образом, который не всегда понятен сейчас, но однажды вы все поймете. Тогда вы увидите, как Бог использовал ваши страдания, чтобы подготовить вас к несравненной славе (2 Коринфянам 4:17). Вот что такое Евангелие. И именно это ждет всех любящих Христа.
Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Сложно коментировать подобные рассуждения, несомненно пути Господа — не наши пути! И Его цели нам могут быть непонятны, да и сами подобные обстоятельства, неясно, от Бога ли они?, ведь противник Бога, сатана, ловко имммитирует подобные случаи, с тем, чтобы вызвать недоверие в искренности и порядочности Бога, и по малодушию, люди часто попадаются на его удочку! Здесь действует, во всей своей полноте, свидетельство, что Бог поругаем не бывает! Поэтому зло мира не может очернить Бога, но от этого люди бывают сильно сокрушены и чувствуют себя оставленными, а некоторые начинают хулить Бога, не имея ответы на тяжёлые обстоятельства в жизнях своих! Вся правда в этих словах — Бог поругаем не бывает!! И Он по прежнему печётся о нас и готов содействовать благополучию в наших жизнях, и восставит нас в правде нашей и Своей, и воздаст ненавидящим нас, а значит — и Его!