Пожалуй, так можно сказать о любом отрезке истории этого сотворённого Богом и извращённого грехом мира. Так можно сказать и про сегодняшний день, и про 1859 год.
В 1859 году Чарльз Диккенс написал свою «Повесть о двух городах». Она начинается так:
«Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, — век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было всё впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, — словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем — будь то в хорошем или в дурном смысле — говорили не иначе, как в превосходной степени».
Автор здесь ссылался на 1775 г. — период Французской Революции. Но он хотел сказать, что всё то же самое происходило и в его время — в 1859-ом, в середине XIX века, «Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время».
В 1859 году Чарльзу Сперджену было 25 лет, Джорджу Мюллеру 54, Хадсону Тейлору 27. Чарльзу Дарвину было тогда 50, Джону Стюарту Миллю 53, а Фридриху Ницше – 15.
Бунт и пробуждение
В 1859 году имело место мощное движение Бога. В книге «Миллионы Китая», наиболее подробной истории Китайской внутренней миссии, её автор Элвин Остин написал:
«В 1859 году, в то время как Хадсон Тейлор был ещё в Китае (когда впервые прибыл туда служить, и ещё до того, как основал Китайскую внутреннюю миссию), в Северной Ирландии вспыхнуло пробуждение, приведшее к такому масштабному движению в религиозной истории Британии, что оно приобрело название «Пробуждение 59-го». Хотя Тейлор пропустил первый его этап, он прибыл в Британию как раз вовремя для того, чтобы воспользоваться его преимуществами. Как сказал Джей Эдвин Орр «есть все причины полагать, что всё поколение служителей первого этапа Внутренней китайской миссии [1866-го года] состояла из уверовавших и трудившихся на ниве Пробуждения 59-го… Все признают, что отголоски событий 1859-60 гг. были ощутимы до конца столетия (в 82-83, 85 гг.).
Удивительно плодотворные служения Сперджена, Мюллера, Тейлора прошли на гребне волны великой Божьей работы в те дни. Это были лучшие времена.
Но в 1859 году происходили и другие вещи. Чарльз Дарвин опубликовал свой труд «О происхождении видов», а Джон Стюарт Милль, атеист и утилитарист, издал статью «О свободе».
Итак, вместе с возрастающим секуляризмом в науке и политике, увеличивающимся материализмом в индустриальной революции, всё большей самонадеянности и массовом отвращении от Бога, имело место также и огромное духовное возрождение, и глобальное распространение Евангелия. Это были одновременно и лучшие, и худшие времена.
О хорошем
Всё то же самое можно сказать и о сегодняшнем периоде – это одновременно и лучшее, и худшее время.
Например, историк Марк Нолл отметил: «За последние 50 лет христианская церковь пережила большее географическое перераспределение, чем в любой другой период в истории, за исключением самых первых лет истории церкви» («Новая форма всемирного христианства»). Он приводит конкретные примеры:
- В начале ХХ столетия около 71 % всех исповедующих христиан в мире жили в Европе. До конца ХХ столетия их количество сократилось до 28 %. Сегодня 43% христиан живёт в Латинской Америке и Африке.
- В 1900 г. в Африке было 10 миллионов христиан, что составляло около 10% населения. До 2000-го года количество христиан возросло до 360 миллионов, а это около половины населения континента. Это, вероятно, самый масштабный сдвиг в религиозной принадлежности, который где-либо и когда-либо имел место.
- Число принявших водное крещение членов англиканской церкви в Нигерии насчитывает 17 миллионов человек, в сравнении с 2,8 миллиона в Соединённых Штатах.
- Количество практикующих христиан в Китае достигает уровня Соединённых Штатов.
- В Кении в церквях на воскресных служениях присутствует больше людей, чем в Канаде.
- За прошедшую неделю в Великобритании по меньшей мере 15 тысяч иностранных миссионеров работали, евангелизируя местных жителей. Большинство из этих миссионеров — выходцы из Африки и Азии.
Это лучшее время в истории всемирного христианства.
О плохом
Но так ли плохо? Нолл заключает:
«Не свидетельствует ли история христианства последнего времени об очевидном — что Бог на Своём месте, и с миром всё в порядке? Не совсем так. Если наша эра является лучшим из времён, то она же и худшее из них… Всё возрастающее число тех, кто приходит ко Христу по всем странам Востока является большим чудом в современной истории, но…»
Глобальный терроризм, ИГИЛ, лицемерие, колониальный империализм, расизм, материализм, упадок Западного мира, в котором с ранее невиданной дерзостью прославляется порок, называются браком отношения между двумя мужчинами, мужчина называется женщиной, только потому, что ему так захотелось, детские ноги, руки и сердца называются «тканью плода», чтобы их можно было извлекать и использовать.
Это худшее из времён. Но и лучшее тоже.
Лучшее и худшее сегодня
За свою жизнь я видел славное и удивительное пробуждение любви к Богу, к Его суверенной благодати, к Его мощному Евангелию. Тысячи церквей, семинарий, колледжей, ученических центров, издательских домов, журналов, книг, видео, веб-сайтов, радиопередач, всемирных миссий, музыкантов (любых стилей), христианских лагерей, служений в городах, консультационных центров возникли и начали действовать с силой богоцентричной, христопревозносящей библейской радости и с миссионерской отвагой (мы назвали это евангелизацией), со стремлением к расовой гармонии и страстью к здравому реформированному богословию. И всё это не ограничивается какой-то одной этнической группой или нацией. Это хорошее время.
С другой стороны, для меня стало тяжким бременем видеть разорение исторического понятия «евангельский христианин» и сведение его до названия бессмысленной массы людей, чья «евангельская» идентификация состоит лишь в том, что у каждого их них были дедушки и бабушки, которые когда-то верили в дело реформаторов церкви. Я видел крах главных протестантских конфессий, которые от евангельской силы перешли к состоянию бледного подобия. Я видел возникновение громадных церквей и служений, которые стали проповедовать на экспорт в бедные страны мира своё «евангелие» процветания, заглушающее библейское учение, сводящее возвышенное Евангелие до идеи удовлетворения земных потребностей, основанных на человеческом мироощущении, а не на славе Голгофы.
Нельзя не упомянуть некоторые из множества других прискорбных явлений. Это и появление поколения, не интересующегося Библией, исчезновение ценности Божьего присутствия в поклонении, увлечение аморальными развлечениями, вездесущая эпидемия порнографии, безразличие в церквях к нелицеприятной (для всех этнических групп) справедливости, вымирание целых кварталов в городах из-за доминирующей наркокультуры, крах семейных ценностей из-за преобладания добрачных сексуальных отношений, лёгких разводов и отсутствия ответственных отцов. Это и появление таких лидеров общества, которые вместо того, чтобы противостоять всем этим разрушительным процессам, напротив, исполняют роль группы поддержки.
Это худшее время. Но и лучшее время тоже.
Как жить в такие времена
Что же делать?
1. Не надо думать, что любая траектория добра или зла в истории неизменна и безоговорочна. Бог, очевидно, любит совершать Свою удивительную работу именно в тяжёлые и неблагоприятные времена.
Без сомнений, такой вывод мы можем сделать из книг Царств и Хроник в Старом Завете. Иногда даже после самых великих и добрых царей на престол восходят настоящие монстры, а порочные цари имеют благочестивых сыновей. Иосия был сыном и внуком двух самых безнравственных царей (Манассии и Амона). Он взошёл на трон в восьмилетнем возрасте. В 16 лет он провёл в народе праведную реформацию (2 Хроник 34:1-4). Это непредсказуемо. Ход истории может измениться в любой момент, потому что Бог суверенный.
2. Доверьтесь верховной власти Бога и Его силе обратить безумие народов во исполнение Своей воли.
Перед лицом смертельного сопротивления, ранняя церковь молилась словами второго Псалма: «Почему были дерзки народы? И замышляли тщетное?» (Деяния 4:25). Тщетное? Они преуспели в том, чтобы убить Иисуса!
Да. Но чего они достигли на самом деле? Молящиеся христиане дали ответ:
«Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.» (Деяния 4:27-28)
Они тщетно сговорились против Господа и Его помазанников. Потому что во всём своём неистовстве они просто исполняли предназначенное Господом: спасение мира.
3. Трудитесь, чтобы подчинять умы и сознание молодёжи Слову Божьему, как непогрешимому, славному, своевременному, проникающему и всепобеждающему.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евреям 4:12)
…по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. (2 Тимофею 2:8-9)
4. И, как говорит апостол Павел: «И потому те, кто страдает, зная, что на это есть воля Божья, должны вручить себя верному Создателю и продолжать творить добро.» (1 Петра 4:19)
Готовы страдать – во имя Христа. Исполненные веры – во славу Христа. Творящие добро – силой Христа. Он правит этим миром, утонувшим в грехе. Поэтому это есть и худшие времена и лучшие одновременно.
Джон Пайпер – основатель и учитель DesiringGod.org, ректор Вифлеемского колледжа и семинарии. 33 года служил пастором в Вифлеемской баптистской церкви, Миннеаполис, штат Миннесота. Он также является автором более 50 книг.
By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!