Каково это — быть христианином в обществе, которому с каждым днем все больше не нравится то, во что верят христиане, что мы говорим и как живем? Или, говоря иначе: что мы делаем, когда понимаем, что место, в котором мы живем, все меньше и меньше похоже на Иерусалим, и все больше и больше похоже на Вавилон?
На Западе, и, вероятно, особым образом в Соединенных Штатах, на протяжении веков христианам нравилось принимать активную деятельность во всем, что происходило вокруг них. Однако теперь общество все меньше мыслит, как мы, и все больше нам противоречит.
Возможно, нам впервые придется научиться жить в Вавилоне. Ресурсы для этого мы находим в Слове Божьем. Большая часть Писания описывает опыт жизни основной массы Божьего народа как меньшинства в обществе, которое в лучшем случае не понимало их, а в худшем — активно им противостояло.
Нам есть чему поучиться, например, у первых изгнанников Израиля — Даниила и его поколения. И один урок, который мы можем вынести из жизни Даниила для наших все более постхристианских дней, заключается в следующем: знать Бога и Его Слово, знать, где проводить черту, и не пересекать ее.
Принять решение провести черту
Трудно преувеличить то давление, под которым находились Даниил и его друзья, Анания, Мисаил и Азария, когда они прибыли в Вавилон: их народ был побежден, их храм был разрушен и теперь они живут в самом сверкающем и могущественном городе известного мира. Их взяли на службу к царю Вавилона — и они это приняли. Их образование было вавилонским — и они это приняли. Их имена были изменены на имена Вавилона — и они это приняли. Их пища должна была быть вавилонской пищей — и вот здесь Даниил и его друзья провели черту.
«Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь» (Даниил 1:8). Даниил сказал: «Я могу сделать то, я могу выдержать это, но я не могу сделать что-либо сверх вот этого. Я провел черту и я не перейду ее — здесь я буду вести борьбу». Мертвая рыба течет по течению; против течения же плывет рыба живая. Даниил и его друзья провели эту черту — и они не собирались переступать ее, чего бы им это ни стоило.
Это праведная жизнь в порочном окружении, — она также называется жизнью христианской. Это то, к чему Петр призывал своих первых читателей: «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией», — писал он, даже несмотря на то, что окружающие, как он и предупреждал, «....дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Петра 4:2, 4).
Принимая во внимание сопротивление секуляризма* 21-го века (*позиции, согласно которой религиозные вопросы и взгляды не должны иметь места при решении внерелигиозных проблем), мы с вами столкнемся с проблемами. Придут кризисы, наступит время, когда нам скажут плыть по течению нашей культуры в сфере работы, спорта, воспитания детей, того, что мы провозглашаем с кафедры и т.д., вместо послушания нашему Богу.
Эти трудные времена покажут, что внутри нас. Не думайте, что в такие моменты вы будете твердо стоять на своем. Точно так же не думайте, что вам придется сдаться. Примите решение сейчас. Продумайте, где провести черту, которую вы не переступите.
Понять, где провести черту
Как мы понимаем, где проводить черту? Иногда это понятно само собой. Когда Слово Божье говорит нам что-то сделать, мы слушаем нашего Царя. Но иногда это не так-то просто. В конце концов, пойти на компромисс не всегда не правильно. Есть то, за что мы должны быть готовы умереть, но не умирать же за все подряд.
Даниил позволил вавилонскому государству взять его на службу, дать ему вавилонское образование и вавилонское имя. Возможно, он ничего из этого не хотел, — но он от этого и не отказался. Зачем же тогда проводить черту в употреблении вавилонской пищи? И почему, уже спустя десятки лет, будучи стариком, отказываться молиться у всех на виду (Даниил 6:10)?
В Ветхом Завете одной из отличительных черт Божьего народа были правила в отношении того, что они могут и не могут употреблять в пищу и питье. Выбор питания для народа Божьего был не просто внешним проявлением их лишения; скорее, это было внешнее проявление их глубоко укоренившихся убеждений относительно того, что значит принадлежать Богу. Очевидно, для Даниила отказ от контроля над своим питанием означал пойти против своей совести на компромисс в отношении своей личности как последователя Единого истинного Бога, чего не произошло с изменением имени.
Когда дело дошло до его молитвы, Даниил столкнулся с прямым запугиванием — и отказался подчиниться. Указ царя был направлен не на общественное благо, а на то, чтобы его имя было превознесено над именем Бога (Даниил 6:6–9). Даниил провел черту и намеренно не стал показывать свое согласие с указом, будто его верность Богу уступает его послушанию царю. И продолжил молиться, как прежде.
Что мы видим? Черту нужно проводить там, где нам говорят ослушаться Бога; ее также следует проводить там, где нас просят пойти на компромисс в вопросе, который, по мнению нашей совести, подорвет нашу идентичность как христианина. Нас нельзя запугать и заставить спокойно согласиться на что-то, что превозносит человека над Богом. Таким образом мы избегаем давления с целью полной приватизации нашей веры, одновременно сопротивляясь искушению чрезмерно нашу веру политизировать.
Время для того и для другого
Новый Завет также признает необходимость мудро продумывать то, где проводить черту. В Римлянам 13 нам велено подчиниться руководящим властям, однако также в Деяниях 4-5 показано, что народ Божий отказывался это делать. Есть время и для того, и для другого. Это означает, что нам не обязательно нужно проводить одну и ту же черту в одних и тех же случаях.
Рассмотрим один пример: недавно в Шотландии, где я родился, церкви выступили с протестами к шотландскому правительству из-за того, что, как было сообщено, они вообще не смогут больше собираться для поклонения. Я думаю, что в этот момент мы оказались в реалиях Деяний 4–5, и здесь нужно было провести черту.
В то же время в штате Огайо, где я сейчас живу, вышло распоряжение о том, что если мы собираемся в общественных местах, таких как здание церкви, мы должны носить маски и сохранять физическую дистанцию. Мы согласились с этим, потому что это было похоже на случай из 13-й главы послания Римлянам, и мы не считали в тот конкретный момент, что здесь следует провести черту. (Конечно, с этим согласятся не все!)
Стоит спросить себя: к чему я внутренне склоняюсь? Некоторые из нас будут больше испытывать искушение провести черту и бороться там, где верность Богу этого делать не требует. Помните слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).
Другие люди, — вероятно, особенно те, кто привык жить в стране, нравственные нормы которой во многом основаны на христианских принципах, — будут склонны поддаваться искушению опустить голову и пойти на компромисс, когда решением доверия Богу было бы провести черту и мягко, но уверенно отказываться ее переступать. Тем из нас, кто склонен к этому, возможно, потребуется научиться говорить «нет», независимо от того факта, что это будет стоить потери репутации, денег или даже свободы, ведь «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
Каким бы ни был наш темперамент, нам нужно помнить, что наши братья и сестры проводят черту не в тех же ситуациях, что и мы, — и совсем не обязательно, что в этом они ошибаются. Иногда легко увидеть, где необходимо провести черту, но это не всегда так, — а наше единство зависит от смиренного признания нашего различия.
Через огонь
Каково это — быть христианином в обществе, которому с каждым днем все больше не нравится то, во что верят христиане, что мы говорим и как живем? Это означает, что мы должны знать Бога, как знал Его Даниил, — знать, что Бог все контролирует, что Он сдерживает Свои обещания. Иногда Он может спасти Свой народ от огня, но если нет, Он всегда спасет нас через огонь.
Если мы будем так знать Бога, мы будем готовы провести черту. Мы будем готовы вести решительную борьбу в том, где именно проводить черту, прося у Него мудрости. Иногда черту можно провести в разных ситуациях, но ее необходимо провести и не пересекать. Таким образом мы будем праведно жить в Вавилоне и идти навстречу нашему дому в Новом Иерусалиме.
Автор — Алистер Бегг / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!