По мере того, как страсти успокаивается вокруг одобрения Папой Франциском изменения перевода молитвы Господней, все же есть один важный аспект, которому не уделяется много внимания, — последствия обоснования этого изменения.
Решение Папы утвердить переход от традиционного перевода «Не введи нас в искушение» к «Не дай нам поддаться искушению» было основано на приведенном ниже обосновании:
«Я являюсь тем, кто падает; не Он подталкивает меня к искушению, чтобы затем посмотреть, как я упаду», — объяснил Франциск итальянским телеведущим изменение фразы. «Отец Небесный этого не делает. Отец помогает тебе немедленно встать. Именно сатана вводит нас в искушение. Это его дело».
Другие люди высказали мнение касательно экзегетических и теологических проблем в связи с предлагаемым изменением. Это проблема совсем не новая. Десять лет назад я написал статью под названием «Вводит ли Бог нас в искушение?»
Все, что я хочу сейчас сделать, так это указать, как объяснение Папы Римского показывает такой подход к Священному Писанию, который подрывает его авторитет. Такой подход можно сравнить с герменевтической стойкой на голове. Подобная интерпретация переворачивает всё с ног на голову.
Кто говорит о том, что делают отцы?
Обычно мы бы сказали так: «Библия учит, что Бог делает то-то и то-то. Поэтому мы должны стремиться обнаружить мудрость и благость в том, почему Он так поступил». Однако, в этом положении, стоя на голове, мы говорим: «Мы уже знаем, что есть благо и что мудро еще до того, как Библия скажет нам об этом. Итак, если этот текст говорит нам, что Бог действует вопреки тому, что мы уже знаем, мы приходим к выводу, что текст не мог этого подразумевать, или он ошибочный».
Смелые прогрессивные христиане говорят, что текст ошибочный; менее смелые и прогрессивные утверждают, что твердо придерживаются библейского авторитета, изменяя значение в соответствии с более веским взглядом на Бога. В любом случае, авторитет перешел с небес на землю.
Папа Римский говорит: «Отец не вводит своих детей в искушение. Отец помогает тебе немедленно встать. Именно сатана вводит нас в искушение. Это его епархия». Вот, где перекручено. Бог — хороший отец для своих детей. Идеальный отец. И поскольку Он — Бог, а не просто человек, Его совершенство не должно быть заключено в форму наших подверженных ошибкам взглядов на то, что делают хорошие отцы. Обладая совершенной мудростью и зная все, наш Небесный Отец делает то, чего не должен делать ни один человеческий отец.
Чего не делает ни один человеческий отец
Например, ни один отец, живущий на земле, не должен приносить жизнь своего ребенка как жертву за других. Но это именно то, что Бог сделал со Своим единственным божественным Сыном, который был Ему совершенно угоден.
Конечно, Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом… Все же это была воля Господа сокрушить Его; и Он предал Его мучению. (Исаия 53:4, 10; см. Деян. 4:27–28)
Ни один человеческий отец не должен отнимать жизнь своего ребенка, чтобы избавить его от худшей участи, а именно от ада. Но это именно то, что иногда делает Бог.
«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1 Кор. 11:30–32)
Ни один земной отец не должен отнимать жизни детей своего ребенка, чтобы доказать верность этого ребенка, но это именно то, что Бог сделал с детьми Иова.
«И вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». (Иов 1: 19–22)
Ни один отец, живущий на земле, не должен посылать голод на землю своих детей. И ни один земной отец не должен отправлять одного из своих детей в рабство, чтобы спасти его братьев. Но Бог сделал и то, и другое.
«И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» (Псалом 104: 16 — 17)
«Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:20)
Вопрос не в том, «вводит ли Бог нас в искушение». Вот, что я хочу сказать: мы должны узнавать, делает ли Он что-либо или нет из Писания, а не из наших собственных представлений о том, что делают хорошие отцы. Наши представления конечны, искажены грехом и культурой. Мы должны постоянно очищать их тем, чему учит Библия.
Не введи нас в искушение
Библия учит, что мы должны молиться так: «Отче наш… не введи нас в искушение ». Это действительно означает «вести» или «вводить», «вносить» (см. также Луки 5:18; 12:11; Деян. 17:20; 1 Тим. 6:7; Евр. 13:11). Что может означать следующее:
Отец, так как «от Господа направляются шаги человека» (Притчи 20:24), мы молимся, запрети тому, чтобы любое искушение, с которым мы сталкиваемся под Твоим водительством, уловило нас в ловушку и засосало без возможности выбраться. Ибо Ты верный, и Ты обещал, что при каждом искушении «дашь и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13).
Сделай для нас, дорогой Отец, то, что Ты сделал для Иисуса, когда Ты «Духом повёл (!) Иисуса в пустыню, дабы подвергнуть Его искушению дьяволом» (Матфея 4:1). Ты наполнил Его словом Божьим, и, хотя Твой Дух привел Его к кризису искушений, Он не впал в грех, но восторжествовал Твоим словом (Матфея 4:4, 7, 10). Об этой же благодати во всем Твоем водительстве мы искренне молимся. Аминь.
Автор — Джон Пайпер / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Паписты переписывают неприкосновенные и боговдохновенные тексты, что они перепишут дальше? Или впишут в евангелия, что папа римский наместник Христа на земле?
Теологический спор по этому вопросу является непростым!, известно, что в еврейской среде, если и не отрицается сатана, то его часто воспринимают как служителя Бога, исполняющего Его волю, что часто служит в околохристианской среде «доказательством зла» от Бога, см., к примеру, 3 Царств, 19-23. С другой стороны призыв к Богу не вводить в искушение носит личный, очень личный характер, так обращаются к самому близкому и родному существу!