Существует ли какая-то более важная привычка, чем регулярно находиться в пределах слышимости Бога? Эта сверхъестественная привычка стоит в одном ряду с нашими базовыми естественными привычками, которых мы не можем избежать, — дыханием, едой, сном — и она является истоком всех остальных, необходимых для нашей духовной жизни, здоровья и роста в новом году: это слышание Божьего голоса через Его Слово.
Первым и наиболее фундаментальным значением Божьей благодати для христианской жизни является Его Слово для нас в Евангелии и в Писаниях. Благодаря Христу, Бог слышит наши молитвы, — и это происходит в ответ на Божье откровение о Себе в Его Слове, воплощённом и записанном. А принадлежность к Его Телу в общении в поместной церкви — это реальность, созданная и поддерживаемая Божьим Словом.
Духовная жизнь, духовное здоровье и духовный рост — которые столь же важны, как и молитва, и общение святых — начинаются, как и творение, со Слова Бога (Быт. 1:3).
Первая и самая главная привычка
Есть ли что-то более подходящее для начала каждого дня в новом году, чем Слово Божье?
В Библии никогда не было заповеди о современном «тихом времени с Богом». Равно как и повеления о том, что утром мы прежде всего должны читать Библию. На самом деле, христиане, имеющие свой собственный экземпляр Библии для личного чтения — это довольно новое явление в истории Церкви. Потому сейчас, с началом нового года, мы говорим в основном не об обязанности, а о возможности.
Сделать так, чтобы наши души находились в пределах слышимости Божьего голоса через Его Слово для христиан является такой же базовой вещью, как сон, еда или даже дыхание. Наш Спаситель, который был полностью человеком, сказал, цитируя Втор. 8:3: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Если Иисус нуждался в раскрытии слов Его Отца для повседневной человеческой жизни, насколько же больше нуждаются в этом Его младшие братья?
Возрастай в благодати или отпадёшь
Дважды в своих Посланиях апостол Пётр ободряет своих читателей возрастать. Второй раз — в своём заключительном слове к ним, в конце 2-го послания, в самом последнем стихе.
«Итак вы, возлюбленные, ...берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь». (2 Пет. 3:17-18)
Обратите внимание, прежде всего, на то, как расходятся пути. «Возлюбленные» Петра либо увлекаются заблуждением и отпадают от своего убеждения, либо возрастают в благодати и познании Христа. Стоять на месте — не вариант. В христианской жизни нет нейтральной зоны; не было тогда, не будет и в новом году. Мы или регрессируем в вере, или прогрессируем. Теряем стабильность или обретаем зрелость. Уменьшаемся или возрастаем.
Итак, самый важный вопрос в начале года — каким образом? Мы желаем возрастать, правда же? Мы ведь не хотим регрессировать или отпадать, отступать, увлекаться заблуждениями, терять свою безопасность и стабильность. Наоборот, мы хотим возрастать в благодати Христовой, и возрастать в познании Бога (Кол. 1:10; Ин. 17:3; Флп. 3:10). Как же, скажи на милость, Пётр, нам возрастать в этом году?
Вкусите, как благ Господь
Только в одном месте на все два послания Петра использован тот же глагол возрастать:
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь». (1 Пет. 2:1-3)
«Спасение» в этом примере — это не то, что читатели Петра уже достигли (в отличие от Еф. 2:5,8), но нечто, к чему они, если духовно здоровы и пребывают в истине, возрастают. Это похоже на призыв Павла в Флп. 2:12 — не зарабатывать, а совершать своё спасение со страхом и трепетом. А это значит, что упомянутое Петром «чистое словесное молоко» играет очень важную роль в нашем спасении.
Что же такое это «чистое словесное молоко», которое мы не только пьём, но которое любим? Где то место, в котором мы вкушаем, как благ Господь? Как показывают предыдущие стихи, ответом является «слово Божье, живое и пребывающее вовек» (1 Пет. 1:23), которое есть «то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25).
Другими словами, ключ к духовной жизни, здоровью и росту — чистое словесное молоко — это откровение Бога о Самом Себе нам в Его словах через исполненных духом пророков, кульминацией которого является Евангельская весть о Его Сыне, засвидетельствованное исполненными Духом пророками. Чистое словесное молоко, с помощью которого христиане возрастают во спасение, — это живые и неизменные слова Бога в Библии, центром и сердцем которой является Евангелие Иисуса Христа.
Используйте первые минуты дня
То, что мы делаем каждое утро в первые 15-30 минут после пробуждения, раскрывает очень многое: оно показывает, где на самом деле наше сокровище, равно как и траекторию желаний и решений, которые будут направлять наш день, а со временем и всю жизнь. Потому, хотя Библия и не требует утренних молитв, всем христианам стоит задуматься о том, чтобы начинать каждый день в Книге. Какие первые, детские шаги вы могли бы предпринять (наряду с предложениями ниже) в направлении к новогоднему решению больше проводить времени за чтением Библии в новом году?
Пересмотрите свои утренние привычки
Есть известное высказывание Александра Гамильтона: «Человек во многом является порождением его привычек». И, вероятно, в особенности самой первой, утренней привычки. Относительно новая «наука о привычках» может нам помочь в этом. Как говорит о привычках Джером Групман в «The New Yorker», цитируя писательницу Венди Вуд:
«В нашем сознании есть “несколько отдельных, но взаимосвязанных механизмов, определяющих поведение”. Но мы осознаём только нашу способность принимать решения — явление, известное как “иллюзия интроспективы” — и вот почему мы, возможно, переоцениваем его силу».
Другими словами, поскольку наши сознательные мысли направляют только ограниченное количество наших привычек — и, как ни удивительно, мы очень хорошо осознаём своё сознание! — мы склонны переоценивать собственную силу воли. Новогодние решения, без формирования новых привычек, скорее всего не станут новогодними реалиями.
Лучше всего начать с честности в отношении своих текущих привычек. Спросите себя: Каковы мои утренние привычки? Что я обычно делаю в первые 15-30 минут каждого дня? Какова моя утренняя рутина, не в идеале, а на практике? Какова последовательность того, что я на самом деле делаю вначале утром?
Определите цену
Новые привычки обычно не устанавливаются легко и просто. Они не даются «даром». У них есть определенная цена. Новые, действительно важные привычки обычно не вплетаются в ваши нынешние. Они должны вытеснить старые. Согласно Групману, «ключ не в том, чтобы с помощью силы воли избавиться от какой-то привычки, а в том, чтобы заменить одну привычку другой». Что касается вашего утреннего времени, принимайте осознанные решения изменить материальные ценности в вашем мире, которые будут направлять ваше подсознание. Итак, задайте себе вопрос: Как я могу погрузиться в Божье Слово в эти первые моменты каждого дня? Что должно подождать другого времени в течение дня или вообще уйти из моей жизни, чтобы освободить место для более важного?
Мешайте плохим привычкам
После того, как вы идентифицировали плохие привычки, удерживающие вас от хороших и более важных, составьте конкретные планы по противодействию плохим. Создайте для себя препятствия в том, чтобы первым делом проверять сообщения в телефоне или отвлекаться на уведомления. Усложните для себя включение телевизора. Или чтение чего-то менее важного. Сделайте эти привычки неудобными. Примите меры, чтобы удалиться или держать себя подальше от всего, что удерживает вас от Библии.
Стимулируйте хорошее
Чтение Библии — это не рутинная работа, и нет смысла делать эти моменты как можно более неприятными. Найдите привлекательное место, подумайте о благоприятных звуках (будь то тишина или любимые саундтреки), и «побалуйте себя» (сочетайте чтение Библии ещё с чем-то приятным и вкусным, например), в разумных пределах, чтобы утвердить привычку приходить утром прежде всего к Божьему Слову. Поступая так, мы, конечно же, хотим развить в себе рецепторы, которые будут всё сильнее ощущать вкус и наслаждаться Божьей благостью в Его Слове, чтобы настоящим стимулом и величайшей наградой было познание Его и наслаждение Им.
Бог даёт рост
Какие бы небольшие дополнительные шаги мы ни предпринимали для формирования привычки, они являются всего лишь дополнительными мерами. В конце концов, Слово Божье сверхъестественно, и вкусить Его благость — это за пределами наших природных способностей. Мы не можем развить сверхъестественный аппетит только с помощью естественной привычки.
Те из нас, кто всерьёз решил (особенно сейчас, в начале нового года) сделать ежедневный и постоянный доступ к Божьему Слову неотъемлемой частью нашей жизни — мы взираем сквозь собственные усилия и стратегии на самого Бога как на того, Кто даёт рост (1 Кор. 3:6-7), если речь о настоящем росте. Он Тот, Кто взращивает нашу веру (2 Кор. 10:15) и Свою Церковь (Деян. 6:7; 12:24; 19:20) с помощью Своего Слова, и Он готов к тому, чтобы Его евангельское слово принесло плоды и возрастало в нашей жизни (Кол. 1:6, 10).
Автор — Дэвид Мэтис / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!