В субботу ХАМАС — исламистская террористическая группировка, базирующаяся в секторе Газа и финансируемая Ираном, — начала крупномасштабную атаку на южный Израиль с моря, суши и воздуха. На момент написания этой статьи более 900 израильтян погибли, 2400 получили ранения, и ещё сотни были взяты в заложники.
Фотографии и видео, появляющиеся в социальных сетях, ужасают: ничего не подозревающие любители вечеринок, убитые на музыкальном фестивале; отец, помогающий своим детям сбежать через крышу, когда его самого убивают; террористы, везущие обнажённую женщину в кузове пикапа; пожилой человек, переживший Холокост, которого заставили держать пистолет и позировать с солдатом ХАМАСа; молодая женщина с двумя дочерьми пяти и трёх лет, взятая в заложники. Некоторые сравнили психологический ущерб, нанесённый Израилю, с событиями 11 сентября для Америки. Это самое кровавое массовое убийство евреев за один день со времён Холокоста, и оно неизбежно глубоко повлияет на израильское общество.
Независимо от различных взглядов христиан на место современного народа Израиля в Божьем искупительном плане, мы считаем, что это тот момент, когда не только возможно, но и необходимо говорить с моральной ясностью.
Возможность моральной ясности
В грешном мире всегда легко найти неоправданные действия с обеих сторон конфликта. Любого, кто осуждает одну сторону, быстро встречают в социальных сетях «какнасчётизмом»: «А как насчёт этого или того злодеяния, совершённого другой стороной?»
Мы признаём, что государство Израиль не всегда было безупречным в своих действиях по отношению к палестинскому народу. Быть произраильским в этой ситуации, подобно нам, авторам этой статьи, не значит обелять каждое действие, предпринятое израильским правительством или военными, с момента основания Израиля до сегодняшнего дня. Мы видим разочарование, боль и горе, испытываемые палестинцами, и серьёзно относимся к библейской заповеди «плакать с плачущими», что включает в себя и палестинцев, оплакивающих своих погибших, как в прошлом, так и в настоящем.
Однако неизбежное существование правонарушений с обеих сторон не всегда порождает моральный туман. Иногда туман рассеивается. Например, вторжение России в Украину может быть осуждено христианами без колебаний. Нападение ХАМАСа на Израиль является столь же ярким примером правонарушений, которые можно решительно и безоговорочно осудить.
Христианское различение учитывает как природу действия, так и его цели. Если бы ХАМАС просто взял гражданских заложников, этот акт сам по себе был бы злом (Библия запрещает похищение людей), но эта цель, возможно, имела бы некоторое военное оправдание — в прошлом заложников обменивали на палестинских пленных. Но ХАМАС не просто взял заложников. Он намеренно планировал военную операцию с целью убийства мирных жителей. Эти жертвы среди гражданского населения не были побочным ущербом от атак на военные объекты. Целью были сами гражданские лица. Этой резне нет никакого библейского оправдания.
Преимущества моральной ясности
Любой, кто был пастором политически разделённой церкви, знает, насколько важно сохранять баланс, говоря о политических вопросах. Мы можем настолько привыкнуть представлять обе стороны проблемы, что идея склониться на одну сторону кажется очевидной пасторской ошибкой. Но когда моральная ясность оправдана, это приносит огромную пользу.
1. Общие преимущества моральной ясности
Как заметила Джин Бетке Эльштайн:
«Если бы мы не могли отличить случайную смерть в результате автомобильной аварии от умышленного убийства, наша система уголовного правосудия развалилась бы. И если мы не можем отличить убийство солдат от намеренного нападения на мирных граждан, мы живём в мире морального нигилизма. В таком мире всё сводится к одному и тому же оттенку серого, и мы не можем провести различия, которые помогли бы нам определить наши политические и моральные позиции».
Подобная ориентация помогает нам лучше понять, кому и чему доверять. Некоторые иностранные правительства, такие как министерство иностранных дел Катара, выступили с заявлениями, в которых назвали Израиль «единственным ответственным за продолжающуюся эскалацию из-за постоянных нарушений им прав палестинского народа». Другие правительства, в том числе правительства некоторых арабских стран, предпочли не обвинять Израиль. Такое снятие масок полезно христианам, занимающимся внешней политикой или работающим на Ближнем Востоке.
Моральная ясность в отношении текущего конфликта также помогает нам подготовиться к пока неизвестным событиям, которые могут произойти ближе к нам. Тренируя своё различение, мы становимся лучше подготовленными к правильному мышлению в будущем. Нравственная проницательность Дитриха Бонхёффера позволила ему увидеть ужас нацизма в то время, когда многие другие христиане считали аргументы двусмысленными. Его сильное нравственное видение принесло славу Богу, и мы идём по его стопам, когда у нас есть ясное представление о том, о чём должно быть ясное представление.
2. Особые преимущества моральной ясности
Моральная ясность порождает императивы: «должен» и «нельзя». Если использовать неполитический пример, Павел потребовал от церкви в Коринфе «извергнуть развращённого из среды их» (1 Коринфянам 5:13). Этот человек делал то, что христианам нельзя делать (1 Коринфянам 5:1), и это привело к тому, что они должны были отлучить его от поместной церкви.
Ясность в отношении нападений ХАМАСа на Израиль позволяет народу Божьем руководствоваться императивами. В воскресенье участники пропалестинского митинга в Нью-Йорке скандировали: «Сопротивление оправдано, когда люди под оккупацией». Христианам нельзя участвовать в митингах такого рода (или их эквивалентах в социальных сетях), которые служат защитой от неоправданного преднамеренного убийства мирных жителей. Оправдание того, что невозможно оправдать (изображая убийства, изнасилования и похищения людей как «сопротивление»), — это не то, как мы плачем с плачущими.
Моральная ясность также позволяет молиться достаточно односторонне. Правильно молиться за скорейшую победу над ХАМАСом. Оперативный штаб ХАМАС, состоящий из убийц, никогда не сможет обеспечить хорошее руководство палестинцам, живущими в секторе Газа. Нам следует непременно молиться и о двухсторонних вещах: о спасении людей с обеих сторон; о защите, исцелении и утешении людей с обеих сторон; и о росте церкви, живущей внутри границ обеих наций. Даже когда мы молимся об этих двусторонних вещах, давайте смело взывать к нашему Богу о том, чтобы Он помешал, расстроил планы и победил ту сторону, которая одержима терроризмом.
Авторы — Бернард Н. Говард, Иван Меса / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!