«Гладиатор II» и отголоски христианской революции

«Гладиатор II» и отголоски христианской революции

© Paramount Pictures. Source — thegospelcoalition.org

По сравнению с историческими эпопеями, «Гладиатор II» — это винтажный фильм Ридли Скотта: он силен в зрелищности и стиле, но не особо склонен к исторической точности. От «Наполеона» (2023) до «Исхода» (2014) и «Царства небесного» (2005), Скотт восхищается кинематографическим потенциалом истории, хотя и признает, что голливудские фильмы не предназначены для использования в учебниках истории. Поэтому, хотя большинство персонажей «Гладиатора II» основаны на реальных событиях римской истории, не ожидайте, что то, что с ними произойдет и когда, будет точно соответствовать историческому сценарию.

Тем не менее, есть нечто реальное в истории, на что «Гладиатор II» тонко намекает, не упоминая об этом открыто более чем единожды. Это надвигающаяся трансформация Рима от языческого упадка и всепобеждающей жажды крови к маловероятной роли ускорителя распространения христианства.

Действие продолжения фильма разворачивается через 16 лет после событий оригинального «Гладиатора», во времена правления коррумпированных императоров Каракаллы (Фред Хехингер) и Геты (Джозеф Куинн). Всего столетие спустя Константин станет первым римским императором-христианином, что в значительной степени способствовало быстрому распространению христианства по всему древнему миру.

В «Гладиаторе II» мы видим предзнаменования грядущей христианской революции. Упадочная, кровожадная культура взывает о моральном преобразовании. Жестокий, завоевательный режим, где сила является единственной ценностью, сеет семена собственного разрушения. Люди стремятся к чему-то другому: чести, равенству, достоинству, общности; надеются на осмысленную жизнь в мире вездесущей смерти.

И хотя «Гладиатор II» намекает на факторы, которые подготовили почву для обращения империи в христианство 1700 лет назад, он также дает основания для надежды в наши дни. Может ли новая христианская революция появиться на горизонте сегодняшнего загнивающего Запада?

От «Одной лишь силы» к «Силе и чести» 

Рим эпохи «Гладиатора II» (рейтинг R по жестокости) — это город морального упадка, коррумпированного правления и военных излишеств. Императоры Каракалла и Гета олицетворяют это в своей жажде крови (гладиаторские игры, бесконечные военные кампании, «Они могут отведать войны!») и корыстном гедонизме (оргиастическая сексуальная распущенность, показные вечеринки с блюдами из головы носорога). Как и другой главный злодей фильма, Макринус (Дензел Вашингтон), чья единственная ортодоксальность — это вера в грубую силу («Насилие — универсальный язык») и яростную месть, при которой угнетенные становятся угнетателями.

В то время как гипер-жестокие злодеи фильма определяются излишествами и последствиями философии «Одной лишь силой», герои определяются силой и честью. Среди этих героев — отпрыски добродетельного императора (и философа-стоика) Марка Аврелия: дочь Луцилла (Конни Нильсен) и внук Луций (Пол Мескаль). Но и другие неисторические персонажи также воплощают философию «силы и чести». Педро Паскаль играет генерала Акациуса, прославленного военачальника, который осознает безнравственность бесконечных войн и стремится к установлению более мирного режима («Я не собираюсь из-за их тщеславия растрачивать впустую еще одно поколение молодых людей»).

Пожалуй, самый благородный персонаж — и тот, кто на самом деле может быть христианином, — это гладиатор, ставший медиком, Рави (Александр Карим). Он является моральным центром фильма, и он несколько раз говорит о прощении и спасении, даже используя образы реки в связи с искуплением. Сам по себе характер Рави намекает на грядущую христианскую революцию в Риме: он превращается из гладиатора, «машины для убийств», в сострадательного целителя, защитника слабых и преданного семьянина. Он больше не отнимает жизни, он их спасает.

Примечательно, что многие из «сильных и благородных» мужчин в «Гладиаторе II» женаты и состоят в исполненных любви отношениях с женщинами. Тогда как «только лишь сильные» мужчины вращаются только в компании других мужчин: причём во многих случаях в недвусмысленных романтических отношениях. Пожалуй, неудивительно, что жажда крови и гедонизм возобладали именно при совместном правлении двух мужчин, Каракаллы и Геты. «Гладиатор II» намекает на христианское будущее Рима, в котором сексуальная распущенность, патриархальное насилие над женщинами и детьми и асимметричная гендерная власть уступят место христианским представлениям о моногамном браке и значительно более высоком статусе женщин и детей.

Подобные признаки мы наблюдаем и в современном мире, что может предвещать рехристианизацию Запада. Женщины осознают, что постхристианская сексуальная революция подвела их, а излишества изменчивого в гендерном отношении мира преследуют больше всего именно их. Тем временем мужчины, похоже, начинают осознавать пустоту гедонистических удовольствий и грубой силы. Молодые мужчины проявляют удивительную привязанность к церкви, а продажи Библии стремительно растут. Если они еще не являются христианами, все большее число людей попадают в категорию «уважающих реальность» и «творцов смысла». Они не хотят мира, в котором единственным источником информации является смена власти, а индивидуализм выходит из-под контроля. Они хотят трансцендентного предназначения, ограничений естественного закона и чести, что будет выше одной лишь простой силы.

За этим трендом, и в интересной связи с дохристианским Римом, стоит возрождение стоицизма среди мужчин современного Запада. Этому способствуют как новые гуру самосовершенствования (Джордан Питерсон, Джо Роган, Райан Холидей), так и древние голоса, такие как Аврелий (чья книга «К самому себе» за последние годы разошлась тиражом в сотни тысяч экземпляров). Пока еще не ясно, приведут ли этот неостоицизм и жажда чести, совершенствования и благополучия к христианскому пробуждению или же подорвут его в результате некой потребительской мутации.

«Мечта о Риме» и способность кинематографа видеть проблески вечности 

Обе части «Гладиатора» часто ссылаются на «мечту, которой был Рим». Это воплощение желанного мира — возвращения Pax Romana и утопического стремления к настоящей республике, где все люди процветают и царит стабильный мир. Но эта «мечта» крайне хрупка — о ней можно упоминать только шепотом. В мире «Гладиатора» в этой «мечте» есть что-то эсхатологическое, осознание того, что она осуществится только благодаря божественному вмешательству. В руках падших мужчин, даже благородных мужчин, она всегда будет хрупкой. И все же эта жажда по мирному царству облагораживает нас в настоящем. Это ключевая идея «Гладиатора II», которая заканчивается откровенным кивком в сторону «мечты».

Дальше серьезный сюжетный спойлер. В ревизионистской истории «Голливудского финала» фильма злодей Макрин (открыто насмехающийся над «мечтой о Риме») был убит, хотя на самом деле он сменил Каракаллу на посту императора и занимал эту должность более года. Фильм подразумевает, что Луций стремится к миру, о котором «мечтает Рим», но не путем установления тиранической власти, а через возвращение власти сенату. Как и его отец в «Гладиаторе» (персонаж Рассела Кроу, Максимус), Луций обладает властью ради процветания других, а не ради самого себя. Такого рода герои олицетворяют глубокую тоску западной культуры по благородству, облаченному в смирение, — по самоотверженным лидерам, чья сила заключается в готовности уступать, а не консолидировать ее. В этом идеале «смиренного царя» мы снова видим, как обе части «Гладиатора» напоминают о христианстве. Стоит отметить, что единственный раз, когда христиане прямо упоминаются в «Гладиаторе II», это мимолетное упоминание об их низком статусе как людей, казненных через распятие. Крест Христа — Который был главным Царем-слугой (Фил. 2:5-11) — сквозит в драме фильма, молчаливо обрамляя его видение героизма и надежды.

Финал «Гладиатора II», несомненно, разочарует историков. Но мне он понравился точно так же, как концовка фильма Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» и его альтернативная история убийств семьи Мэнсон. Оба фильма демонстрируют, что «кино по своей сути является эсхатологической средой», которая «дает зрителям возможность прикоснуться к вечности». Кино — это скорее мечты, чем история.

Одержимость Римом действительно предвещает христианское пробуждение? 

«Гладиатор II» не является преднамеренной апологетикой христианства. Но его причудливое видение воплощения мечты о Риме, тем не менее, намекает на расцвет христианства и вечное царство, которое мы можем, благодаря силе Святого Духа, увидеть здесь и сейчас. Только Град Божий предлагает ответ на безнадежную хрупкость Града Человеческого, который, по словам Августина, «стремится к господству», но «сам находится под господством этой самой жажды господства». Только в христианстве есть фундамент, на котором можно построить осмысленную мораль, добродетель, мир и предназначение на обломках Вавилонской башни/Вавилона/Рима. Только в христианстве такие понятия как равенство, достоинство, доброта, истина и красота обретают какой-то смысл. Только в Царстве Божьем сбывается мечта о Риме.

Почему в наши дни мы так часто вспоминаем Римскую империю (другой пример — недавний фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис», вызвавший разногласия)? Возможно, потому, что мечта о Риме — и хрупкость этой мечты — очень актуальны в наше время. Мы ощущаем упадок современного западного общества и уменьшающуюся отдачу от экономического процветания, технического прогресса и моральной независимости. Мы чувствуем, что хрупкость общества и его окончательный крах будут аналогичны краху Рима и других империй. И все же заветная мечта о Риме — небесном городе — продолжает жить, не теряя своей привлекательности, нашептывая нам, как это было на протяжении веков. Это шепот о чем-то лучшем, чем то, что у нас есть, о городе, который мы не сможем построить сами, о мире, данном Богом, который переживет все мимолетные империи.

Христианство процветало как революционная надежда и незыблемая истина в шаткой инерции угасающих дней Римской империи. Возродится ли оно вновь в нашей собственной разваливающейся империи? Недавно появились слухи и предсказания об этом. Да будет так.

Автор — Бретт Маккракен / thegospelcoalition.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!