На протяжении многих лет я общался с христианами, которые говорили мне, что хотят умереть. Они были разного возраста и национальностей; у них были разные характеры и непохожие причины. Но каждый из них пришел к выводу, что смерть для них сейчас лучше, чем жизнь.
Нужно было иметь мужество, чтобы открыто высказывать свои тайные мысли о смерти. Многим это было не понять. Большинство человечества лишь бежало от ужаса, который настигал их с каждым мгновением. И лишь немногие чувствовали порыв остановиться, повернуться и приветствовать зверя как друга.
Скажу еще раз, те, о ком я говорил, были христиане. Они знали, что самоубийство ужасно. Они знали, что такое преступление — не романтический жест между влюбленными подростками, а чудовищный грех против Автора жизни. Когда суицидальные мысли пытались направить их к другому выходу, даже среди изнурительных и жестоких обстоятельств, они знали, что нужно сопротивляться внушениям сатаны. С верой они продолжали идти вперед, проходя шаг за шагом, пока мудрый Отец не привел их домой. И некоторые из них молились именно об этом.
Если вы просили Бога забрать вашу жизнь, одна из первых истин, которую нужно осознать, заключается в том, что вы не одиноки.
Бог уже слышал подобные просьбы. По разным причинам, в разное время, из разных ям, мужчины и женщины Божьи молились о том, чтобы их забрали. И молитвы, которые мы находим в Писании, исходят не только от обычных святых, таких как мы, но и от тех, от кого мы меньше всего ожидаем борьбы с этой жизнью: от лидеров и героев Божьего народа.
Рассмотрим несколько Божьих людей, чьи молитвы запечатлел Святой Дух, чтобы напомнить нам, что мы не одиноки, и, что еще более важно, чтобы засвидетельствовать, как наш добрый и милостивый Бог обращается со своими собственными людьми в самых тяжелых ситуациях.
Иов: Отчаявшийся отец
«О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!» (Иов 6:8-9)
Готов поспорить, что наиболее распространены страстные молитвы о смерти. Они приходят в зимний период жизни, когда даже певчие птицы слишком замерзли, чтобы петь.
Иов, праведник, которому не было равных на земле (Иов 1:8), сидит в пепле, его кожа в нарывах и язвах, друзья, находящиеся рядом с ним, обвиняют его, а на сердце слишком тяжело, чтобы можно было вынести эту ношу. Осколки его молитвы поднимаются из руин прежней жизни: всё его богатство пропало, многие слуги убиты, и, что самое главное, все его десять детей погребены под домом, разрушенным сильным ветром.
Иов, шатаясь от горя, проклинал день, когда родился: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов 3:3). Он размышляет вслух: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?» (Иов 3:20-22). Смерть теперь блестит, как сокровище, благоухает, как сладость. Он не видит причин ждать.
Возможно, вам, как и Иову, знакома большая потеря. Возможно, вы сидите на развалинах, презираемый былыми днями и упущенной любовью. Вы не можете больше терпеть; вы смотрите вперед в бесконечную ночь. Надежда отвернулась. Подумайте о том, что не отвернулся Бог.
Господь отказал Иову в его просьбе. У него было больше сострадания, милосердия, общения, больше покаяния, еще больше детей, ожидающих на другой стороне. Иов даже не мог представить себе, как сложится его жизнь, чтобы прославить Божью благодать, как резюмирует Иаков: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).
Возможно, некоторые из тех, кто переносит страдания, не найдут утешения в сказочном финале истории Иова, но его обновленное состояние не предвещает и половины вашего во Христе. Продолжайте верить. Продолжайте доверять. Эта темная ночь готовит вам вечную славу (2 Коринфянам 4:17). Шрамы там обязательно заживут.
Моисей: Усталый вождь
«Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня» (Числа 11:15)
Это вторая молитва о смерти, которую мы слышим от Моисея за время его долгого путешествия с народом. Первая прозвучала, когда он заступался за них после того, как они восстали и сделали золотого тельца (Исход 32:32). В этой же ситуации он молится о смерти как дико уставший, перегруженный сверх меры лидер.
Спасенный народ Израиля, у которого язвы еще не зажили, а Египет все еще был в пределах видимости, жалуется «на свои несчастья».
«Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». (Числа 11:4-6)
Неблагодарность исказила их сознание. По их воспоминаниям, рабство включало в себя шведский стол с морепродуктами; между тем, бесплатный чудо-хлеб стал горьким и безвкусным. Неужели Моисей ожидал, что они будут довольствоваться вторым поваром?
Неблагодарные устремляют свой взор на Моисея, бормоча о том, как сильно они скучали по Египту. Моисей поднимает глаза к Богу и восклицает:
«Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числа 11:14-15)
Обратите внимание на милостивый ответ Бога. Он не убивает Моисея, но вместо этого предоставляет семьдесят старейшин, чтобы они помогали ему в работе, наделяя этих людей частью Своего Духа. А в качестве дополнения Бог обещает накормить Израиль мясом — таким большим количеством мяса, что оно будет выходить из их ноздрей, и они начнут его ненавидеть (Числа 11:20).
Если вы изнемогаете под бременем, слишком тяжелым для ваших слабых рук, и порой желаете умереть, обратитесь к Богу Моисея. Прислонитесь к Нему в молитве. Ваш сострадательный Отец поможет облегчить вашу ношу и поднимет руки, чтобы дать победу.
Иона: Разгневанный посланник
«И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3)
Безжалостный пророк Иона озадачивает многих, когда они читают книгу, носящую его имя. Он демонстрирует бессердечную решимость, чтобы Ниневия, столица врага Израиля — ассирийцев, не получила милости от Бога, а была уничтожена. Он отказывается быть орудием их спасения.
Бог обновил и возродил его после того, как он отплыл от своего призвания. Бог спас его от утопления в море. Бог дал ему освежающую тень, когда он сидел за городом, ожидая посмотреть, как город сгорит. Иона все еще не мог избавиться от своей ненависти. Когда он понял, что гибель не наступит,
«Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:1-3)
Сегодня мало кто на Западе сталкивается с искушением желать уничтожения целого народа. Ассирийцы были жестоким народом — бесчеловечным по отношению к народу Ионы. Но, возможно, мы часто убиваем в своем сердце тех, кто причинил нам зло. Пока они живут, наша жизнь нам не мила. На это Господь отвечает, опять же, терпеливо и сострадательно, давая нам тень, пока мы выгораем, спрашивая нас как долготерпеливый Отец: «Разве есть у тебя право так гневаться?» (Иона 4:4).
В большинстве случаев мы не поступаем хорошо и не имеем права на гнев. Эта молитва о смерти безрассудна. Необходимо покаяние. Обратитесь к своему Отцу за помощью, чтобы Он помог вам расширить границы прощения, которое вы так свободно получили от Него, чтобы вы могли молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощали должникам нашим» (Матфея 6:12).
Илия: Боязливый пророк
«Когда Илия услышал об этом, он очень испугался и убежал, чтобы спасти свою жизнь... Он сел под кустом и стал просить себе смерти. Он сказал: «Довольно мне, Господи! Возьми жизнь мою. Я не лучше предков моих» (3 Царств 19:3-4, Современный перевод)
Мы действительно можем засвидетельствовать, что здесь человек с природой, подобной нашей (Иакова 5:17). Обратите внимание, что этот момент наступил после звездного часа Илии. Божий пророк победил в схватке с Ахавом и 450 пророками Ваала. Бог низводит огонь на весь Израиль, чтобы показать, что среди них ходит истинный пророк.
Ну или бегает среди них. После того как Иезавель узнает, что Ахав убил 450 пророков Ваала, она клянется добавить к этому числу Илию. «Тогда он испугался, встал и побежал, чтобы спастись» (3 Царств 19:3). Преследуемый и затравленный пророк прячется в пустыне, садится под деревом, пытается заснуть и молится, чтобы уже никогда больше не проснуться: «Господи, возьми мою жизнь».
Молитесь ли вы о смерти, потому что боитесь живых? Иисус говорит нам: «Но говорю вам, друзья Мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, ибо они не могут сделать ничего больше этого» (Луки 12:4, Современный перевод). Помимо этого, история Илии приглашает нас проанализировать наш последний год, последнюю неделю или вчерашний день в поисках причин, часто явных и очевидных, чтобы продолжать вверять себя верному Творцу, делая добро.
Бог снова поступает с Илией сострадательно. Он призывает его встать и поесть, обеспечивает свежей пищей в пустыне и дает провизию для дальнейшего путешествия (3 Царств 19:5-8). Обратите внимание на доброту Бога к Илии: пророк, несмотря на угрозу смерти и молитвы о смерти, так и не умирает (4 Царств 2:11-12).
Павел: ревностный апостол
«У меня есть желание расстаться с жизнью и быть с Христом, ибо это было бы во много раз лучше» (Филиппийцам 1:23, Современный перевод)
Преобладающим ответом Бога тем Божьим мужам, которые молились о смерти, является отцовское сострадание.
Будь ты подобен Ионе и искушаем презирать Божье милосердие к другим; или плачешь от бремени, как Моисей; возможно, спасаешься бегством, как Илия; а может, жаждешь облегчения, как Иов, подумай о своем милостивом Боге. Он открывается Иову и дает новое начало, определяет Моисею семьдесят людей в помощь, взращивает для Ионы растение, дающее тень, а Илию снабжает едой и питьем для предстоящего путешествия.
И ведь Сам Бог через завершенную работу Своего Сына и воссоздающую работу Духа превращает смерть в радостное ожидание для нас, не так ли? Этот враг — смерть — должен переправить нас в тот мир, для которого мы были созданы заново.
Апостол Павел, хотя и не молился о смерти, показывает нам искупленный взгляд на нашего последнего врага.
«Ибо для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Но если я буду продолжать жизнь во плоти, то порадуюсь плодам своих трудов. Так что я не знаю, что избрать. Мне приходится поневоле делать выбор между двумя возможностями. У меня есть желание расстаться с жизнью и быть с Христом, ибо это было бы во много раз лучше» (Филиппийцам 1:21-23, Современный перевод).
Мы тоже можем повернуться лицом к чудовищу в точно назначенное Богом время и принять его с миром, которого не знает мир. У нас тоже есть здоровое желание уйти с этой земли и быть со Христом. У нас есть Дух, Который внутренне стонет в ожидании исполнения нашей надежды (Римлянам 8:23). Мы тоже молимся: «Маранафа!» и ожидаем последней ночи этого мира, потому что жаждем нового начала мира.
Мы жаждем смерти не ради смерти, не ради того, чтобы избежать проблем, но мы жаждем бесконечной жизни со Христом, которая находится по ту сторону сна, и которую мы можем вкушать все больше и больше, даже сейчас через Его Слово и Дух.
Автор — Грег Морзе / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!