Мне было чуть за двадцать, когда я впервые пришла к выводу, что христианская жизнь скучная.
Я регулярно читала Библию, но часто это было бездумно. Скажу честно, эта книга была не такая уж интересная. У меня был список молитв за друзей, но это казалось всего лишь взятым на себя обязательством. В любом случае, мои молитвы не оказывали хоть сколько-нибудь заметного влияния. Я ходила в церковь каждую неделю, но уделяла проповеди мало внимания. Я была там, в основном, из-за друзей. Конечно, я была благодарна за то, что Христос умер за меня и спас от греха, но мало что в этом у меня вызывало возбуждение или радость. Я предположила, что именно так все и чувствуют себя после того, как проходит первоначальное волнение от обращения к Богу.
Я была довольна своей в основном поверхностной верой, пока не умер мой сын, а затем я перешла от апатии к гневу на Бога. Почему Он не спас моего сына даже после того, как я умоляла Его об этом? Я чувствовала себя опустошенной и почти бесполезной до тех пор, пока несколько месяцев спустя я не воззвала к Богу в отчаянии.
К моему удивлению, Он ответил мне, окружив меня безошибочным ощущением Своего присутствия. Я начала разговаривать с Богом честнее, чем когда-либо прежде, часто используя слова из Писания. Казалось, что приходит свобода и жизнь, и я надеялась, что это никогда не закончится. Но по мере того, как со временем интенсивность горя утихала, уменьшалась и интенсивность моей связи с Богом.
Молитва о страсти
Примерно в то же время я услышала, как Джон Пайпер говорил о том, чтобы мы любили Бога так же, как мы любим своих супругов. Я никогда раньше не слышала,чтобы кто-то с такой страстью говорил о Боге, и это заставило меня пересмотреть собственную жажду Бога или ее отсутствие. Затем я услышала другую женщину, чья любовь к Иисусу также излучалась через её слова, и мне стало интересно, смогу ли я развить такую же страсть. Она говорила о близости своих отношений с Богом, о том, как Он самыми захватывающими способами проявлялся в её самые мрачные времена.
Поэтому я начала просить Бога дать мне страсть к Нему. Я хотела радоваться и восхищаться Богом, но не было формулы, которой я могла бы следовать, не было трех простых шагов, не было способа вызвать это как по волшебству. Мне нужно было, чтобы Бог дал искру.
Искра возникла, когда я боролась с хроническим изнурительным заболеванием, воспитывая двух дочерей-подростков после того, как мой муж ушел от нас. Жизнь была невероятно тяжелой, и я нуждалась в Боге так, как никогда раньше. Именно тогда я обрела глубокую, непреходящую радость, которая полностью изменила меня. Вот, что я узнала об истинном восхищении в Боге.
Пути к радости
Во-первых, я должна быть искренней с Богом, особенно когда мне больно. Иногда я отдалялась от Бога, обиженная и ожесточенная, думая, что не могу передать Ему то, что чувствую. Но простое произнесение слов хвалы, когда мое сердце далеко от Бога, не почитает Его (Исайя 29:13) и никогда не приводит к более глубокой страсти по Нему.
Вместо того, чтобы быть поверхностной в поклонении и в то же время отворачиваться от Него внутренне или жаловаться на Бога и открыто уходить, мне нужно было поговорить с Богом прямо. Мы можем рассказать Ему обо всех наших самых глубоких страхах и разочарованиях, о чем свидетельствуют слова Иова, Иеремии и псалмопевцев. Радость в Боге исходит изнутри (Римлянам 7:22), что требует честности и правдивости в нашем внутреннем существе (Псалом 50:8).
Во-вторых, чтобы развить страсть к Богу, требуется сосредоточенность и стремление. Я не могла просто погрузиться в это. Иаков боролся с Богом всю ночь и не отпускал Господа даже на рассвете, пока Бог не благословил его (Бытие 32:26). Это упорство должно быть нашим образцом, чтобы мы цеплялись за Бога, пока Он не вызовет у нас желание искать Его. Продолжайте просить, продолжайте искать и продолжайте стучать, пока вам не ответят. Поскольку Господь обещает, что, когда мы будем искать Его всем своим сердцем, мы найдем Его, мы должны ожидать, что Он ответит нам ничем иным, как Самим Собой (Матфея 7:7–11; Иеремия 29:13).
В-третьих, я вкладывала в свою жизнь то, что должно было привести меня к наслаждению Богом, хотя сначала это напоминало простую обязанность. Я начала читать Библию с ручкой и бумагой в руке, ожидая, что Бог покажет мне что-то, даже когда мой день был утомительным, а Библия казалась безжизненной. Я молилась с нетерпением и искала Божьи ответы на мои молитвы — даже когда я был измотана и задавалась вопросом, слушает ли меня Бог. Я ходила в церковь и обращала внимание на проповедь, веря, что Бог будет говорить со мной через неё. Я окружила себя верующими и заводила разговоры о вере — хотя проводить время с друзьями-нехристианами казалось более веселым занятием. Все это было Божьими средствами благодати, ведущими меня к наслаждению и восхищению.
Любить Его в поисках
Когда мы не испытываем жажду и не желаем Бога, нам нужно начать идти к Нему — совершать прогулку, предвкушающую грядущее наслаждение. Если мы упускаем из виду эту цель и довольствуемся религиозной жизнью, подпитываемой исключительно чувством долга, наша вера станет безжизненной и бессмысленной, и мы, скорее всего, отпадем, когда придут испытания. Сама по себе поверхностная интеллектуальная вера не может нас поддержать. В конце концов, вера без малейшего проблеска радости — это не настоящая вера.
Все же, если мы хотим подлинных, животворящих отношений с Богом, мы не можем отказываться от послушания и просто ждать, когда же на нас нахлынет радость. Мы должны полностью привести себя к Богу, постоянно прося Его вдохнуть свежую, более яркую и приносящую удовлетворение жизнь в наши отношения. Страсть к Богу не всегда возникает в одночасье. По мере роста чтение Библии превратится из обязанности в удовольствие. Слово Божье принесет непреходящую радость, которая поддержит нас в бедах (Псалом 118:92). До тех пор, пока это не произойдет, мы должны доверять неторопливой работе Бога, в то время, как мы продолжаем опираться на Него.
Когда мы уповаем на Господа, оставаясь верными и посвящая свой путь Ему, мы будем учиться восхищаться Богом (Псалом 36:3–5). По мере того как мы стремимся к этому восхищению, мы можем просить Бога научить нас Его путям, помочь нам идти Его путями и открываться нам в этом процессе. Он начинается и заканчивается Богом.
Молитва Амвросия Медиоланского прекрасно резюмирует это:
«Господи, научи меня искать Тебя и откройся мне, когда я ищу Тебя. Ибо я не смогу искать Тебя, если Ты сначала не научишь меня; не смогу найти Тебя, если Ты сначала не откроешься мне. Позволь мне искать Тебя, страстно желая, и желать Тебя в моих поисках. Позволь мне найти Тебя в любви и полюбить Тебя, пока я буду искать.»
Холодный долг и сила воли не смогут поддержать нас в период страданий. Переживая темные моменты, мы неизбежно будем стремиться к тому, что дает нам удовлетворение, утешает и приносит радость. Бог должен быть всем этим для нас, а если это не так, мы должны просить, искать и стучать, пока Он не станет. Давайте найдем Его в любви и полюбим Его в поисках.
Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!