Один из самых захватывающих эпизодов в недавно вышедшем фильме «Тихое место: День первый» (A Quiet Place: Day One) заканчивается тем, что главные герои поднимаются из подземной сети метро Манхэттена в похожую на пещеру тихую церковь. Едва спасаясь от привлекающих внимание звуком инопланетных монстров (называемых «Ангелами Смерти» во франшизе «Тихое место» («Quiet Place»), Сэм (Люпита Нионго) и Эрик (Джозеф Куинн) находят убежище в священном тихом месте повреждённого, но все ещё не разрушенного собора. Они присоединяются к десяткам других выживших, которые также нашли там убежище. Некоторые из них молча преклоняют колени на церковных скамьях, чтобы помолиться.
Этот момент напомнил мне похожую сцену из экранизации «Дорога» («The Road») Кормака Маккарти, снятой Джоном Хиллкоутом в 2009 году. В этой сцене «Мужчина» (Вигго Мортенсен) и «Мальчик» (Коди Смит-Макфи) занимают тихое безопасное пространство на развалинах собора. Разведя костёр, чтобы согреться холодной ночью, они собираются вместе под большим крестом в апсиде церкви.
И «Тихое место: День первый», и «Дорога» предлагают порой мрачные, но в конечном счёте обнадёживающие видения того, как жить, когда мир разваливается на части. И церковь — как особое эсхатологическое сообщество — является его ключевой частью.
Скептики могут истолковать образы этих разрушающихся соборов-убежищ как символ последнего вздоха религии во все более безбожном мире. Но я нахожу эти образы прекрасными и вдохновляющими: они напоминают о том, что церковь должна опираться на свои контркультурные особенности и твердо придерживаться своей трансцендентной идентичности. В то время, как мир погружается во тьму жестокости, церковь будет нести свет истинной человечности (Мф. 5:14-16). В то время как шум хаоса в мире становится все оглушительнее, церковь будет оставаться тихим прибежищем надежды для усталых и обеспокоенных.
Церковь: маяк человечности в животном мире
И «Тихое место», и «Дорога» — это постапокалиптические истории о выживших, которые в значительной степени затрагивают вопросы выживания с сохранением нашей человечности. В суровых мирах, где стремление выжить заставляет многих людей прибегать к каннибальской жестокости, что побуждает кого-то жить жертвенно, ставя интересы других выше своих собственных?
Франшиза «Тихое место» построена на христианской добродетели жертвенной любви, и она ярко проявляется в каждом из трёх фильмов. Например, в сцене с церковью в «A Quiet Place: Day One» Эрик рискует своей жизнью, чтобы найти заброшенную аптеку и достать для Сэм необходимое лекарство. С самого начала фильма мы видим, что Сэм — неизлечимо больная женщина, живущая в хосписе. У неё осталось мало времени. В мире дарвиновского выживания никто не стал бы рисковать своей жизнью, чтобы спасти умирающую Сэм. Тем не менее, Эрик видит Сэм (совершенно незнакомую ему всего несколькими часами ранее), испытывающую ужасную боль, и что-то побуждает его смело выйти из церкви, чтобы найти лекарство, облегчающее её боль, в то время как Ангелы Смерти роятся вокруг.
В других местах мы видим, как прочие персонажи рискуют своей жизнью, чтобы помочь другим людям — это тема фильма от начала до конца. Что это за жертвенный порыв, который подрывает плотское самосохранение ради спасения других, даже незнакомых людей? Бескорыстная любовь. Это была радикальная концепция, когда Иисус ввёл её в древнем мире, в котором господствовало правило «убей или будешь убит», и она столь же радикальна в антиутопическом апокалипсисе.
В нашем постхристианском мире все ещё существуют такие христианские добродетели, как самоотдача и жертвенная любовь. В «Дороге» это «огонь», который нужно поддерживать. Даже если его источник становится все более тусклым, а логика — все более абсурдной в жестоком мире, огонь все равно горит. И церковь — это та растопка, которая передаёт его из поколения в поколение.
Церковь — обитель покоя в изнурительном мире
«Тихое место» и «Дорога» также подчёркивают, что церковь является местом отдыха и укрытия. Герои обоих фильмов спят и поправляют здоровье в здании церкви. На мгновение освободившись от внешних ужасов — монстров, мародёров и изнурительной погони за спасением, — они могут перестроиться и заботиться друг о друге, делая глубокие вдохи и замирая. Для них церковь — это больница для исцеления и гостеприимная гостиница для отдыха, жилище, построенное на основе слов из Евангелия от Матфея 11:28-30.
Пользуется ли церковь такой репутацией сегодня? Скорее всего, нет. Потому что в слишком многих случаях опасности таятся и внутри церкви. Вот почему для церквей должна быть постоянной забота о защите от волков, о том, чтобы дом Божий был оазисом здоровья, определяемым поклонением, ориентированным на Иисуса, и коллективным стремлением к святости, а не корыстными интересами и захватом власти отдельными людьми.
Обнадёживающая новость заключается в том, что на местах многие церкви, исповедующие библейскую веру, привлекают уставших, страдающих, уязвимых и истощённых людей в сообщества безопасного восстановления и надежды, основанные на Евангелии. В своём лучшем проявлении церкви действительно являются убежищами от ужасов внешней жизни (включая ужасы, вызванные нашим собственным грехом). Для тех, кто находится на пределе своих возможностей и едва спасается от своей собственной версии Ангелов Смерти, церковь — это место, где они могут опереться на твёрдую почву Священного Писания и обновиться благодаря Духу, действующему среди народа Божьего.
Церковь: тихая гавань в шумном мире
Наконец, «Тихое место» напоминает нам о том, что церковь, в своём лучшем проявлении, — это тихое убежище среди какофонического водоворота. В научно-фантастическом мире фильма, шум — это смерть, а тишина — это жизнь. Может ли быть лучшая метафора для описания динамики нашего цифрового века?
Наш мир стал более шумным, чем когда-либо. В Интернете нас окружает хор неистовых голосов, которые доносятся из мегафонов социальных сетей или с помощью алгоритмов «глупой женщины» (Притчи 9:13-18), завлекающих своей песней сирен. Непрекращающийся шум убивает нас, притупляя нашу способность слышать правду и устраняя всякую тишину из нашей жизни — тишину, необходимую для молитвы, созерцания и возрастания в мудрости.
Вместо того чтобы копировать шумную культуру, церкви должны признать, что они могут предложить то, чего жаждет все больше и больше людей: тишину, благоговение, благоговейное почтение, покой перед Богом. Лучший способ привлечь Поколение зумеров и Поколение Альфа в церковь — это не добавлять к тому крику, который на них обрушивается постоянно через приложения, рекламу и влиятельных людей; скорее, это пригласить их отвлечься от всего этого и войти в священное пространство неторопливого присутствия, тихого благоговения, воплощённого поклонения, и коллективной встречи с живым Богом.
Во все более жестоком, беспокойном и шумном мире церковь Иисуса Христа может стать тем тихим местом, в котором мы так отчаянно нуждаемся.
Автор — Бретт Маккракен / thegospelcoalition.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!