Что значит то, что евреи являются богоизбранным народом?
Бесспорно, еврейский народ был самой преследуемой этнической и религиозной группой на протяжении всей истории. Ни одна народность не подвергалась большему количеству попыток геноцида, чем евреи (52 попытки, по данным Яд Вашем). И фараон, и Ирод убивали еврейских младенцев; вторгшиеся римские войска убили в 70 году н.э. около миллиона евреев; а Гитлеру удалось убить в газовых камерах шесть миллионов. Большинство людей никогда не слышали о Богдане Хмельницком, но он был украинским националистом, который в 17-м веке возглавил восстание, приведшее к убийству, по некоторым данным, около 300 тысяч евреев, часто самым варварским способом.
Почему евреи?
Есть много причин, по которым евреи подвергались таким жестоким гонениям. Историки, которые не склонны искать ответы в духовной сфере, не видят самую главную причину. Поскольку Бог избрал Израиль, сатана противостоит Израилю. У человека, который верит Библии, не должно быть сомнений в том, что это дьявольский заговор против Бога со стороны Его заклятого врага.
Но если мы хотим иметь более рациональную причину этих постоянных и жестоких преследований, она заключается в том, что еврейский народ претендует на звание богоизбранного народа. На протяжении веков это не всегда хорошо воспринималось теми, кто не считал их избранными. Кто такие эти высокомерные евреи, чтобы думать, что Бог избрал их, а не нас? И не только это. До того, как христианство стало господствующей мировой религией, над евреями издевались и их преследовали за распространение идеи о том, что есть только один Бог. Остальное человечество верило во множество богов, которых нужно было умилостивлять.
Что значит быть избранным?
Однако идея избранности не имеет ничего общего с преимуществом. Она не имеет ничего общего с расовым превосходством. Когда Бог избрал Израиль, это не был эксклюзивный выбор. На самом деле совершенно наоборот. Искреннее желание Бога в избрании Израиля заключалось в использовании Израиля для достижения остального мира. Вот почему дважды у Исаии Бог называет Израиль «светом для народов» (Исаия 42:6, 49:6) и даже говорит: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля». Но Бог говорит, что Его план заключается в том, «чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли». Божий план всегда был в том, чтобы использовать Израиль как народ-слугу для достижения всего мира.
Вы можете увидеть это в Псалме 66, где псалмопевец просит, чтобы Бог «осветил [Израиль] лицем» Своим (стих 2). Зачем? «Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё» (стих 3).
Еврейская избранность всегда означала, что евреи считали себя избранными Богом для распространения этического монотеизма в мире и для того, чтобы быть нравственным «светом для народов» (Исаия 49:6). Все остальные значения, приписываемые еврейской избранности, не являются еврейскими. Еврейская Библия, Танах, откуда и возникла эта концепция, не утверждает и не предполагает, что избранность означает еврейское превосходство или преимущество. Библия неоднократно заявляет, что евреи были избраны не из-за каких-то внутренних положительных качеств [1].
Нечего скрывать
Бог избрал Израиль не потому, что они больше или лучше: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов» (Второзаконие 7:7). Если бы еврейская избранность означала превосходство, то зачем Библии раскрывать худшие истории об Израиле? Несомненно, еврейские авторы скрыли бы прелюбодеяние Давида, бунт Израиля против Бога и нечестие большинства его царей. Танах чтит язычников, таких как Раав, Руфь и дочь фараона, которая спасла Моисея.
Израиль быль избран для распространения в мире этического монотеизма, который можно суммировать в Десяти Заповедях. И для того, чтобы, в конечном счёте, распространить послание Иешуа о Божьем Царстве среди народов. Есть причина, по которой Иисус родился в народе Израиля. Это был народ, призванный быть народом священников для всего мира (Исход 19:5-6). Павел понимал призвание быть светом для народов как то, что поручено делать ему и его братьям-апостолам (Деяния 13:47). Именно еврейские апостолы распространили весть об Иешуа до концов земли, как им было повелено (Деяния 1:8).
Бог против богов
Но в Танахе нет даже намёка на расовое или этническое превосходство. Превосходство в Боге. Именно в вере в идею того, что есть только один Создатель неба и земли, и в ценностях, которые Он открывает Своему народу. В то время, как язычники никогда точно не знали, как умилостивить своих богов, которые часто были весьма прихотливы в своих желаниях, Бог евреев очень ясно говорил, Кто Он и чего Он ожидает.
На древнем Ближнем Востоке боги не славились своей последовательностью. Тем, кто поклонялся им, оставалось только гадать, что может понравиться или не понравиться им, и это могло меняться день ото дня. Эти сомнения и неуверенность приводили к постоянному смятению, и человек только мог догадываться, находится ли он в благоволении или нет, оценивая свою ежедневную удачу [2].
Языческие боги не заботились о нравственности людей, но Яхвэ требовал справедливости, смирения и милосердия (Захария 7:9). Он ожидал верности в браке и честности в наших отношениях (Исход 20:14, 16).
Арийство и иудаизм
Избранность Израиля не имела ничего общего с чистотой их крови. В большинстве расистских движений, таких как арийское движение нацистов, чистая родословная желательна, а то и обязательна. Гитлера мучила мысль о том, что его дед мог быть евреем, потому что это запятнало бы его кровь. Он писал: «Одна лишь потеря чистоты крови разрушает навсегда внутреннее счастье; это навсегда унижает человека, и последствия этого никогда невозможно удалить из тела и разума» [3]. Гестапо по просьбе Гитлера провело исследование и пришло к заключению, что его дед не был евреем.
Но еврейство, хотя это и этническая принадлежность, восходящая к Аврааму, коренится в том, во что вы верите, а не в ваших генах. В центре внимания Еврейской Библии, Танаха, находится не высшая раса или этническая принадлежность, а вера в Бога Израиля и Его ценности. Арийцы считали, что они избраны, чтобы населить землю совершенной расой. Евреи призваны наполнить землю верой в единого истинного Бога.
Ссылки:
- Prager, Dennis; Telushkin, Joseph. Why the Jews?: The Reason for Antisemitism (p. 40). Touchstone. Kindle Edition.
- Hill, Andrew E.; Walton, John H. A Survey of the Old Testament (p. 175). Zondervan Academic. Kindle Edition.
- Crowe, David M. The Holocaust (p. 81). Taylor and Francis. Kindle Edition.
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!