Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Евангелие этого воскресенья (Лк 11,1-13) начинается с эпизода молитвы Иисуса в одиночестве; когда Он закончил, ученики просят Его: «Господи, научи нас молиться» (ст. 1). Он отвечает: «Когда молитесь, говорите: Отче ...» (ст. 2). В этом слове заключается «секрет» молитвы Иисуса, ключ, который Он Сам даёт нам, чтобы мы тоже могли войти в эти отношения доверительного диалога с Отцом, сопровождавшие и поддерживавшие всю Его жизнь.
К обращению «Отче» Иисус присоединяет две просьбы: «Да святится имя Твое; да приидет Царство Твое» (ст. 2). Молитва Иисуса, а следовательно и христианская молитва — это прежде всего освобождение в своей жизни места для Бога, дабы Он явил Свою святость в нас, а мы — несли всем Его Царство, начиная с принятия Его любящего господства в нашей жизни.
Эту молитву «Отче наш», которой учит Иисус, дополняют три другие просьбы. Они выражают наши основные потребности: хлеб, прощение и помощь в преодолении искушения (ср. ст. 3-4).
Нельзя жить без хлеба, нельзя жить без прощения, нельзя жить без Божьей помощи в преодолении искушения. Хлеб, о котором Иисус призывает нас просить, это хлеб насущный, нужный именно сейчас, а не с избытком. Это хлеб паломников, и его ровно столько, сколько нужно; этот хлеб не запасают впрок и не расточают понапрасну, он не утяжеляет наш путь.
Прощение — это прежде всего то, что мы сами получаем от Бога: только осознание, что мы — грешники, получившие прощение через бесконечную милость Бога, может сделать нас способными совершать конкретные жесты братского примирения. Если кто-то не чувствует себя грешником, получивший прощение, он никогда не сможет простить или примириться. Нужно начать с самой глубины сердца, где мы чувствуем себя прощёными грешниками.
Последняя просьба — «не введи нас в искушение» — выражает осознание нашей человеческой природы, постоянно подвергающейся козням зла и испорченности. Все мы знаем, что такое искушение!
Учение Иисуса о молитве продолжается в двух притчах, в которых Он поставил в качестве примера отношение одного человека к своему другу, и родителей к своему ребёнку (ср. ст. 5-12). Обе эти притчи призваны научить нас полному доверию к Богу, Который для нас есть Отец. Он лучше нас знает о наших потребностях, но хочет, чтобы мы просили о них смело и настойчиво.
Это — наш личный способ участия в Божьем деле спасения; молитва является первым и наиболее важным «рабочим инструментом» в наших руках!
Наше настойчивое требование служит не для того, чтобы убедить в чём-то Бога, но укреплению нашей веры и терпения, то есть, нашей способности бороться вместе с Богом за действительно важное и необходимое.
Среди этого есть одна большая, важная вещь, о которой говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии, но о которой мы почти никогда не просим, и это — Святой Дух. «Даруй мне Святого Духа!». Иисус говорит: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него!» (ст. 13). Святой Дух! Мы должны просить, чтобы Святой Дух сошел в нас. Но для чего нужен Святой Дух? Для того, чтобы жить хорошо, жить мудро и с любовью, исполняя Божью волю. Какая прекрасная молитва вознеслась бы на этой неделе, если бы каждый из нас молился к Отцу: «Отче, даруй мне Святого Духа!».
Последнее: 26.07. Спасибо!