Исповедь безнадежного романтика
Слышали ли вы миф о парне, который влюбился в собственноручно сделанную статую?
Когда его мраморная богиня сияла в солнечной свете, Пигмалион улыбался.
Оба стояли безмолвны. В отличии от толпы, которую он встречал на грязных улицах, в ней была желанная красота. После нескольких месяцев работы (резьбы и отделки) появилась она: его кумир, его красота и его возлюбленная.
Он прозвал ее Галатея.
Период свиданий с Галатеей
Когда я впервые услышал историю Пигмалиона, я начал смеяться. Мужчина, разочаровавшийся в реальных женщинах, ушел ваять статую и затем влюбился в нее. Нелепо.
Но затем я поступил опрометчиво: начал думать об этом.
Миф обеспокоил меня. Образ ничтожного мужчины, закрывающегося от реальных женщин, для того чтобы влюбиться в что-то поддельное и ненастоящее, не оставлял меня. Где я уже видел это? Когда я задумался, образ становился яснее. В глупости Пигмалиона я увидел свое отражение: я был влюблен в идол, богиню, которую сам создал.
Для меня Галатея была комбинацией идеалов. У нее была улыбка девушки с обложки журналов, ум ученого, благочестие женщины из 31-й главы Притч, фигура модели. Ее улыбка всегда бы утешала, приготовленная ее еда была бы непревзойденно вкусной, и ее компания всегда бы развлекала. Она была идеалом, с которым сравнивалась каждая смертная женщина из плоти и крови.
И когда женщина не дотягивала, я, так сказать, закрывал дверь поплотнее и предполагал, что останусь одинок навсегда.
Печаль заключалась в том, что одиночество с Галатеей было предпочтительнее для меня.
Недосягаемая совершенная любовь выглядела лучше, чем достижимая несовершенная любовь.
Клайв Льюис отражает сущность этого предпочтения в «Царстве теней»: «Сама сильная радость заключается не в обладании, а в желании». Неисчезающее наслаждение, вечное блаженство твое только тогда, когда сокровенное желание недосягаемо. Недосягаемая любовь сверкала ярче любви с человеческим несовершенством. Мне хотелось добытовой романтики.
Поэтому я остался с Галатеей. Она была неуязвима к тлению и болезни — пластиковые листья не сохнут.
Классический романтик
Отношения с благочестивой женщиной в церкви казались мне слишком земными. Как Питер Лейтарт диагностировал:
«В классических романах мужчина, действительно, не хочет довести до логического конца свои отношения: жениться и справляться с однообразием ежедневной совместной жизни. Брак для романтиков кажется слишком приземленным. Романтик упивается препятствиями. Он хочет испытывать чувство любви, но при этом не допускает ее осуществления в стойких и заветных отношениях… Мужчина, который считает, что его возлюбленная должна быть идеалом совершенства, не может терпеть даже намека на несовершенство. Это и есть причина, почему романтик не хочет подходить слишком близко к своей возлюбленной; глубоко в душе он знает, что если подойти слишком близко, он обнаружит недостатки и несовершенства».
См. Brightest Heaven.
Будучи классическим романтиком, я наслаждался препятствиями. И написал в дневнике годы спустя:
«С букетом пышным ярких роз
На подоконнике лежу, пою о красоте,
Мила погоня мне за блеском этих глаз…
Но благодарен крепостной стене».
Я желал любви без недостатков из падшего мира. Я был измучен эхом первой и второй главы книги Бытия, не способен справиться с третьей главой: с падшим мужчиной и браком. Поэтому Галатея стала прибежищем от неминуемого: брак со слезами, борьба и разочарование. Брак характеризовался, в моем понимании, в основном обыденностью и банальностью. Галатея стояла как мраморная крепость, предотвращая обыденное разочарование так же, как и отсутствие Джейн для Элизабет в «Гордости и предубеждении»:
«И если бы в путешествии могла принять участие Джейн, перспектива этой поездки была бы вполне совершенной. „Впрочем, это даже хорошо, — рассуждала Элизабет, — если что-то произойдет не так, как мне бы хотелось. Если бы все было устроено по-моему, я непременно должна была бы со временем разочароваться. А теперь, постоянно грустя о предстоящей разлуке с Джейн, я могу в какой-то мере надеяться получить от поездки предвкушаемое удовольствие. Замысел, в котором все части складываются вполне удачно, никогда не бывает успешным. И только если какая-нибудь досадная мелочь нарушает гармонию, можно избежать полного разочарования“».
Я встречался с Галатеей, потому что она давала мне надежду. Может быть, она в человеческом облике была где-то рядом. Может быть, она действительно существовала. Я думаю, причина, почему я досадовал, заключалась в том, что до сих пор не нашел ее.
Избавься от Галатеи
Допустите правление Галатеи в своей жизни, и она станет жестокой по отношению к реальным женщинам и земным взаимоотношениям. Связь с ней обойдется вам дорого. Продолжайте встречаться с Галатеей и вы будете:
- душить важных людей в вашей жизни (жену) непомерными ожиданиями;
- задерживаться в одиночестве, когда Бог показывает вам замечательные варианты;
- вскользь встречаться без всяких обязательств или решений;
- продолжать поклоняться своему кумиру.
Избавьтесь от нее (него) — умоляю вас. Я буду первым и возглавлю это шествие. Следуйте за мной.
Прощальное письмо
Моя прелестная Галатея!
Могу ли бросить я тебя,
Улыбку, что теплей пустынного песка?
Как мне не думать о тебе
С хрустальной туфелькой в руке?О дева Галатея! Что выстрелом
Из глаз пронзаешь мое тело!
Разбит я блеском призрачных румян,
И хлеб не мил, едва заслышу твой обман.Душа моя! Останься же в помине —
Я обращу свой взор от мрамора ко глине.
Хотя в душе зияет страшная дыра,
Все ж откажусь от ваших чар и ото зла.Царица Галатея! Быть подданным твоим
Немыслимо — кровь в жилах стынет.
Искал по книгам я, сжигая за лучиною лучину,
Теперь бросаю идол свой в пучину.О Галатея! Уйти пришла моя пора,
Не пить Амура мне вина.
Понятно лишь издалека,
Что ты — лишь жажда Божества.
Галатея — жажда по Богу
Но есть некоторая правда в этом мифе.
Спустя годы я осознал, что Галатея была в основном неуместной жаждой по Богу. У меня было, как теологи говорят, переосознание эсхатологии. Я прямо сейчас ожидал небеса на земле, поэтому искал возвышенный роман и хотел найти его со смертным человеком. Но Бог — рассказчик лучше Диснея. Галатея вселенной пришла, чтобы любить своих неверных, слабых, разбитых, падших, безобразных, нечистых и мятежных людей. Своей смертью Он один сделал свою невесту красивой. Галатея умерла за нечестивых.
И Он снова придет. Он — Галатея. Все хилые, слабые и несовершенные наши супруги указывают на Него.
Грег Морзе / Оригинал © Desiring God Foundation, перевод © Help for Hear†.
Последнее: 26.07. Спасибо!