Среди людей моего поколения, цинизм больше не является плохим словом. Его прославляют и очень часто путают с умом.
«Век тревоги уступил дорогу веку цинизма», – написал недавно 30-летний композитор Мухаммед Фейроз. «Среди людей моего поколения цинизм больше не является плохим словом. Его прославляют и очень часто путают с умом».
Во время Второй мировой войны, мученик за веру Дитрих Бонхеффер говорил очень жесткие и правдивые вещи относительно цинизма. Из нацистских застенок он описывал циника как того, кто утверждает, что говорит истину всегда, везде и каждому, а на самом деле он просто постоянно лжет. Циника окружает ореол «фанатичного приверженца истине», но на самом деле он просто отрицает реальность. Он «попирает тайну, убивает надежду, предает сообщество, в котором живет, и высокомерно улыбается, глядя на произведенный им хаос и человеческую неспособность вынести эту «правду».
«Циники», – заключает Бонхеффер, – «питаются ненавистью к реальности и миру сотворенному и любимому Богом» (Труды, 16:604-605).
Видя возрастающее и разрушительное влияние цинизма на души отдельных людей и общество в целом, вы должно быть думаете, что церковь должна высказаться по этому поводу. Но церковь молчит!
Заявление Марка Мейнелла
Марк Мейнелл – заместитель директора Европейского отделения организации «Langham Partnership», осуществляющей видение своего основателя Джона Стотта и готовящей проповедников по всему миру. Девять лет Мейнелл был руководителем команды «All Souls Langham Place» в Лондоне. Он является автором новой книги «Пустые зеркала: Доверие в век цинизма», вышедшей в издательстве Zondervan.
Недавно я говорил с Марком о цинизме: его сути, воздействии на нашу жизнь и последствиях.
— Марк, спасибо за то, что нашел время поговорить об этом. Прежде всего, объясни пожалуйста, что такое цинизм? Как бы ты определил это понятие?
— Мы могли бы использовать академический или философский подход (именно это я и делаю в своей книге), но меня больше заботит цинизм как некое настроение, царящее в современном обществе. Поэтому, возможно, его проще определить как некую подозрительность.
Подозрительность – это естественный результат печального опыта в прошлом. Если обобщить, то я думаю, что современная культура подозрительности в значительной степени спровоцирована случаями злоупотребления властью. И если вы стали жертвой такого злоупотребления (со стороны государства, компании, общества или церкви), то неудивительно, что вы видите потенциальную угрозу во всех других, похожих обстоятельствах. И я искренне сочувствую таким людям.
Конечно, есть целый ряд сфер, где мы должны быть подозрительными. Но цинизм разъедает, как ржавчина, и очень заразителен. Когда подозрительность превращается в цинизм, мы теряем способность доверять. И подобная циничность, или что-нибудь еще похуже, является современным состоянием нашего мира.
— Скажем так: циник и христианин – оба не верят в человечество. Но в чем заключается фундаментальное различие их недоверия?
— Мне кажется, что у современного общества нет противоядия против набирающего силу цинизма. История двадцатого века – яркое подтверждение того, насколько слабы и уязвимы мы перед этим явлением, даже в так называемых цивилизованных и образованных странах.
По иронии судьбы, основная задача современных проповедников состоит не в том, чтобы убедить людей в греховности человека (единственная доктрина, которая, по мнению Честертона, может быть доказана), а совершенно наоборот! Как убедить студента исторического, биологического или криминалистического факультета, что человек, несмотря ни на что, создан по образу Божьему? Грех исказил и повредил этот образ, но не уничтожил его. Потому что, если мы не сделаем этого, то человечество никогда не поймет такие фундаментальные этические вопросы как зарождение и прекращение жизни и ценность человеческого индивидуума.
И наоборот, из-за того, что мы были сотворены Богом по Его образу и искуплены Христом, мы знаем, что наша ценность имеет незыблемое основание. Никто не пал слишком низко, чтобы Бог не мог его спасти. Вот почему, как я пишу в книге, «подозрительность обоснована, а цинизм – нет». Никто не ожесточен грехом настолько, чтобы благодать не могла преобразить его. Это и является основным различием и единственной надеждой для циничного мира.
Поэтому, разговаривая с людьми, мы должны очень четко излагать положительные и отрицательные аспекты человеческой антропологии, описанной в Библии, т.е. что мы были сотворены по образу Бога, но восстали против Него, а затем были спасены и восстановлены через победу царства Христа.
— О, это самое главное. Спасибо! Один пастор написал: «Цинизм — является идолом человека мыслящего». В книге Екклесиаста Соломон сражался с идолами богатства, секса и власти, но «тем, что практически завладело его душей – был цинизм... Цинизм – это храм, в который мы приходим, пройдя все другие храмы. Этот храм стоит последним в цепочке». Согласны? Если да, то какое место цинизм занимает в пантеоне культурных богов?
— Это очень справедливое и важное замечание, и хотя я не уверен, но я пойду еще дальше и позволю себе сказать, что цинизм – это центр любого идолопоклонства. Цинизм может быть удобным оправданием идолопоклонства. Он может помочь мне сбросить оковы своего «двоюродного брата» – сомнения. Я намеренно делаю это различие, чтобы ясно показать, что существуют здоровые (и даже, возможно, необходимые) формы сомнения. Например, когда мы страдаем, чтобы понять нечто важное, или сталкиваемся с болью. И я проходил через такие переживания много раз.
Но жесткость, появляющаяся из-за нанесенных ран, порождает самодостаточность, которая может привести к полной замкнутости (автономности), являющейся, по своей сути, определением греха. Мало того, это может извратить все ценное, хорошее и прекрасное в Божьем Слове и придать ему совершенно противоположное значение, как это было в случае со Христом, обвиненном фарисеями в использовании демонической силы (Лук.11:15).
И здесь мы должны быть особенно внимательны. Цинизм, являющийся результатом злоупотребления властью, может сам начать злоупотреблять властью. Жертвы могут стать виновниками, когда «дорвутся до руля». Мы можем видеть это на личном уровне, на примере школы. Дети, над которыми издевались в младших классах, сами издеваются над другими, становясь старшеклассниками. На глобальном уровне вы можете видеть это в геополитике, в лице ее современных лидеров. Такие превращения могут показаться немыслимыми и незаметными, или даже продиктованными жаждой мести (зачастую во имя справедливости). Как бы то ни было, но не является ли это причиной, по которой мы должны рассматривать обе стороны в качестве жертв и перестать прославлять жертвенность?
— Этот вопрос более детально рассматривается в вашей книге. Каким образом противостоять тихому цинизму, который исподволь подтачивает наши церкви, будь то пасторский авторитаризм или недоверие в наших общинах?
— Возможно, нам нужно начать с вопроса: является ли эта подозрительность обоснованной? И, к сожалению, зачастую мы должны дать положительный ответ на этот вопрос. Церкви не являются автоматически местом, свободным от злоупотребления властью, хотя и должны быть таковыми!
Именно поэтому Христос призывал своих последователей использовать власть не так, как это делается в окружающем мире. В отличие от языческих правителей, которые «господствуют над народами», Иисус говорит короткую и емкую фразу: «У вас пусть будет не так» (Мат.20:26).
Альтернатива, которую предлагает Христос, – это служение друг другу. Но это же звучит так утопично! Иисус призывает к добровольному рабству, поступиться своими интересами ради интересов другого и все это из-за любви, даже когда люди не отвечают взаимностью. Не поэтому ли христиане призваны взять крест? И Христос показал нам пример.
Мы должны быть готовы к этому. Первый вопрос, который задают неверующие, это не то, насколько христианство истинно, а то, насколько безопасным местом является церковь. Что произойдет, если я соглашусь присоединиться к церкви? Потребуют ли от меня жертвовать все мои деньги? Не обидят ли там моих детей? Не украдет ли церковь мою индивидуальность? Для некоторых, церковь – это просто религия в большем масштабе. И она еще сильнее обнажает наши сомнения.
Поместная церковь – это не группа совершенных людей, собирающихся вместе, чтобы наслаждаться духовными достижениями друг друга. Это сообщество раненых и уязвимых людей, испытавших благодать и теперь делящихся ей. И так и будет, если лидеры наших общин будут сознавать их собственную, постоянную нужду в благодати.
Для этой проблемы не существует быстрого решения. Вы не сможете исправить это, пройдя какой-нибудь шестинедельный курс. Этого не решить, составив план из 5 пунктов о том, как построить безопасную церковную общину. И об это преткнутся многие американские и европейские церкви, потому что, честно говоря, в вопросах духовного роста они больше полагаются на модель, которую видят на Уолл-стрит или Мэдисон-авеню, а не в маленьком горчичном семени Божьего Царства. Раненому человеку нужно время, чтобы снова начать доверять. Только благодать может противостоять цинизму. И это требует времени.
— Последний нераскрытый пункт: цинизм убивает радость в нашей христианской жизни. Как этого избежать?
— Здесь я обращаюсь к единственно возможному способу уберечь свое сердце от цинизма. И это средство – сам Христос. Он является ответом на этот вопрос. И, вероятно, мы не готовы сразу принять такой простой ответ. Из истории мы видим, что Христос является Личностью, заслуживающей полного доверия по причине Его абсолютной власти. В 7 главе книге пророка Даниила мы видим, что эта власть дается Ему Богом.
Но посмотрите как Он использует ее! Христос моет ноги и принимает наказание вместо грешников. С тех пор люди по праву любили Его за это. И это подлинная радость – знать Его и быть любимым Им!
Царь Христос является тем, Кто утешает во время разочарования и боли, когда кажется, что молитвы «отскакивают» от потолка. Умение доверять Богу в темные периоды нашей жизни кажется нам абсолютно недостижимым, но когда мы смотрим на Христа, мы видим крупным планом сердце самого Бога. Забудет ли Он, будет ли эксплуатировать или обижать кого-то, кто находится под Его крылом?
Так как наш Царь заслуживает полного доверия, мы можем радоваться даже в мире, которым управляют власти и политики, не заслуживающие доверия. Радость христианина не угасает, когда сталкивается с реальностью этого мира в лице несовершенных человеческих лидеров.
— Касательно этого вопроса, это лето было тяжелым для евангельских верующих в США. Американский Верховный Суд легализовал (так называемые) однополые браки во всех 50 штатах. А затем появилось ужасное видео организации «Планирование семьи», разоблачающее ее деятельность по торговле органами абортированных младенцев. Данная организация финансируется правительством, и я поддерживал их! Сейчас в Америке есть много вещей, вызывающих в нас цинизм, и Верховный Суд – не последняя из них. Что теряют христиане, становясь культурными циниками?
— Я реально ощущаю это, но, возможно, для европейского наблюдателя, это не так явно. Мы уже достаточно давно дышим этим «воздухом» по эту сторону «пруда». Мы никогда не должны забывать, что, начиная с XIX века, на Западе, численная (если не духовная) сила американской церкви – это аномалия, сдерживавшая процесс стремительной секуляризации общества. Но также верно и то, что люди по обе стороны Северной Атлантики оказались вовлеченными в эту безумную и набирающую обороты гонку цинизма!
Христиане особенно должны избегать скрытого или так называемого замаскированного цинизма. Ведь мы же используем эти зашифрованные послания (скрытый цинизм), не так ли? Белые Ковбои (граждане) против Черных шляп (иммигрантов)!
Но Библия напоминает, что грех не является атрибутом какой-то определенной группы или идеологии, и что все люди созданы по образу Божьему. В конце концов, богословие дьявола безупречно, но он отвергает эту истину! Мы все сотворены по образу Божьему и все являемся сломленными грешниками, нуждающимися в благодати.
Возможно, единственный способ для церкви повлиять на нашу циничную культуру – это вернуться к видению Царства, как горчичного семени: маленького, слабого, не впечатляющего, но представляющего истину благодати, наполненную жертвенной любовью! И мы не просто провозглашаем истину, но и уделяем внимание тому, как мы используем власть в церкви для того, чтобы истина могла распространяться и за ее пределами.
Итак, что стоит на кону, если церковь станет циничной? Я думаю, что в этом случае мы не сможем предложить неверующим циникам твердую надежду во Христе.
— Да, только Христос может освободить грешника от цинизма. Какую роль второе пришествие Христа играет в победе над цинизмом в наших сердцах?
— Возвращение Христа — это основание нашей надежды!
В течение четырех лет я преподавал в небольшой межденоминационной семинарии в Уганде, и большая часть наших студентов были беженцами из соседних стран. Если вы думаете, что быть африканским беженцем в Европе или Северной Америке – это плохо, то представьте насколько более беззащитно положение этих людей в Африке. Я слышал душераздирающие истории об ужасных событиях, которые я кратко описал в своей книге. Поэтому, услышав рассказы о случаях жесточайшей несправедливости, и о том, что справедливость никогда не будет восстановлена в этом мире, я понял почему так много братьев и сестер, за пределами западного мира, страстно ожидают второго пришествия Христа.
В этот Великий День абсолютная власть, находящаяся в самых безопасных руках, принесет восстановление и справедливость. Вот почему каждая слеза будет утерта, и всякий плач обращен в радость.
Только Бог может сделать это.
— Да, гряди, Господь Иисус! И спасибо, Марк.
Автор — Тони Рейнки / Desiring God / Перевод: А.Макарычев / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!